07.08.2024

Трансформация функции обучения и развития в новых реалиях
Поделиться
VK


PDF  

Результаты совместного исследования
Академии бизнеса Б1 и «Эксперт РА»

Содержание

Введение

Татьяна Суслова
Татьяна Суслова
Партнер, генеральный директор Академии бизнеса Б1, к. э. н., FCCA, PMP
  • Сегодня мы сталкиваемся с беспрецедентными изменениями, которые затрагивают все аспекты жизни и бизнеса. Технологические инновации, трансформация экономики, кадровый голод и изменения в социально-культурных ожиданиях порождают новые вызовы и возможности для компаний. В таких условиях функция обучения и развития приобретает особое значение, становясь ключевым инструментом для адаптации персонала и его успешного развития.
  • Настоящее исследование направлено на изучение ключевых тенденций и стратегий в корпоративном обучении. Мы рассмотрим, как компании адаптируют свои образовательные программы к новым реалиям, какие инструменты и подходы используют для повышения эффективности обучения и как они справляются с вызовами, связанными с изменением требований к навыкам и компетенциям сотрудников.
  • Исследование основывается на анализе современных практик и опыта ведущих компаний, а также на данных опросов и интервью с экспертами в области HR и L&D. Результаты нашего исследования помогут понять, каким образом компании могут не просто эффективно реагировать на текущие вызовы, но и выстраивать долгосрочные стратегии в области обучения и развития персонала.
Павел Митрофанов
Павел Митрофанов
Генеральный директор ООО «Эксперт Бизнес-Решения», член попечительского совета БФ «Онкологика»

Корпоративное обучение является важной составляющей успешного развития бизнеса. Расширение компетенций сотрудников повышает мотивацию, формирует внутренний кадровый резерв, позволяет увеличить продуктивность и внедрять новые решения.

Вместе со всей национальной экономикой функция обучения за короткое время прошла трансформацию, адаптировалась под текущие условия и продолжает совершенствоваться.

В нашем совместном исследовании представлена ценная для дальнейшего развития всей сферы L&D информация: актуальный статус функции обучения, текущие тенденции, а также опыт работы с вызовами в разных компаниях.

Целевая аудитория и профиль участников исследования

Целевая аудитория:
В исследовании приняли участие сотрудники HR, L&D, а также руководители компаний.

67% участников исследования работают в Москве.
Период исследования:
Март-апрель 2024 года
Выборка:
На вопросы исследования ответили более 100 респондентов.

Ключевые выводы

1
Период адаптации к новым условиям, сформировавшимся с 2022 года, пройден, развитие системы обучения персонала вновь актуально и важно. В 2023 году у 77% респондентов увеличились объемы проводимого обучения по сравнению с предыдущим годом, и 70% участников опроса прогнозируют дальнейший рост. Бюджеты на обучение в 2023 году выросли у 66% опрошенных, и в 2024 году ожидается дальнейший подъем.
2
Подразделения HR и L&D все чаще будут выступать в роли стратегических партнеров руководства компаний, помогая формировать и адаптировать кадровые стратегии в соответствии с бизнес-целями, а также уделяя больше внимания аналитике данных и благополучию сотрудников. В текущих условиях важной задачей функции обучения является повышение качества коммуникаций между сотрудниками, так как от эффективности взаимодействия практически напрямую зависит продуктивность. В 2024 году, по мнению респондентов, главными задачами будут цифровизация и работа с искусственным интеллектом.
3
Лидерство в условиях неопределенности (52% респондентов) и управление изменениями (37%) остаются на первых местах среди наиболее востребованных тем обучения, что подчеркивает необходимость подготовки руководителей к динамичным условиям бизнеса. Прогнозируется, что в 2024 году искусственный интеллект станет ведущей темой в сфере образования (52%), поскольку это отвечает бизнес-задачам компаний, которые стремятся автоматизировать процессы, повысить производительность, снизить затраты и получить конкурентное преимущество через внедрение технологий на всех уровнях. управления.
4
Многие виды бизнеса переходят от стадии адаптации к стадии развития, что увеличивает потребность в навыках, связанных с применением технологий искусственного интеллекта (об этом сообщили 62% респондентов), управлением эффективностью деятельности (49%), цифровой трансформацией (46%) и стратегическим менеджментом (43%).
5
Стратегические сессии становятся все популярнее (40%), так как они обеспечивают гибкость, вовлеченность сотрудников и оперативное реагирование на изменения. Одновременно с этим особое внимание уделяется системной оценке эффективности обучения, так как бизнес все жестче требует конкретных исчисляемых результатов и ему важно видеть влияние обучения на ключевые показатели деятельности.

