Содержание
- Резюме
- Снижение налогов
- Повышение тарифов и другие протекционистские меры
- Зеленая повестка
- Последствия экономической политики Трампа
Победа на американских выборах 5 ноября не только самого Дональда Трампа, но и республиканских кандидатов в сенате и палате представителей (в случае палаты – с минимальным большинством (пять голосов), возможно, меньше из-за перехода ряда республиканских конгрессменов в исполнительную власть) окажет существенное влияние на экономическую политику США.
Во-первых, республиканцы при Трампе стали большими популистами в экономических вопросах, отбросив финансовый консерватизм, практиковавшийся еще при Буше младшем. Растущий долг и дефицит бюджета – слон в комнате: все о них знают, но мало говорят, так как для решения этих проблем нет запроса избирателей и политической воли.
Во-вторых, вполне конкретные претензии к экономической политике администрации Байдена были одним из факторов, утопивших демократов, но именно экономическая повестка занимала относительно мало места в агитации кандидатов. Большинство в Конгрессе дает Трампу широкий мандат на резкие шаги, но они должны быть популярными – иначе в 2026 году изберут совсем другой по составу и настрою законодательный орган.
В-третьих, пока назначения в экономическом блоке новой администрации выглядят существенно более традиционными и консервативными, чем во внутриполитическом или международном блоках в российской терминологии. Более того, интересы бюрократии и членов конгресса могут встать на пути большинства идей, и реализованная программа будет значительно менее радикальной. Непонятна судьба ФРС: Пауэлл скорее всего уйдет через год, и его замена будет важным событием.
Снижение налогов
Основным изменением в налоговой политике первого срока Дональда Трампа стал Закон о налоговых сокращениях и рабочих местах (Tax Cuts and Job Act (TCJA)). В рамках этого закона было проведено снижение налогов широким фронтом. Причем предусмотрена эта мера временно – до 2025 года, однако обещания будущего президента на новый срок предполагают дальнейшее сокращение налогов, не только через более низкие налоговые ставки.
В рамках TCJA изменения в индивидуальное налогообложение содержали как пересмотр границ системы налогообложения и ставок, так и меры для стимулирования перехода от постатейных вычетов к стандартизированным.
- Были уменьшены ставки налогов и изменены границы отдельных ступеней налогообложения – уровень ставок понижен для каждой из ступеней, но то же самое проделано и с границами, за исключением последней ступени.
Таблица 1. Изменения в индивидуальном налогообложении вследствие реформы TCJA
До реформы TCJA |
В соответствии с TCJA | ||
Ставка, % | Доходы, $ | Ставка, % | Доходы, $ |
10 | 0–9,525 | 10 | 0–9,525 |
15 | 9,525–38,700 | 12 | 9,525–38,700 |
25 | 38,700–93,700 | 22 | 38,700–82,500 |
28 | 93,700–195,450 | 24 | 82,500–157,500 |
33 | 195,450–424,950 | 32 | 157,500–200,000 |
35 | 424,950–426,700 | 35 | 200,000–500,000 |
39,6 | 426,700 and up | 37 | 500,000 and up |
Источник: IRS
- Увеличен стандартный вычет – таким образом меньшее количество налогоплательщиков будут выбирать постатейные вычеты.
- При этом снижены и ограничены постатейные вычеты, в частности, на уровне $ 10 тыс. вычеты SALT, позволяющие избежать двойного налогообложения федеральными, штатными и местными налогами. От этого лимита больше всего проиграли домовладельцы Восточного Побережья и Калифорнии, где высокий уровень подоходных налогов и налогов на недвижимость.
- Отменены личные вычеты и вычеты за иждивенцев, но вместо этого и увеличен размер вычета на ребенка (Child Tax Credit), а также введен дополнительный вычет для тех, кто не соответствует критериям вычета на ребенка (например, ребенок слишком взрослый).
- Ограничены вычеты за проценты по ипотеке.
- Снижены вычеты за медицинские расходы.
- Отменен штраф за отказ от покупки медицинской страховки, введенный в рамках Obamacare.
- Сокращено количество плательщиков минимального альтернативного налога (специальный налоговый режим для состоятельных налогоплательщиков, активно использующих льготы и вычеты для доходов от капитала).
- Повышены льготы по налогу на наследство.
Основной целью изменений в корпоративном налогообложении было стимулирование компаний переводить производство обратно в США. В связи с этим был снижен корпоративный налог, а система налогообложения заменена с глобальной на территориальную.
