Устойчивое развитие, 04.12.2025

ESG-триллионы: как развивается ответственное финансирование в России
Поделиться
VK


PDF  

Содержание

Резюме

  • Объем портфеля ESG-кредитов увеличился почти на 50%, в структуре продуктов произошла смена лидера: зеленое финансирование опередило кредиты с привязкой к ESG-ковенантам.
  • Агентство прогнозирует дальнейший рост в 2026 году с учетом стимулирующих мер до 11 трлн рублей.
  • Портфель стал высококонцентрированным: на четыре крупнейшие отрасли приходится 84,9% всего портфеля.
  • Наметился сдвиг в подходах к анализу: несмотря на доминирование внутренней оценки и национальной таксономии,1 растет использование международных стандартов.2
  • Рост числа банков, публикующих нефинансовую отчетность, сопровождается снижением общего качества раскрытий. В 2025 году мы прогнозируем смещение акцента на глубину и достоверность раскрываемых данных.

Зеленый импульс ESG-банкинга: структура, стимулирование и стандарты

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» провело исследование для оценки ESG-кредитования3 по состоянию на 1-е полугодие 2025 года. Респондентами выступили 70 кредитных организаций.

По оценке агентства «Эксперт РА», за период 01.07.2024–01.07.2025 объем портфеля ESG-кредитов увеличился в 1,5 раза, достигнув 8 трлн рублей. При этом лишь треть опрошенных кредитных организаций отмечают наличие ESG-кредитов в своем портфеле, что скорее всего свидетельствует не об их фактическом отсутствии, а о сложностях идентификации и отсутствии явных экономических стимулов. Недостаточная отлаженность систем учета во многих банках искажает реальную картину и осложняет оценку масштабов рынка. Для стимулирования ESG-финансирования в мае 2025 года Банк России опубликовал инструкцию 220-И,4 распространив льготы, действующие для проектов ТС и САЭ, на приоритетные проекты устойчивого развития. Приоритетные проекты были выделены Минэкономразвития России в обновленной версии национальной таксономии, опубликованной в октябре 2025 года.

Меры поддержки ESG-инструментов могут решить две ключевые задачи: побудить идентифицировать уже выданные кредиты, как минимум соответствующие критериям приоритетных зеленых и переходных проектов, а также создать дополнительный стимул для выпуска новых.

В рамках исследования 83,6% респондентов подтвердили, что знакомы с нововведениями полностью или частично. Однако за осведомленностью пока не следует массовая практическая готовность: лишь 14,0% из их числа планируют провести независимую внешнюю верификацию своего кредитного портфеля, которая является обязательным условием для применения льготных риск-весов. Такой разрыв между ожиданиями и действиями связан с отсутствием на момент опроса финальной версии национальной таксономии, определяющей приоритетные проекты, дополнительными критериями, установленными инструкцией 220-И, трудозатратами или выжидательной позицией банков, что создает риск замедления практического эффекта от введенных мер поддержки. При этом мы ожидаем, что портфель ESG-кредитов к середине 2026 года достигнет отметки 11 трлн рублей.

За год доля ESG-кредитов, выданных системно значимыми кредитными организациями (СЗКО), увеличилась на 32,6%, в то время как портфель остальных банков продемонстрировал рост в 2,4 раза.5 Несмотря на то, что СЗКО сохраняют доминирующую позицию с долей 75,5%, их удельный вес продолжает последовательно снижаться. Одновременно наблюдается постепенное увеличение влияния остальных банков, чья совокупная доля на 01.07.2025 достигла 24,5%. Данная динамика свидетельствует о продолжающемся росте диверсификации рынка: средние и малые банки постепенно увеличивают свою активность в сегменте ESG-кредитования, хотя по абсолютным объемам пока значительно уступают крупнейшим игрокам.

Структурные сдвиги: зеленые кредиты в лидерах. Структура рынка претерпела изменение: зеленые кредиты увеличили свою долю на 8,8 п. п., до 50,2%, сместив с первой позиции кредиты, привязанные к КПЭ устойчивого развития, доля которых сократилась на 10,6 п. п., до 39,1%. Этот перелом свидетельствует о смещении фокуса с кредитования, стимулирующего общие ESG-усилия компаний, на прямое финансирование конкретных экологических проектов. Подобный сдвиг, вероятно, объясняется более ясными критериями и измеримыми результатами экологических проектов. Таким образом, сохраняется высокая концентрация на этих двух типах кредитов, занимающих в сумме 89,4% портфеля, и с учетом стимулирующего регулирования можно ожидать дальнейшего роста доли зеленых кредитов. Остальные типы ESG-кредитов – социальные (7,9%), устойчивого развития (1,6%), адаптационные и климатического перехода (1,1%) – продолжают заметно отставать.