Мнения респондентов и комментарии экспертов

Изменение объемов обучения сотрудников в 2023-2024 годах
Изменение объемов обучения сотрудников в 2023-2024 годах: комментарий эксперта
Павел Митрофанов
Павел Митрофанов
Генеральный директор ООО «Эксперт Бизнес-Решения», член попечительского совета БФ «Онкологика»
  • Рынок труда существенно трансформировался, и в условиях кадрового голода работодателям уже недостаточно одного лишь повышения заработной платыдля привлечения и удержания востребованных специалистов. Необходим комплексный подход к решению данной проблемы. Возможность развития профессиональных и личных компетенций является одной из важных опций нематериальной мотивации сотрудников.
  • Компании прошли период адаптации к новым условиям, сформировавшимся после 2022 года, и развитие системы обучения персонала возвращается к своему стабильному состоянию. В 2023 году у 77% респондентов увеличились объемы обучения по сравнению с предыдущим годом, и 70% ответивших прогнозируют дальнейший рост.
  • При этом среди компаний, сокративших объемы обучения персонала, лишь 13% ожидают возврат хотя бы к докризисному уровню.
Изменение бюджетов на обучение сотрудников в 2023-2024 годах
Бюджеты на обучение растут: комментарии экспертов
Павел Митрофанов
Павел Митрофанов
Генеральный директор ООО «Эксперт Бизнес-Решения», член попечительского совета БФ «Онкологика»
  • Вклад в развитие персонала является эффективным способом удержания и мотивации сотрудников, которые благодаря этому растут вместе с компанией.
  • Вместе с существенным увеличением объемов обучения вырос и бюджет работодателей на эти цели.
  • В 2022 году в условиях неопределенности компании были вынуждены оптимизировать свои затраты, в том числе сокращали бюджеты на образование сотрудников. В связи с этим в 2022 году мы наблюдали значительное снижение расходов у 56% респондентов, но в 2023 году данный показатель уменьшился до 34%, что является позитивным сигналом.
  • Развитие сотрудников вновь становится важным элементом HR-стратегий, 91% работодателей-респондентов, увеличивших бюджеты на обучение в 2023 году, прогнозируют рост бюджета и в 2024 году.
Татьяна Суслова
Татьяна Суслова
Партнер, генеральный директор Академии бизнеса Б1, к. э. н., FCCA, PMP
  • По результатам опроса мы зафиксировали существенные различия по отраслям. Значительная доля компаний-респондентов, представляющих нефтегазовую отрасль (52%), промышленное производство (60%), банковский сектор (43%) сохраняют положительную динамику роста бюджетов в 2024 году. Компании сектора розничной торговли переходят от стратегии сокращения к стабилизации и увеличению бюджетов (89%). Аналогичную тенденцию мы видим в горно-металлургической отрасли. Бюджеты на обучение в 74% компаниях-респондентов индустрии здравоохранения в основном остаются без изменений.
  • Негативная динамика (как в 2023 году, так и по прогнозам на вторую половину 2024 года) наблюдается в отраслях сельского хозяйства и автомобильного сектора (так ответили около 70% компаний, участвовавших в опросе).
  • Представители индустрии технологий (ИТ) прогнозируют стабильный уровень бюджетов в 2024 году с сохранением уровня прошлого года (67%), при этом в некоторых компаниях планируется частичное сокращение выделяемых объемов (около 20%). Участники исследования связывают это с анализом эффективности и автоматизацией обучения, что позволяет снизить затраты и обеспечить аналогичное или более высокое качество образовательных программ. Кроме того, респонденты подчеркнули, что компании усиливают создание обучающего контента с помощью собственного производства (конструкторов электронных курсов, видеопродакшна и внутренних экспертов).
Наиболее востребованные темы обучения сотрудников в 2023 году
Наиболее востребованные темы обучения сотрудников в 2024 году: прогноз