- Вместо дифференцированной шкалы со ставками от 15 до 39% было введено плоское налогообложение со ставкой 21%.
- Была изменена система налогообложения иностранных прибылей – в соответствии с TCJA компании платят налог по ставке государства, в котором находится подразделение, а не по американской ставке корпоративного налога, что должно было снизить стимулы для размещения капитала в тех странах, где ставка налога теперь стала выше, чем в США.
- Для стимулирования возврата капитала из стран, в которых ставка налога ниже, был введен налог на глобальные нематериальные активы (Global Intangible Low-Taxed Income, GILTI).
- Отменен корпоративный минимальный налог.
- Увеличены вычеты по новым инвестициям.
Изменения в корпоративном налогообложении в TCJA, призванные стимулировать американские компании возвращать капитал в США, оказались менее эффективны, чем было задумано. Оказалось, что немалая доля компаний находится в ситуации, когда налоговая ставка страны локации активов в сумме с налогом GILTI все еще меньше, чем ставка корпоративного налога в США. Те компании, для которых налоговая ставка в США оказалась меньше, получили стимулы к переносу производства, однако также получили и потери в краткосрочном периоде – перенос активов занимает достаточно продолжительное время.
В целом TCJA оказал значительное влияние на американский бюджет – снижение доходов с 2018 по 2027 год, по оценкам исследовательского проекта Penn Wharton Business Model, составило около 1,5 трлн долларов. Кроме того, TCJA добавил 6 п. п. к коэффициенту американского государственного долга к ВВП, по оценкам независимого исследовательского центра The Center for American Progress.
Экономическая программа Трампа на выборах в 2024 году продолжает курс, намеченный TCJA – дальнейшее снижение налогов. Снижение индивидуальных налогов, включая все послабления по вычетам, действие которых должно было завершиться в конце 2025 года, предлагается продлить. Единственная мера, которая в соответствии с предложением закончит свое действие, – ограничения на вычеты SALT, то есть в случае принятия новой программы ограничение в $ 10 тыс. перестанет существовать, что также снизит налоговые сборы.
Кроме того, Трамп предложил целый список налоговых вычетов, в т. ч.:
- Отмена налогообложения государственных пенсий для состоятельных пенсионеров (не слишком важно в масштабах бюджета, но популярно среди избирателей).
- Отмена налогообложения дохода за переработки.
- Отмена налогообложения чаевых.
- Постатейный вычет для автокредитов.
Если налогообложение пенсий и чаевых скорее всего будет упразднено, то остальные послабления могут быть слишком сложными в реализации.
Действие уменьшения корпоративных налогов в соответствии с TCJA не ограничено, однако предлагается снизить налог на прибыль еще сильнее – до 15% для производств, находящихся в США, чтобы увеличить стимулы возврата капитала американских компаний в экономику Штатов.
Повышение тарифов и другие протекционистские меры
Тарифная политика Дональда Трампа в 2016–2020 годах привела к торговой войне США и Китая, а обещания на новый срок предполагают дальнейшее обострение ситуации.
Началом фазы открытой протекционистской политики Трампа можно назвать введение тарифов на сталь и алюминий в 2018 году – эти два товара суммарно составляли около 4% импорта США. Торговые партнеры – Китай, Канада, Мексика, Индия, ЕС – ввели ответные меры. Также в 2018 году были введены и меры адресно против импорта из Китая, который в свою очередь ответил принятием протекционистских законов против США. Острый характер новой политике придало то, что введение тарифов не было согласовано с ВТО. Всего в 2018–2019 годах под действие новых тарифов попал импорт объемом около 380 млрд долларов, по оценке Tax Foundation.
Как тарифы влияют на благосостояние страны?
Традиционный взгляд мейнстримной экономики на влияние тарифов таков.
Введение тарифов на импортные товары повышает цены на эти и аналогичные отечественные товары на локальном рынке. Более высокие цены на товары приводят к тому, что население внутри страны начинает потреблять меньше. Из-за более высоких цен внутри страны выигрывают отечественные производители. Государство выигрывает, собирая тарифы с иностранных производителей, которые в свою очередь оказываются в минусе, будучи вынужденными эти тарифы платить.
Общий эффект введения тарифов для малой экономики отрицательный – помимо перечисленных эффектов присутствуют также невосполнимые потери экономики. Одна часть таких потерь объясняется неэффективным производством – страна могла бы производить какой-то другой товар более эффективно, а анализируемый товар было бы дешевле импортировать. Другая часть связана с потерями потребителей, которые больше не могут потреблять анализируемый товар из-за слишком высоких цен.
