Москва, 8 декабря 2023 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Томской области на уровне ruВВВ-, прогноз по рейтингу позитивный.
Рейтинг кредитоспособности региона обусловлен умеренно высоким уровнем развития экономики, ограниченным уровнем демографического развития и рынка труда, низким уровнем инвестиционного климата, комфортной долговой нагрузкой и комфортной сбалансированностью бюджета. Умеренно положительное влияние на уровень рейтинга оказывают гибкость расходной части бюджета, исполнительская дисциплина бюджета и диверсифицированная экономика.
Томская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Сибирского федерального округа. Экономика региона является диверсифицированной с упором на добычу полезных ископаемых, доля которой в ВРП за 2022 год, по оценке региона, составила 23,7%. Экономика северных районов области основывается преимущественно на добыче нефти и газа. Население южных районов занято сельским хозяйством, заготовкой и переработкой древесины. Область входит в десятку российских регионов, ведущих интенсивную добычу нефти и газа. На территории области работают дочерние предприятия ПАО «Газпром», а также других крупнейших российских компаний.
Обоснование рейтинга
Умеренно высокий уровень развития экономики региона обусловлен сдержанными размерными характеристиками: по оценке региона, объем ВРП в 2022 году (далее – отчетный год) составил 785,4 млрд рублей, что ниже уровня 2021 года на 1,2% в сопоставимых ценах, что связано с негативными последствиями введенных санкций. По итогам 2023 года регионом ожидается ВРП на уровне 801,3 млрд рублей, индекс физического объема ВРП – 99,7%. В отчетном году в регионе наблюдалось снижение промышленного производства – индекс промышленного производства составил 97,8%, в результате трудностей во всех секторах крупных и малых компаний, потери доступа к рынкам импорта и экспорта готовой продукции и комплектующих на фоне сложившейся геополитической обстановки. В январе-октябре текущего года промышленность региона продемонстрировала положительную динамику – индекс промышленного производства составил 103,0% к аналогичному периоду прошлого года, чему способствовал рост производства в обрабатывающей промышленности – 109,1% и в обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха – 100,9%. Согласно прогнозу социально-экономического развития региона на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов (далее – прогноз СЭР), по итогам 2023 года индекс промышленного производства ожидается на уровне 100,9%. ВРП на душу населения агентством оценивается на высоком уровне. По итогам 2022 года показатель прирос на 12,4% к уровню 2021 года в действующих ценах и составил 0,7 млн рублей.
Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние 3 года сложилось на умеренно низком уровне и составило 2,5. Среднедушевые денежные доходы населения за 2022 год сложились на уровне 34,7 тыс. рублей, величина прожиточного минимума в отчетном году была в размере 14,0 тыс. рублей. По итогам 2023 года среднедушевые денежные доходы населения ожидаются на уровне 41,0 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена в размере – 14,5 тыс. рублей.
Ограниченный уровень демографического развития и рынка труда. В регионе умеренно низкая численность населения, с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года, численность населения на 01.01.2023 (далее – отчетная дата) составила 1052,1 тыс. человек и снизилась к уровню аналогичной даты прошлого года на 1,0%, тем самым оказала давление на рейтинговую оценку. Умеренно положительное влияние на рейтинговую оценку оказал среднегодовой уровень безработицы, который по итогам 2022 года снизился на 1,6 п. п. и составил 5,2%, несмотря на это, значение показателя превышало среднероссийское на 1,3 п. п. В июле-сентябре текущего года безработица сложилась на уровне 4,3%, по итогам 2023 года ожидается на уровне 4,2%.
Инвестиционный климат находится на низком уровне. Объем инвестиций в основной капитал по итогам отчетного года составил 119,8 млрд рублей или на 8,8% ниже уровня 2021 года в сопоставимых ценах, что обусловлено структурной перестройкой производственно-логистических цепочек, в том числе поиском новых поставщиков технологий, оборудования, материалов, комплектующих, рынков сбыта, из-за санкционных ограничений и отказа иностранных партнеров от сотрудничества с российскими компаниями, а также ростом цен на товары инвестиционного назначения и строительные материалы. Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года сложилось на низком уровне и составило 16,1%, что оказало негативное влияние на рейтинговую оценку. По итогам 9 месяцев текущего года инвестиции в основной капитал составили 91,0 млрд рублей, что превышает уровень аналогичного периода прошлого года на 22,3% в сопоставимых ценах. Несмотря на положительную инвестиционную активность в январе-сентябре текущего года, по итогам 2023 года в соответствии с прогнозом СЭР, показатель ожидается на уровне 129,0 млрд рублей со снижением к уровню отчетного года на 2,3% в сопоставимых ценах.
