Страхование, 25.05.2022

Шесть ударов по российскому страховому рынку: от защиты к развитию
Поделиться
VK


PDF  
Ольга Любарская
Анастасия Шкреба
Алексей Янин

Страховщики активно отбивают удары кризиса и адаптируются к изменившимся условиям. В ходе опроса, проведенного рейтинговым агентством «Эксперт РА», компании сообщили, что идет интенсивная работа по поиску альтернатив для зарубежного перестрахования, по импортозамещению в сфере IT, по пересмотру планов, бюджетов, приоритетов по проектам, контролю за растущими расходами и убыточностью, а также по поддержанию спроса на страхование. На момент проведения анкетирования (апрель 2022-го) никто из респондентов не ожидает роста страхового рынка в текущем году. В наибольшей степени, по мнению опрошенных, кризис сказался на страховании автокаско. В то же время влияние текущей ситуации на бизнес своей компании страховщики оценили более оптимистично, чем на бизнес всех участников страхового рынка в целом.

По результатам проведенного опроса мы выделили шесть ключевых проблемных направлений, о которых сообщают страховые компании.

  1. Трудности, связанные с валютными операциями и операциями с нерезидентами, а именно задержки в получении платежей и блокирование операций по сделкам с финансовыми инструментами в Euroclear и Clearstream.
  2. Уход иностранных IT-компаний из России, что повлечет за собой существенное удорожание и дефицит IT-оборудования, отсутствие в продаже запасных частей для него, закрытие доступа к ряду сервисов и баз данных, а также рост кибер-рисков для иностранного ПО и оборудования, для которых в результате санкций приостановлена техническая поддержка.
  3. Затруднения, возникшие с зарубежным перестрахованием, в результате ухода с рынка международных перестраховщиков.
  4. Проблемы, связанные с автострахованием, которые возникли из-за приостановки работы многих международных автомобильных концернов в РФ, падения продаж новых машин, сокращения объемов кредитования, нарушения логистических цепочек, роста цен на автомобили и автозапчасти, а также их дефицита.
  5. Падение спроса и платежеспособности клиентов в результате роста банковских ставок, резкого увеличения стоимости товаров, экономии на тратах, ухода некоторых компаний с рынка и расторжения договоров страхования.
  6. Инфляционный рост убытков по всем видам страхования и общее увеличение расходов компании по всем статьям, включая фонд оплаты труда.
Давыденко Александр Сергеевич
Давыденко Александр Сергеевич,
генеральный директор «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ»:

Откровенно говоря, наш страховой рынок в состоянии решить многие проблемы и пережить любые кризисы, особенно если будут помощь и поддержка со стороны государства. Российский бизнес вообще уже давно выработал своеобразный иммунитет к различного рода кризисным ситуациям и научился быстро адаптироваться и перестраиваться, находить нестандартные решения.

Опрошенные страховые компании считают, что наибольшее негативное влияние кризис оказал на страхование автокаско. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» провело анкетирование среди страховщиков, в котором попросило оценить степень негативного воздействия текущей ситуации на некоторые крупнейшие сегменты страхового рынка по 10-балльной шкале, где 1 – наименьшее негативное влияние и 10 – наибольшее. Более 70 % респондентов поставили от восьми до 10 баллов по страхованию автокаско, из них 30 % оценили степень влияния как максимальную (10 баллов). Никто из респондентов не поставил по этому сегменту оценку четыре или менее баллов. Средний балл по страхованию автокаско получился на уровне 8,1, когда по всем остальным сегментам, фигурировавшим в опросе, средний балл оказался в диапазоне от 4,9 (страхование прочего имущества граждан) до 6,8 (страхование жизни).

На момент проведения опроса (апрель 2022-го) 64 % респондентов ожидают сокращения объема страхового рынка по итогам текущего года более чем на 10 %. Из них 23 % – падения премий более чем на 20 %. 18 % опрошенных считают, что объемы страхового рынка снизятся на 5–10 %, еще 14 % прогнозируют сокращение до 5 %. Околонулевая динамика страховых премий будет наблюдаться, по мнению лишь 5 % респондентов. И ни одна из компаний не ожидает роста страхового рынка в 2022 году.

Русаков Максим Юрьевич
Русаков Максим Юрьевич,
партнер Консалтинговая группа SRG:

Мы видим, что клиенты все более избалованы качественным цифровым сервисом. Например, при покупке жилья в ипотеку люди готовы переплачивать, чтобы быстрее выйти на сделку и получить ключи от квартиры своей мечты, а не тратить время на поиск услуг в офлайне, обзвон страховых компаний, ручное сравнение предложений, долгий процесс согласования условий. Страхователи хотят, чтобы процесс был удобным и безопасным, а самое главное – быстрым.

