Как регулятор и эксперты предлагают изменить требования к страховкам
Банк России ожидает создания проекта единого стандарта страховых продуктов до конца текущего года. Об этом заявила на пресс-конференции 24 октября глава ЦБ Эльвира Набиуллина. По ее словам, стандарт призван защитить клиентов от переплат и снизить поводы для отказа в выплатах со стороны страховщиков. По данным отчета ЦБ, уровень выплат по отношению к взносам по кредитному страхованию почти у половины игроков рынка минимален, а с отказами в возмещении сталкивается каждый третий клиент. Для обеспечения заемщиков надежной защитой ряд банков уже сейчас стал повышать требования к продуктам кредитного страхования жизни. "Известия" узнали мнение экспертов о необходимости введения единого стандарта.
Необходимость введения стандарта по кредитному страхованию жизни поддержало и экспертное сообщество. Как пояснил управляющий директор по рейтингам страховых и инвестиционных компаний "Эксперт РА" Алексей Янин, кредитное страхование жизни защищает заемщика, его семью и банк при таких событиях, как смерть или утрата трудоспособности, позволяя погасить остаток кредита за счет полиса. Без этого продукта семья в случае трагедии сталкивается с двойной финансовой нагрузкой. Из-за отсутствия единых стандартов страховые компании предлагают разные условия и исключения, из-за чего реальная защита заемщика может быть минимальной.
Из-за социальной значимости кредитного страхования жизни важно установить единые стандарты, чтобы все участники рынка одинаково понимали, какие риски покрывает полис, и чтобы продукт имел реальную ценность для клиента, добавил Алексей Янин. Пока же доля отказов в выплатах остается высокой, в том числе из-за сложных требований к медицинским документам, которые на практике заемщику очень сложно или невозможно получить.
На рынке действительно есть проблемы с клиентской ценностью полисов кредитного страхования жизни. Так, согласно данным рэнкинга страховых компаний по итогам первого полугодия 2025-го от "Эксперт РА", у 6 из 13 участников рынка уровень выплат к полученным взносам ниже 10%, а у отдельных игроков он составляет лишь 0,7-2,6%. Это значит, что в подавляющем большинстве случаев по этим полисам клиенты не получают выплат.
Как отметил Алексей Янин, внедрение единого стандарта со временем повысит доверие граждан к страхованию и улучшит восприятие кредитного страхования благодаря росту его ценности. Однако процесс изменения рынка будет длительным и поступательным – важна ежедневная работа над повышением ценности страховых продуктов и улучшением их восприятия гражданами.
Источник: Известия