Наиболее востребованные темы обучения сотрудников в 2023-2024 годах: комментарий эксперта
Татьяна Суслова
Татьяна Суслова
Партнер, генеральный директор Академии бизнеса Б1, к. э. н., FCCA, PMP
  • В 2023 году среди наиболее популярных тем обучения первое место сохраняет лидерство в условиях неопределенности (52% опрошенных в 2023 году и 43% - в 2022 году). Также в топ-3 остается управление изменениями.
  • Многие респонденты по-прежнему отмечают, что руководители компаний сфокусированы на управлении процессами и эффективностью и им катастрофически не хватает времени, а зачастую и понимания, как выстраивать взаимодействие внутри команд, готовить персонал к принятию постоянных изменений, оказывать персональную поддержку сотрудникам с высоким потенциалом.
  • Стоит отметить, что в условиях острой кадровой незащищенности, необходимости сохранения талантов и подготовки преемников в 2023 году в топ-5 тем возвращается управление командой (33% опрошенных респондентов).
  • В 2024 году респонденты прогнозируют смену лидера среди наиболее популярных тем обучения.
  • Необходимость повышения производительности и снижения затрат, проблемы с кадрами, увеличение объема данных, доступных для анализа, стремление получить быстрое конкурентное преимущество - все это заставляет компании фокусироваться на изучении и внедрении технологий искусственного интеллекта на всех уровнях управления (от стратегического до операционного). По мнению участников исследования (52% опрошенных), данная тема обучения сотрудников станет номером один в 2024 году.
Новые задачи, вставшие перед функцией обучения в 2023 году
Новые задачи, которые встанут перед функцией обучения в 2024 году: прогноз
Ключевые задачи для L&D: комментарий эксперта
Павел Митрофанов
Павел Митрофанов
Генеральный директор ООО «Эксперт Бизнес-Решения», член попечительского совета БФ «Онкологика»
  • Если в 2022 году на фоне высокой неопределенности в экономической и геополитической сферах главной задачей являлось снижение тревожности и повышение стрессоустойчивости сотрудников, то в 2023 году ситуация стабилизировалась, а эта задача по результатам опроса ожидаемо ушла на 5-е место, но все еще остается в топе.
  • На первое место в 2023 году выходит повышение качества коммуникаций между сотрудниками, а также обучение руководителей, как коммуницировать и реализовывать непопулярные решения. Эффективное взаимодействие играет важную роль для достижения общих целей. Тренд на удаленную работу зачастую усложняет продуктивные коммуникации, что приводит к снижению результативности.
  • В 2024 году, по мнению респондентов, сохранятся задачи по улучшению уровня коммуникаций, но на первое место выйдут цифровизация и работа с искусственным интеллектом. Повышение уровня цифровых компетенций являлось одной из главных задач для компаний и в 2023 году. Автоматизация бизнес-процессов – уже сложившаяся тенденция, включаемая в корпоративные стратегии компаний.
  • Помимо предложенных вариантов, часть респондентов отметила важность повышения эффективности дистанционного обучения линейного персонала. Зачастую сотрудники совмещают онлайн-обучение и рабочие задачи, в связи с чем качество обучения снижается. Поэтому важно проводить внутреннюю оценку результатов любого обучения.
Профессиональные навыки (hard skills), которые будут востребованы в ближайшие 2-3 года лет
Профессиональные навыки (hard skills), которые будут востребованы в ближайшие 2-3 года: комментарий эксперта
Татьяна Суслова
Татьяна Суслова
Партнер, генеральный директор Академии бизнеса Б1, к. э. н., FCCA, PMP
  • Результаты исследования показывают, что в период 2022-2023 годов компании проходили стадию адаптации в экономической и геополитической сферах. Руководители были сфокусированы на стабилизации операционной деятельности, обслуживании производственной и ИТ-инфраструктуры, удержании ключевых клиентов.