Крупная экономика в свою очередь способна повлиять на цену импортируемого товара в мире – то есть иностранные производители не смогут переключиться на другие рынки и будут вынуждены принять на себя часть бремени введенного тарифа, а не переложить его целиком на покупателей, как в случае с малой экономикой. Для крупной экономики общий эффект пошлины может быть и положительный, если рынок устроен так, что большую часть тарифного бремени понесут иностранные производители, а не отечественные потребители.
Отметим, что описанные эффекты не включают в себя ответных мер других государств – с введением аналогичных тарифов и пошлин для импорта отечественных продуктов потери отечественной экономики могут быть более значительными.
За время своего президентства Байден не стал отменять введенные при прошлом главе государства меры, а даже дополнил их. Был введен запрет на экспорт высокотехнологичных товаров из США в Китай, введен 100%-ный тариф на импорт электромобилей из КНР, а также на ряд других позиций. Суммарно в 2024 году под действие импортных тарифов попали еще 18 млрд долларов.
В 2024 году Дональд Трамп планирует провести дальнейшее ужесточение протекционистской политики. Тарифы на импорт из всех стран мира, по словам Трампа, составят 20%, на импорт из Китая – 60%, а на импорт из Мексики и Канады, согласно последним заявлениям, – 25%.
Кроме того, Трамп пообещал ввести 100% пошлины на импорт из стран БРИКС, в случае если они попробуют отказаться от доллара в международных расчетах. Основанием для угрозы, вероятно, является создание платформы для расчетов в национальных валютах между странами БРИКС, объявленное на саммите объединения в октябре.
В экономической политике Трампа на новый срок тарифам, помимо протекционистской роли, отведена роль источника средств для бюджета – большие расходы на снижение налогов нужно компенсировать, и произойти это должно как раз за счет введения высоких тарифов.
Помимо экономических мер, программа Трампа включает и меры, связанные с иммиграционной политикой – в рамках предвыборных обещаний будущий президент говорил о массовых депортациях нелегальных мигрантов (около 11 млн человек незаконно проживают в США), в т. ч. при помощи американской армии. В плане также продолжение работ по возведению американо-мексиканской стены. В данном вопросе мы можем ожидать много пиара, усиления охраны границы, но депортации затронут лишь малую часть нелегалов. Более того, вероятна реформа иммиграционной системы, при которой можно будет купить себе легальный статус за сумму, доступную для многих мигрантов.
Зеленая повестка
Отношение Дональда Трампа к зеленой повестке не изменилось по сравнению с его предыдущим сроком. В 2016–2020 годах Трамп вышел из Парижского соглашения, заменил план чистой энергии (Clean Energy Plan) Обамы на правило доступной чистой энергии (Affordable Clean Energy Rule), ввел новые стандарты для транспортных средств. В период президентства Байдена часть этих мер была отменена. Так, США вернулись в соглашение по климату. В 2022 году Байден подписал Закон о снижении инфляции 2022 года (Inflation Reduction Act, IRA), в рамках которого были введены налоговые стимулы для производства и использования зеленой энергии. В 2024 году Трамп в рамках предвыборной кампании уже пообещал отменить эти налоговые стимулы. Аналогичная судьба, вероятно, постигнет налог на метан – первый углеродный налог, введенный в США на национальном уровне. Кроме того, Трамп скорее всего снова покинет Парижское соглашение.
Предполагаемым результатом антизеленой политики Трампа, вероятно, станет увеличение добычи нефти и соответствующие последствия для этого рынка, а также еще большее удаление от глобальной цели в 1,5 градуса.
Для экономики США последствия будут выражены в виде появления стимулов для перевода зеленого производства в другие страны – туда, где фискальные стимулы позволят снизить налоговое бремя. По оценкам Net Zero Industrial Policy Lab, исследовательской лаборатории при Университете Джона Хопкинса в США, отмена зеленых налоговых стимулов создаст инвестиционные возможности для других стран в объеме 80 млрд долларов, а потенциал экспорта Штатов сократится на 50 млрд долларов.
Последствия экономической политики Трампа
На сегодняшний день все экономические планы Трампа остаются неопределенными, конкретные детали будут известны уже после его вступления в должность. Однако уже сейчас можно говорить об оценках предложенных экономических мер.
Самые существенные последствия, судя по всему, будет иметь введение тарифов – в особенности против ключевых торговых партнеров. Китай, Мексика и Канада – это основные торговые партнеры США, экспорт в эти страны составляет более 40% американского экспорта, а импорт – около 45%. Кроме того, для Канады и Мексики США является основным торговым партнером. Экспорт Канады на 77% уходит в США, а импорт – на 50% состоит из американских товаров, ситуация для Мексики похожая.