Вызовы стандартизации: разнообразие подходов к оценке ESG-кредитов. За рассматриваемый период в методологии оценки ESG-кредитов сохраняется двойственная картина. Внутренняя оценка банков (41,4%) и национальная таксономия (31,0%) остаются наиболее популярными инструментами верификации, однако их доли продемонстрировали снижение на 7,1 и 5,4 п. п. соответственно. Одновременно с этим отмечается рост доверия к международным таксономиям: их использование увеличилось до 20,7 против 15,2% годом ранее. Помимо этого, впервые появились случаи, когда оценка не проводилась (6,9%). Непрозрачность методологии оценки и отсутствие массовой верификации ESG-кредитов сохраняют вопрос о сопоставимости и строгости применяемых критериев классификации. Внедрение стимулирующего регулирования повысит популярность национальной таксономии и верификации ESG-кредитов, необходимой для получения льгот.

Источник: «Эксперт РА» по данным опроса и опубликованным сведениям банков

Структура ESG-кредитов: фокус на строительстве. По состоянию на 01.07.2025 совокупный портфель ESG-кредитов6 демонстрирует высокую отраслевую концентрацию: на четыре крупнейших сектора приходится 84,9%. Безусловным лидером стало зеленое жилищное строительство (46,6%). В тройку лидеров также вошли сохранивший свои позиции зеленый транспорт (17,3%) и инфраструктурное строительство (13,4%). Лидер прошлого года – зеленая энергетика (7,6%), включающая возобновляемую и атомную энергетику, сместился на четвертую строчку. Замыкает топ-5 металлургия и горнодобывающая промышленность (3,6%). Остальные отрасли, среди которых наиболее заметны сельское и лесное хозяйство, обращение с отходами и ЖКХ, а также связь и телекоммуникации, занимают лишь 11,5% от совокупного объема портфеля. Отраслевое перераспределение частично отражает эволюцию внутренних методологий классификации: переход от формального отнесения по отраслевым кодам ОКВЭД к содержательному анализу деятельности заемщиков. Наблюдаемый высокий уровень концентрации отражает текущее состояние развития рынка, находящегося на стадии формирования и развивающегося преимущественно в тех секторах, где есть четкие регуляторные стимулы, отработанные бизнес-модели и наиболее прозрачная классификация (например, дома с определенными классами энергоэффективности), но одновременно указывает на ключевой вызов: потребность распространения ESG-финансирования за пределами узкого круга отраслей для достижения реальных структурных изменений в экономике.

Оценка углеродного следа: интерес растет, но барьеры сохраняются. Расчет углеродного следа кредитного портфеля, отражающего совокупные выбросы парниковых газов заемщиков, является для финансовых организаций ключевым инструментом управления климатическими рисками. Он позволяет количественно оценить подверженность переходным рискам и повысить прозрачность для стейкхолдеров. Доля банков, которые уже рассчитывают этот показатель, остается невысокой, хотя и продемонстрировала рост на 4,2 п. п., до 16,9%. Еще 13,6% респондентов планируют внедрить эту практику в ближайшее время. Главным барьером для массового внедрения расчета остается отсутствие необходимых данных от заемщиков (30,2%). Наряду с этим значительными препятствиями, как и годом ранее, являются сложность и трудоемкость подсчетов (26,7%), а также дефицит внутренней экспертизы (25,0%), что указывает на незрелость инфраструктуры и методологической базы для сбора и верификации углеродной отчетности в России.

Количественный рост и качественное размытие: вызовы ESG-раскрытия в банковском секторе

Согласно данным, полученным в рамках составления рэнкинга ESG-прозрачности от агентства «Эксперт РА» по итогам отчетности за 2024 год, банковский сектор продемонстрировал впечатляющий количественный рост: число банков, публикующих нефинансовые данные в том или ином виде, увеличилось на 42,9%, до 20 организаций, что делает отрасль лидером по представленности в рэнкинге. Однако этот позитивный тренд имел побочный эффект – вхождение новичков, только начинающих выстраивать систему раскрытий, оказало давление на общую оценку сектора: средний балл прозрачности по отрасли снизился на 7,7% по сравнению с результатами за 2023 год. Наиболее существенное ухудшение зафиксировано по методологически сложным и чувствительным показателям, с которыми труднее всего справиться неподготовленным участникам: раскрытие информации об оплате труда (-35,2%), описание стратегии развития (-34,1%), данные о воздействии на климат (-18,9%), сведения о социальных гарантиях и развитии персонала (-18,9%). Единственным параметром, показавшим положительную динамику, стало раскрытие данных о воздействии на водную среду (+5,9%).