  • Анализ ответов респондентов демонстрирует, что в ближайшие пару лет ожидается переход от стадии адаптации к стадии развития и постепенного роста (по сравнению с текущим состоянием). Руководители компаний и собственники пересматривают стратегии и готовы принимать решения в рамках более долгосрочного горизонта.
  • Именно поэтому участники исследования прогнозируют высокий спрос на навыки, связанные с применением технологий искусственного интеллекта (62% опрошенных), управлением эффективностью бизнеса (49%), цифровой трансформацией (46%) и стратегическим менеджментом (43%).
Мягкие навыки (soft skills), которые будут востребованы в ближайшие пару лет
Мягкие навыки (soft skills), которые будут востребованы в ближайшие пару лет: комментарий эксперта
Татьяна Суслова
Татьяна Суслова
Партнер, генеральный директор Академии бизнеса Б1, к. э. н., FCCA, PMP
  • Прогноз респондентов относительно востребованных мягких навыков практически не изменился по сравнению с прошлым годом. Два навыка – лидерство в условиях неопределенности (68%) и управление изменениями (61%) – сохранили свои топ-позиции. Это обусловлено, с одной стороны, трансформационными процессами внутри компаний, с другой - недостаточным вниманием руководителей к человеческому фактору изменений.
  • При этом участники исследования отмечают, что в последующие пару лет навык управления командой (54% опрошенных) станет критически важным фактором успеха для многих руководителей. По мнению респондентов, от руководителей ожидают новых подходов к поддержанию продуктивности и мотивации сотрудников, большей вовлеченности и поддержки. Лидеры должны уметь управлять этими ожиданиями и создавать здоровую рабочую среду для сохранения и развития талантов.
Компетенции, которых сейчас не хватает сотрудникам
Компетенции, которых сейчас не хватает сотрудникам: комментарий эксперта
Татьяна Суслова
Татьяна Суслова
Партнер, генеральный директор Академии бизнеса Б1, к. э. н., FCCA, PMP
  • При определении проблемной зоны респонденты солидарны и отмечают слабые компетенции в области применения искусственного интеллекта (38% опрошенных).
  • Технологии искусственного интеллекта (ИИ) развиваются настолько быстро, что системы образования и программы профессиональной подготовки не всегда успевают адаптироваться и обновляться в соответствии с новыми требованиями. Несмотря на рост числа курсов и программ по ИИ, качество этих программ может существенно варьироваться. Кроме того, проблема усугубляется высокой конкуренцией за таланты, характерной как для российского, так и для международного рынка.
  • Важно отметить, что респонденты стали практически в 1,5-2 раза чаще (по сравнению с прошлым годом) сообщать о недостатке компетенций в области стратегического менеджмента (сейчас 31%), продуктового менеджмента (23%), управления инновациями (24%) и визуализации данных для бизнеса (27%). Это еще раз подчеркивает переход компаний от стадии адаптации к стадии развития и масштабирования и, как следствие, демонстрирует высокую потребность в специалистах, способных создавать новые конкурентные решения, выходить на не рассматривавшиеся ранее сегменты клиентов и запускать новые проекты.
Потребность в компетенциях vs запросы на обучение от руководителей: данные опроса
Компетенции, которых не хватает сотрудникам
Топ-запросы руководителей на собственное обучение
Искусственный интеллект
1
1
Управление командой
Лидерство в условиях неопределенности
2
2
Лидерство в условиях неопределенности
Анализ информации и принятие решений
3
3
Стратегический менеджмент
Управление изменениями
4
4
Управление проектами
Стратегический менеджмент
5
5
Управление изменениями
Эффективная коммуникация и влияние
6
6
Личная эффективность
Операционная эффективность
7
7
Искусственный интеллект
Визуализация данных для бизнеса
8
8
Управление рисками