Опрошенные страховщики оценивают влияние текущей ситуации на бизнес своей компании более оптимистично, чем на бизнес участников страхового рынка в целом. Мы попросили респондентов оценить степень негативного воздействия кризиса на бизнес их компании и страховой бизнес в целом в различных аспектах по 10-балльной шкале, где 1 – наименьшее негативное влияние и 10 – наибольшее. По мнению опрошенных, кризис оказал среднее влияние на отдельные аспекты бизнеса их компаний – средний балл попал в диапазон от 4 до 6,4. В то же время, по их мнению, негативное влияние кризиса на те же самые аспекты страхового бизнеса, но уже в целом по рынку ощущается заметно сильнее. Для сравнения: средние баллы по категориям «перестрахование» и «работа с международными страховыми брокерами» составили 8,2 и 8,3 соответственно, а по прочим аспектам находились в диапазоне от 5,1 до 6,5.

Бобыльков Кирилл Леонидович
Бобыльков Кирилл Леонидович,
руководитель блока маркетинга СК «Росгосстрах»:

Очевидно, что российские страховщики будут более пристально смотреть в сторону ближневосточных и азиатских рынков, как в части перестрахования, так и в части привлечения брокеров. Собственно, мы наблюдали в последние годы осторожные шаги по расширению пула зарубежных партнеров за счет китайских коллег, теперь, думается, движение на Восток будет интенсивнее и не ограничится только Поднебесной.

Киселев Олег Михайлович
Киселев Олег Михайлович,
генеральный директор СК «Ренессанс Жизнь»:

Раньше мы считали, что продавать страхование жизни без личного контакта продавца и потенциального клиента невозможно, ведь это продукт неявного спроса, о потребности в котором люди сами не задумываются. Но оказалось, что через дистанционные каналы связи можно успешно предлагать страхование жизни – это практически с начала пандемии ковида делали и наши финансовые консультанты, и сотрудники банков-партнеров. В итоге мы уже не первый год развиваемся в парадигме фиджитал. То есть сочетаем при предложении страхования жизни цифровые технологии и физический контакт, человеческое общение. Цифровые каналы – это быстро и удобно для людей.

Согласно результатам опроса, большинство компаний активно адаптируются к изменившимся условиям. В части перестрахования ими предпринимаются меры по перераспределению перестраховочной защиты как по емкости внутри РФ, так и по перестраховщикам из дружественных стран. Также компании пересматривают свои инвестиционные политики с учетом новых требований и реалий, усиливают IT-команды, переориентируются на российское программное обеспечение. В целях борьбы со снижением спроса проводят переговоры с клиентами, формируют индивидуальные продуктовые предложения. Особое внимание уделяется пересмотру бюджетов, планов развития, расставлению новых акцентов и изменению приоритетов – замораживанию одних проектов и интенсификации запуска других, более актуальных на сегодняшний день. При этом, по мнению 86 % опрошенных компаний, страховой отрасли сейчас требуется господдержка. Страховщики также сообщили, что нуждаются в усилении поддержки со стороны регулятора, которая могла бы выражаться в регуляторной паузе в ведении новых требований, например отсрочки по внедрению заложенных этапов 710-П, а также переносе сроков МСФО 17. Многие из респондентов отметили, что уже оказываемые рынку меры поддержки являются своевременными и имеют значительный положительный эффект.

Шельпяков Максим Вячеславович
Шельпяков Максим Вячеславович,
директор департамента страхования Компании "Диасофт":

Для IT-отрасли все происходящее сейчас – это вызов. С одной стороны, закрываются проекты, в которых участвовали покинувшие рынок компании. С другой – новые возможности и проекты открываются для игроков российского IT. Cегодня есть возможность для реализации цифровой трансформации на российском рынке, а ПО отечественной разработки будет востребовано внутри страны.

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Итоги 1-го полугодия 2024 года на страховом рынке и прогноз на текущий год: «жизнь» в центре внимания»

Страховой рынок вырос на 20,5% за 1-е полугодие 2024 года по сравнению с аналогичным периодом прошло... 10.10.2024
Итоги 1-го полугодия 2024 года на страховом рынке и прогноз на текущий год: «жизнь» в центре внимания»

Страховой рынок в 2024 году: 85% позитива

В 2024-м доля страховщиков, позитивно оценивающих состояние страхового рынка, увеличилась до 85 с 66... 18.09.2024
Страховой рынок в 2024 году: 85% позитива

ИТ в страховых компаниях: фактор развития и технологии будущего

Для большинства страховых компаний ИТ – важный фактор принятия стратегических решений, а для многих... 17.09.2024
ИТ в страховых компаниях: фактор развития и технологии будущего

Итоги 2023 года на страховом рынке и прогноз на 2024-й: от рекорда к замедлению

В 2023 году страховой рынок показал максимальные темпы прироста страховых премий за последние 20 лет... 25.04.2024
Итоги 2023 года на страховом рынке и прогноз на 2024-й: от рекорда к замедлению

Прогноз развития страхового рынка на 2024 год: период охлаждения

По прогнозу «Эксперт РА», страховой рынок в 2024 году ожидает охлаждение, темпы его прироста снизятс... 16.01.2024
Прогноз развития страхового рынка на 2024 год: период охлаждения
Вся аналитика