Сбалансированность бюджета находится на комфортном уровне. Агентство отмечает умеренно низкую зависимость областного бюджета от трансфертов по итогам 2022 года. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в структуре доходов бюджета по итогам 2022 года составила 68,4%, что на 4,0 п. п. выше уровня 2021 года, по итогам 2023 года ожидается ее увеличение до 71,3%. За отчетный год доходы региона выросли на 10,6% по сравнению с 2021 годом и составили 95,6 млрд рублей, в том числе ННД увеличились на 17,5%, а трансферты снизились на 5,3%. В структуре ННД положительная динамика сложилась как по налоговым (+16,9%), так и неналоговым (+32,3%) доходам. Диверсификация налоговой базы региона оценивается сдержано: доля крупнейшего налогоплательщика по итогам 2022 года составила 16,1% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 33,2% налоговых доходов бюджета региона. За 10 месяцев 2023 года доходы областного бюджета увеличились на 8,0% к аналогичному периоду отчетного года, в том числе ННД – на 11,6%. По всем бюджетообразующим налогам наблюдалась положительная динамика, наибольшая сложилась по налогу на прибыль организаций (+13,1%) и НДФЛ (+14,4%). Положительная динамика по налогу на прибыль обеспечена значительным увеличением платежей от крупных организаций финансового сектора экономики, организаций обрабатывающей промышленности и профессиональной, научной и технической деятельности, по НДФЛ – ростом фонда начисленной заработной платы. Межбюджетные трансферты за 10 месяцев текущего года увеличились на 0,8%, что обусловлено увеличением поступлений дотаций (+20,9%) и субсидий (+3,7%) при снижении объема субвенций (-30,1%) и иных межбюджетных трансфертов (-32,3%). По итогам текущего года поступления по ННД регионом ожидаются в размере 76,5 млрд рублей, что выше уровня 2022 года на 17,0%, межбюджетные трансферты – со снижением на 0,5%.
Расходы региона в отчетном году сократились на 2,8% по сравнению с 2021 годом и составили 93,3 млрд рублей. В структуре расходов, как и ранее преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в течение отчетного года было направлено 61,6 млрд рублей, что формировало 66,0% всех расходов региона. Гибкость расходной части бюджета области оценивается агентством сдержано, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2022 году снизилась на 2,8 п. п. и составила 5,7%, что связано с завершением основного объёма работ по строительству 8-ми детских садов в г. Томске, а также уменьшением количества создаваемых объектов общего образования. За 10 месяцев текущего года расходы бюджета увеличились на 11,7% к аналогичному уровню отчетного года, в том числе расходы социального характера – на 6,8%. Наибольший рост расходов пришелся на национальную экономику (+23,0%), ЖКХ (в 1,9 раза) и образование (+12,6%). По итогам текущего года регион прогнозирует увеличение расходов на 15,6%, в том числе капитальных расходов в 2,6 раза в основном за счет увеличения расходов на строительство крупных объектов дорожного хозяйства и мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья.
Бюджет региона традиционно исполнялся с дефицитом. В 2022 году региональный бюджет был исполнен с профицитом в размере 2,2 млрд рублей или 3,4% ННД, что оказало поддержку рейтинговой оценке. По итогам текущего года исполнение бюджета заложено с дефицитом 0,8% ННД, без учета бюджетных кредитов на реализацию инфраструктурных проектов (далее – ИБК), на опережающее финансирование расходов и специальных казначейских кредитов (далее – СКК) исполнение бюджета будет бездефицитным.
Регион имеет комфортные позиции по долговой нагрузке. На отчетную дату региональный долг увеличился на 1,8% и составил 49,2 млрд рублей, в связи с привлечением ИБК и бюджетного кредита на замещение рыночных заимствований муниципальных образований региона. При этом долговая нагрузка снизилась на 11,6 п. п. до 75,3% (без учета ИБК – до 75,1%), что обусловлено ростом поступлений по ННД. По итогам текущего года ожидается снижение долговой нагрузки на 15,1 п. п. до 60,2% (без учета ИБК, бюджетного кредита на опережающее финансирование расходов и СКК – до 57,3%), что вызвано сокращением долговых обязательств на 6,5% и обозначенным ростом поступлений по ННД. В долговом портфеле на 01.01.2023 преобладали бюджетные кредиты, доля которых составляла 73,0%, облигационные займы формировали 27,0% от совокупного долга региона. Область одна из немногих регионов, которая помимо биржевых облигаций активно размещает облигации для населения, объем которых в обращении на 01.11.2023 составил 0,2 млрд рублей. По итогам 2023 года кардинальных изменений в структуре долга не ожидается. График погашения обязательств оценивается как комфортный, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.10.2023 составляет 12,5% от совокупного долга региона, в течение 13–24 месяцев – 7,8%. Преобладание бюджетных кредитов в долговом портфеле способствовало снижению расходов на обслуживание долга в отчетном году: отношение расходов на обслуживание долга к ННД снизилось на 1,8 п. п. и составило 1,9%, что оказало поддержку рейтинговой оценке. По итогам текущего года данный показатель ожидается на уровне 1,8%. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен позитивный прогноз, что предполагает высокую вероятность повышения кредитного рейтинга на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Томской области был впервые опубликован 27.07.2020. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 20.06.2023.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов Томской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация Томской области принимала участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Томской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.