Управление командой
9
9
Анализ информации и принятие решений
Управление инновациями
10
10
Операционная эффективность
Управление проектами
11
11
Эффективная коммуникация и влияние
Потребность в компетенциях vs запросы на обучение от руководителей: комментарий эксперта
Татьяна Суслова
Татьяна Суслова
Партнер, генеральный директор Академии бизнеса Б1, к. э. н., FCCA, PMP
  • Анализ ответов респондентов продемонстрировал разные точки фокуса в области развития компетенций, на которых концентрируются HR-специалисты и руководители: искусственный интеллект vs управление командой.
  • HR-специалисты сосредоточены на долгосрочной стратегии развития кадров. В текущей ситуации они отмечают значительный дефицит специалистов по ИИ, которые будут необходимы для внедрения инноваций и повышения конкурентоспособности компаний.
  • В свою очередь руководители фокусируются на текущих потребностях компании, решают вопросы производительности и достижения бизнес-целей. Они отмечают, что успешная реализация проектов и поддержание мотивации сотрудников невозможны без сильных лидерских качеств и умения эффективно управлять командами.
  • Очевидно, что программы обучения должны комбинировать оба аспекта, учитывая интересы и ожидания заинтересованных сторон. Как следствие, это будет способствовать как поддержанию стратегических целей компании, так и решению наиболее острых проблем руководителей в части кадрового обеспечения.
Темы, обучение по которым проводят внешние провайдеры
Внешние провайдеры или внутренние: как выбрать?
Павел Митрофанов
Павел Митрофанов
Генеральный директор ООО «Эксперт Бизнес-Решения», член попечительского совета БФ «Онкологика»
  • Традиционно потребности в обучении сотрудников частично закрываются внутренним обучением, поскольку оно дешевле, быстрее и зачастую эффективнее с учетом погруженности в специфику компании. Внешние провайдеры, как правило, привлекаются для закрытия точечных, узкопрофильных вопросов. Кроме того, далеко не у всех компаний есть лицензированные, аккредитованные собственные образовательные центры, в которых можно пройти обязательное нормативное обучение, которое требует специфика отрасли (топ-1 по результатам опроса).
  • Для преодоления новых вызовов и повышения эффективности респонденты также обращаются к внешним провайдерам, так как есть возможность привлечь специалистов, глубоко погрузившихся в соответствующие тематики и имеющих релевантный опыт.
Критерии при выборе направления обучения
Как выбирают направления обучения: комментарий эксперта
Павел Митрофанов
Павел Митрофанов
Генеральный директор ООО «Эксперт Бизнес-Решения», член попечительского совета БФ «Онкологика»
  • Для повышения эффективности важно грамотно выбирать направления обучения, выявляя существующие потребности и потенциальных потребителей обучающей программы.
  • По результатам опроса большинство опрошенных опираются на задачи стратегии развития компании, тенденции рынка и результаты интервью с лидерами команд по уточнению потребностей в обучении.
  • При таком подходе сотрудники обучаются действительно нужным навыкам.
Главные критерии при выборе внешнего провайдера обучения
Составляющие качественного обучения: комментарий эксперта
Павел Митрофанов
Павел Митрофанов
Генеральный директор ООО «Эксперт Бизнес-Решения», член попечительского совета БФ «Онкологика»
  • После определения направления обучения выбор внешнего провайдера является вторым по важности шагом.
  • Для опрошенных работодателей самыми важными критериями при выборе внешнего провайдера обучения являются качество контента, экспертиза и понимание запроса клиента.
  • Фактически все эти три пункта - про качество обучения. Доступные цены входят в топ-5, но не считаются самым важным критерием. Меньше всего при выборе внешнего провайдера работодатели по результатам опроса обращают внимание на международную практику и российскую специфику.