Анализ демонстрирует, что лучше всего банки раскрывают информацию в сфере корпоративного управления, тогда как показатели социальной ответственности и экологического воздействия соответствуют среднему уровню по рэнкингу. Традиционно сильными сторонами остаются структура органов управления, данные об энергоэффективности и общие сведения о персонале. Напротив, системное отставание сохраняется в раскрытии информации об экологических инвестициях, случаях несоблюдения экологического законодательства и сведений об оплате труда.

Отдельного внимания заслуживает раскрытие информации об ответственном финансировании. Качество раскрытия по данному направлению продемонстрировало снижение. Доля банков, раскрывающих соответствующие данные (полностью или частично7), сократилась с 92,9 до 70,0%, что соответствует текущему уровню развития ESG-кредитования в стране и обусловлено вышеуказанными барьерами.

При публикации нефинансовых данных за 2024 год большинство банков (60,0%) продолжали ориентироваться на стандарты GRI. Вместе с тем заметную популярность приобрели и другие стандарты: применение рекомендаций Минэкономразвития возросло с 14,3 до 45,0%, а доля использующих стандарты SASB увеличилась на 16,4 п. п., достигнув 45,0%. Стандарты TCFD или IFRS S1/S2 применялись 40,0% банков, однако по ним зафиксировано снижение качества раскрытия на 11,6%, что согласуется с общим ухудшением показателя раскрытия данных по воздействию на климат и свидетельствует о практических сложностях применения данных методик.

Несмотря на снижение качества раскрытия, банковский сектор по-прежнему задает высокую планку. Его параметры раскрытия информации выше средних по рэнкингу в целом по двум третям факторов (67%), что указывает на лидерскую роль отрасли в развитии практик нефинансовой отчетности в России. При подготовке отчетности за 2025 год не прогнозируется существенного роста числа банков, раскрывающих нефинансовые данные. Ожидается, что основные усилия будут направлены на повышение качества раскрытий действующими участниками рынка.

1 Постановление Правительства РФ от 21.09.2021 № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в т. ч. зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в т. ч. зеленого) развития в Российской Федерации».

2 Таксономия Международной ассоциации рынков капитала ICMA, таксономия Climate Bonds Initiative.

3 Кредиты, отнесенные респондентами к зеленым, адаптационным, социальным, устойчивого развития, привязанным к ESG-ковенантам, климатического перехода.

4 Инструкция Центрального банка Российской Федерации от 26 мая 2025 года № 220-и «Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности собственных средств (капитала) банков с универсальной лицензией и об осуществлении Банком России надзора за их соблюдением», начало действия документа – 18.08.2025.

5 С целью избежать искажения данных портфель ESG-кредитов СЗКО на 01.07.2023 и 01.07.2024 пересчитан в соответствии с обновленным списком СЗКО.

6 Под объемом ESG-портфеля подразумевается только размер кредитов, направленных на финансирование соответствующих проектов, а не совокупный эффект от запуска данных проектов.

7В соответствии с методологией составления рэнкинга ESG-прозрачности для максимальной оценки 2 балла требуется раскрытие подходов к маркировке портфеля и результат этого процесса – объем портфеля ответственного финансирования за отчетный период. Оценке 1 балл соответствует раскрытие отдельных цифр и фактов.

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


ESG-триллионы: как развивается ответственное финансирование в России

Объем портфеля ESG-кредитов увеличился почти на 50%, в структуре продуктов произошла смена лидера: з... 04.12.2025
ESG-триллионы: как развивается ответственное финансирование в России

ESG-прозрачность: куда дует ветер перемен

Объемы публикации нефинансовой отчетности по итогам 2024 года выросли – требования Московской биржи... 01.10.2025
ESG-прозрачность: куда дует ветер перемен

ESG-оценка российских городов 2025 года: баланс развития в условиях вызовов

Рэнкинг фиксирует устойчивые позиции ряда городов-лидеров и округов (УФО), а также демонстрирует про... 16.09.2025
ESG-оценка российских городов 2025 года: баланс развития в условиях вызовов

Будущее рынка устойчивого финансирования в условиях неопределенности: новые инструменты, старые барьеры

Российский рынок ESG-финансов в 2024-м перешагнул отметку в 500 млрд рублей, при этом объемы размеще... 05.06.2025
Будущее рынка устойчивого финансирования в условиях неопределенности: новые инструменты, старые барьеры

Путь Китая к углеродной нейтральности – меры на государственном и региональном уровнях

Китайская экономика переживает стремительную трансформацию в направлении устойчивого развития. Успеш... 23.01.2025
Путь Китая к углеродной нейтральности – меры на государственном и региональном уровнях
Вся аналитика