Оценки влияния тарифов на экономический рост США в долгосрочном периоде сходятся у разных аналитических агентств – все эксперты соглашаются, что Штаты потеряют в терминах экономического роста из-за введения этих мер.
По оценкам Tax Foundation, американский ВВП потеряет 1,3% в долгосрочном периоде1. По оценкам NIESR, падение американского ВВП составит от 1,3 до 1,8% за следующие два года в зависимости от ответных мер торговых партнеров.
Конечно, можно говорить о неучтенном плохо квантифицируемом эффекте приобретения большего суверенитета и независимости национального производства. Впрочем, в этих расчетах не учитывается и эффект глобальной инфляции, часть которой может быть вызвана торговой войной.
Агрессивная тарифная политика США повлияет и на глобальную экономику. По расчетам NIESR из-за введенных тарифов глобальный ВВП может потерять около 1% за следующие два года, причем для малых экономик партнеров США последствия будут сильнее – так, Мексика предположительно недосчитается 3–5% ВВП. Fitch оценивает влияние агрессивного повышения тарифов (без раскрытия конкретных количественных значений тарифов) как потерю 0,4–0,8% американского ВВП без ответных мер и до 1,1% в противоположном случае.
Влияние на национальную инфляцию, по данным Fitch, в краткосрочном периоде способно добавить 0,4 п. п., а в средне- и долгосрочном периодах будет отрицательным – снижение спроса на товары уменьшит повышательное давление на цены.
Снижение налогов, несмотря на позитивные эффекты для экономического роста, дорого обойдется бюджету США, а также добавит проблем для государственного долга.
Таблица 2. Оценки эффектов предполагаемой политики Трампа
Эффект на ВВП, % | Эффект на бюджет ($ млрд) | |
Сохранение TCJA (индивидуальные налоги) | 0,5 | -3,392,1 |
Снятие ограничения на SALT | 0,7 | -1,040,5 |
Сохранение TCJA (налог на наследство) | Менее +0,05 | -205,6 |
Сохранение TCJA (корпоративные налоги) | 0,6 | -643 |
Отмена налогообложения государственных пенсий | 0,1 | -1,189,1 |
Отмена налогообложения дохода за переработки | 0,3 | -747,6 |
Отмена налогообложения чаевых | Менее +0,05 | -118 |
Постатейный вычет для автокредитов | Менее +0,05 | -61 |
Снижение корпоративного налога до 15% | 0,2 | -361,4 |
Зеленые налоговые вычеты | 0,0 | 921,1 |
20% тариф на импорт + 50% тариф на импорт из Китая | -1,3 | 3,823,9 |
Ответные меры торговых партнеров | -0,4 | 0 |
Итого | 0,8 | -3,013,2 |
Источник: Tax Foundation
Близкие оценки влияния на государственный бюджет сохранения TCJA представлены исследовательским проектом Penn Wharton Business Model. Сохранение сниженных индивидуальных налогов отнимет примерно 3,388 трлн долларов из бюджета в 2025–2034 годах, сохранение сниженных корпоративных налогов (без учета новых сокращений) – 623 млрд долларов.
Они же предполагают увеличение государственного долга на 16% к 2054 году по сравнению с контрфактическим прогнозом, предусматривающим сохранение текущего законодательства (то есть возврат к более высоким уровням налоговых ставок).
По оценке Комитета по ответственному федеральному бюджету (Committee for a Responsible Federal Budget), экономическая политика Трампа увеличит долг на 7,75 трлн долларов на горизонте до 2035 года. Увеличат долг 10,4 трлн эффекта от мер, повышающих дефицит (продление TCJA, новые вычеты и т. д.) и на 1,05 трлн долларов процентные расходы. Однако на 3,7 трлн долларов долг уменьшат меры, снижающие дефицит (например, тарифы). При этом в пессимистичном сценарии долг может увеличиться на 15,55 трлн долларов.
Отметим, что получение прогнозных оценок государственного долга США значительно затруднено из-за неопределенности относительно будущих тарифных политик. Если меры по снижению налогов в основном озвучены достаточно конкретно и их последствия понятны, то предсказать будущие протекционистские меры достаточно сложно.
Увеличение инфляции – еще одно опасение, связанное с предложениями Трампа. 16 нобелевских лауреатов по экономике даже написали письмо, выражающее обеспокоенность «безответственными идеями в отношении бюджетной политики».