Новые востребованные форматы обучения сотрудников, появившиеся в 2023 году
Новые востребованные форматы обучения сотрудников, появившиеся в 2023 году: комментарий эксперта
Татьяна Суслова
Татьяна Суслова
Партнер, генеральный директор Академии бизнеса Б1, к. э. н., FCCA, PMP
  • По сравнению с прошлым годом заметно возросла популярность такого формата, как стратегические сессии (в 2,5 раза – до 40%). Это обусловлено двумя факторами: с одной стороны, такие сессии позволяют руководителям и командам оперативно реагировать на изменения и корректировать стратегические планы, с другой стороны, это помогает вовлечь всех ключевых участников процесса в обсуждение и принятие решений. В результате повышается уровень ответственности и мотивации сотрудников, так как они ощущают свою значимость и вклад в достижение общих целей.
  • Стоит отметить, что компании активно продолжают поддерживать персонализированный подход к развитию ключевых сотрудников. Это подтверждается увеличением в 2023 году популярности индивидуального коучинга (в 1,5 раза – до 31%), который максимально адаптирован под текущие потребности и обстоятельства участника сессии, обеспечивает высокую релевантность и практическую ценность для его профессионального и личного развития.
  • Снижение потребности в таком формате, как микрообучение (в 1,5 раза – до 30%), обусловлено насыщенностью и усталостью от контента. С ростом количества доступных микрокурсов и образовательных материалов сотрудники начали испытывать информационную перегрузку. Кроме того, пользователи могут сталкиваться с низкокачественным контентом, который не удовлетворяет их потребности в глубоком понимании и осмыслении материала.
  • По мнению респондентов, компании и индивидуальные пользователи начали осознавать, что для глубокого понимания и применения на практике требуется более комплексное обучение. Как следствие, L&D-специалисты стараются применять комбинированные подходы, сочетающие микрообучение с другими форматами, такими как тренинги, вебинары, видеокурсы, встречи с экспертами, сессии по обмену опытом.
Дефицитные темы обучения на рынке образования: комментарий эксперта
Татьяна Суслова
Татьяна Суслова
Партнер, генеральный директор Академии бизнеса Б1, к. э. н., FCCA, PMP
  • Несмотря на высокую востребованность, многие респонденты отмечают нехватку качественных курсов и программ по искусственному интеллекту (15% опрошенных), особенно тех, которые подходят для профессионалов с уже накопленными знаниями в этой области.
  • Остальные ответы крайне разнообразны и учитывают специфику конкретной компании, например, выделяются такие темы, как жизнестойкость, стратегический менеджмент, корпоративная культура, финансы для нефинансистов, эффективные переговоры, employee experience, кибербезопасность, виртуальная и дополненная реальность и др.
  • Респонденты также отмечают, что основная проблема современного образования в России заключается не столько в широте предлагаемых программ обучения, сколько в несоответствии используемых методов обучения потребностям рынка, особенно в плане их гибкости и эффективности. Кроме того, участники исследования поднимают проблему актуальности образовательного контента и квалификации тренеров.
Соотношение объемов онлайн- и офлайн-обучения сотрудников
Соотношение объемов онлайн- и офлайн-обучения сотрудников: комментарий эксперта
Татьяна Суслова
Татьяна Суслова
Партнер, генеральный директор Академии бизнеса Б1, к. э. н., FCCA, PMP
  • После пандемии специалисты HR и L&D озвучивали прогнозы максимального сокращения офлайн-обучения.
  • Однако результаты текущего исследования показывают, что большинство компаний (22%) сохраняют офлайн- и онлайн-обучение в равной пропорции.
  • Офлайн-обучение крайне необходимо, когда требуется развить командный дух и улучшить коммуникацию между сотрудниками, установить более прочные связи и обменяться опытом в неформальной обстановке. Этот формат также эффективен для тренингов и мастер-классов, где важна непосредственная обратная связь и личное участие тренера. Это помогает глубже погрузиться в материал и быстрее применить полученные знания на практике.
  • Участники исследования отмечают, что офлайн-обучение используется для повышения мотивации и вовлечения сотрудников с высоким потенциаломи руководителей, а онлайн-формат по-прежнему популярен для массового обучения, где важна гибкость по темпу обучения и возможность многократного повторения материала.
  • Прочное место среди форматов также занимают смешанные программы, которые включают в себя лучшее из обоих миров, обеспечивая баланс между теоретическими знаниями и практическими навыками.
Обучение в зарубежных бизнес-школах для сотрудников
Зарубежные бизнес-школы: взгляд на Восток
Павел Митрофанов
Павел Митрофанов
Генеральный директор ООО «Эксперт Бизнес-Решения», член попечительского совета БФ «Онкологика»
  • Несмотря на трудности, связанные с логистикой, оплатой, ужесточением визовых режимов, интерес к международному бизнес-образованию не исчезает.
  • Но все же санкции существенно повлияли на возможность обучения в зарубежных бизнес-школах: в 2022 году обучение оставалось доступным лишь для 9% опрошенных.
  • В 2023 году этот показатель вырос практически в 2 раза – до 17%. Вероятно, это обусловлено переориентацией на Восток и успешными поисками альтернатив. Сильные бизнес-школы, занимающие лидирующие места в международных ренкингах, есть в Сингапуре, Китае, Индии.
Как изменится роль HR и L&D в ближайшие 2-3 года: данные опроса
Стратегическое партнерство с бизнесом
Продвижение HR-бренда
Цифровизация HR- и LD-процессов
Выстраивание сильной корпоративной культуры
Управление благополучием сотрудников
Борьба за таланты
Персонализированное обучение
Коучинг, модерация встреч с бизнесом
Инновации в обучении
Фокус на Employee Experience
Как изменится роль HR и L&D в ближайшие 2-3 года лет: комментарий эксперта
Татьяна Суслова
Татьяна Суслова
Партнер, генеральный директор Академии бизнеса Б1, к. э. н., FCCA, PMP
  • Большинство респондентов (более 20%) отмечают, что отделы HR и L&D все чаще будут выступать в роли стратегического партнера для бизнеса (консультанта), помогая формировать стратегические цели и адаптировать в соответствии с ними кадровые стратегии. Это будет требовать от специалистов этих функций глубокого понимания бизнес-процессов и способности быстро принимать и внедрять изменения.
  • На втором месте (более 10%) фигурирует ответ, связанный с цифровизацией, использованием данных для принятия решений и изучением опыта сотрудников (employee experience). Аналитика уже становится неотъемлемой частью работы HR и L&D. Использование аналитических инструментов для отслеживания производительности, анализа потребностей в обучении и прогнозирования текучести кадров позволит принимать более обоснованные и эффективные решения.
  • Еще один из наиболее популярных ответов можно описать цитатой одного из респондентов: «Люди давно не ресурс, а капитал компании». В условиях растущего выгорания среди сотрудников специалисты будут уделять больше внимания программам, включающим поддержку ментального здоровья, балансу между работой и личной жизнью, а также физическому здоровью. То есть один из фокусов внимания HR и L&D будет сосредоточенна благополучии сотрудников.
  • Респонденты также отмечают, что в условиях кадровой незащищенности и растущих проблем с удержанием сотрудников особое место в работе HR и L&D будет занимать создание и / или укрепление сильной корпоративной культуры.
Наиболее частые вызовы в обучении и развитии персонала
Практики для работы с вызовами: данные опроса
Коучинг
Стратегические сессии
Менторство
Персонализация обучения