Нуриель Рубини, профессор NYU, ожидает, что экономическая политика Трампа приведет к увеличению инфляции до 5% и даже стагфляции, в т. ч. за счет изменений в миграционной политике. Рубини ожидает, что массовые депортации могут вызвать значительный шок предложения, который, с одной стороны, будет увеличивать инфляционное давление, с другой – ограничивать возможности экономического роста.
Кроме того, Трамп имеет очень напряженные отношения с ФРС – еще в первый срок будущий президент оказывал публичное давление на ФРС в части снижения ставок. В предвыборной кампании Трамп заявил о том, что ставки будут снижены, а также в очередной раз пообещал уволить Джерома Пауэлла, нынешнего главу ФРС. Несмотря на то что полномочий для увольнения нынешнего главы ФРС у Трампа нет, срок полномочий Пауэлла истекает в 2026 году, и тогда новый президент сможет заменить его.
Проинфляционные бюджетные меры, вероятно, приведут к компенсирующей денежно-кредитной политике и более высоким ставкам. Проблема государственного долга и в текущем объеме на фоне возросших процентных ставок становится более острой и без дальнейшего увеличения последних.
Однако с учетом проинфляционности предложенной Трампом экономической политики маловероятно, что ставки уменьшатся даже до доковидных уровней в ближайшие год-два, несмотря на то что ФРС США начала цикл снижения ставок.
Еще одним последствием более высоких ставок станет более крепкий курс доллара, что создаст ряд трудностей для экспортеров. С учетом вероятных ответных мер от торговых партнеров США в ответ на протекционистскую политику Трампа благополучие американских экспортеров, вероятно, пострадает.
Впрочем, рынки остаются оптимистичными относительно перспектив экономики США в новый срок Трампа. Инфляционные ожидания не увеличились заметно в ноябре 2024 года, как и вмененная инфляция (показатель инфляции, основанный на рыночных данных о доходностях казначейских линкеров). В то же время фондовые рынки отреагировали на новости об избрании позитивно – индекс S&P 500 вырос на 5% за неделю с 4 по 11 ноября.
Так или иначе, вероятно, конфликт между бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политикой в США в ближайшие четыре года будет нарастать.
Увеличение регрессии системы индивидуального налогообложения также одно из хорошо просматриваемых последствий экономической политики Трампа. Например, отмена ограничения на SALT практически никак не повлияет на домохозяйства со средним доходом и доходом ниже среднего, а вот домохозяйства с высоким доходом выиграют, причем чем выше доход, тем больше будет их выигрыш. По расчетам Tax Policy Center топ-1% домохозяйств по доходу получат около 43% всех выгод отмены ограничения, а их доход после уплаты налогов увеличится примерно на 1,6%.
Аналогичные оценки приводит Институт налогообложения и экономической политики (Institute on Taxation and Economic Policy, ITEP). В соответствии с их расчетами общий эффект от всех предложений Трампа повысит налоги для большинства американцев, за исключением топ-5% самых богатых. Причем повышение будет самым болезненным для беднейших 20% – их налоговые платежи увеличатся на 4,8% их дохода. А топ-5% самых богатых получат эффект снижения налоговых платежей – причем для топ-1% он будет самым существенным по абсолютной величине.
Таблица 3. Среднее изменение ежегодных налоговых платежей для разных групп по доходам. Влияние увеличения тарифов посчитано через рост цен
1-й квинтиль (беднейшие 20%), $ | 2-й квинтиль, $ | 3-й квинтиль, $ | 4-й квинтиль, $ | Следующие 15%, $ | Следующие 4%, $ | Топ 1%, $ | |
Увеличение импортных тарифов | +930 | +2 120 | +3 370 | +5070 | +7 400 | +12 420 | +42 050 |
Отмена зеленых вычетов | +20 | +30 | +80 | +160 | +390 | +1 310 | +13 160 |
Снижение корпоративных налогов | 0 | -20 | -30 | -50 | -150 | -600 | -7 380 |
Освобождение определенных доходов от налогов | -50 | -190 | -870 | -1 790 | -$ 3 420 | -3 660 | -3 470 |
Продление TCJA | -110 | -510 | -1 020 | -1 600 | -3 610 | -16 630 | -80 680 |
Общий эффект | +790 | +1 430 | +1 530 | +1 790 | +610 | -7 160 | -36 320 |
Источник: Institute on Taxation and Economic Policy, ITEP
1 В этих и дальнейших расчетах не учтены свежеобъявленные тарифы для Мексики и Канады.