Наставничество
Цифровая трансформация
Взаимосвязь затрат и эффективности
Выстраивание системы оценки эффективности обучения
Вызовы в обучении и развитии персонала: комментарий эксперта
Павел Митрофанов
Павел Митрофанов
Генеральный директор ООО «Эксперт Бизнес-Решения», член попечительского совета БФ «Онкологика»
  • Главными вызовами, которые выделили респонденты, являются низкая мотивация сотрудников к обучению, необходимость повышения операционной эффективности, непрозрачная оценка эффективности обучения или ее отсутствие, а также привлечение и удержание лучших специалистов.
  • Для развития компании важно уметь работать с этими вызовами: работодатели используют коучинг, менторство, стратегические сессии, наставничество, занимаются персонализацией обучения и проводят цифровизацию.
  • Корпоративный коучинг в качестве практики набирает популярность. Коуч, задавая правильные вопросы, помогает сотрудникам самостоятельно находить ответы, за счет чего быстрее достигаются впечатляющие результаты.
Влияние искусственного интеллекта на работу
Задачи, для решения которых в работе используется искусственный интеллект: комментарий эксперта
Татьяна Суслова
Татьяна Суслова
Партнер, генеральный директор Академии бизнеса Б1, к. э. н., FCCA, PMP
  • На данный момент более 58% респондентов отмечают, что искусственный интеллект (ИИ) не оказывает влияния на их работу. При этом среди данной категории встречаются те, кто хотел бы применять данную технологию (8%).
  • Что касается активных пользователей (42%), то здесь не выявлен четкий тренд по применимости технологии. Среди задач, для которых используется ИИ, встречаются следующие: формирование индивидуальных траекторий обучения, составление типовых документов, генерация идей, написание статей, создание электронных курсов, написание текстов для презентаций и создание картинок, учебных программ и др.
  • Результаты исследования показывают, что большинство компаний находятся на стадии изучения данной технологии и первичных экспериментов, а также продолжают анализировать возможности ее применения для функций HR и L&D.
Показатели и подходы для измерения эффективности обучения персонала
Как измеряется эффективность обучения: комментарий эксперта
Павел Митрофанов
Павел Митрофанов
Генеральный директор ООО «Эксперт Бизнес-Решения», член попечительского совета БФ «Онкологика»
  • Оценка эффективности корпоративного обучения является важным этапом при выстраивании системной работы по развитию кадров.
  • Выделяя средства на обучение, бизнес все жестче требует конкретных исчисляемых результатов.
  • Одним из наиболее объективных методов оценки, на наш взгляд, является модель Киркпатрика, которая состоит из 4 уровней: получение обратной связи (Reaction), оценка степени овладения знаниями (Learning), оценка применения на практике (Behavior) и оценка влияния обучения на компанию (Results).
  • Но, как мы видим, у респондентов эта модель не пользуется популярностью. На практике внедряются отдельные этапы: оцениваются NPS и CSAT, проводится анкетирование, оценка знаний, осуществляется анализ влияния на KPI.

Благодарности

Авторы благодарят за помощь в сборе данных для исследования и их обработку:

  • Ольгу Цопову (Академия бизнеса Б1), продюсера исследования;
  • Елену Жанахову («Эксперт Бизнес-Решения»), соавтора исследования;
  • Ольгу Матус, Анастасию Шлыкову (Группа компаний Б1), литературных редакторов;
  • Визуальных ассистентов (Группа компаний Б1);
  • Кирилла Протопопова (Академия бизнеса Б1) за подготовку электронной анкеты;
  • Яну Рейзвих, Максима Алексеева (Группа компаний Б1), веб-дизайнеров.

Особую признательность выражаем респондентам, принявшим участие в опросе.

Хотите внести вклад в следующее исследование, став респондентом?
Заполните короткую веб-форму.
Условия использования и ограничение ответственности