Содержание
- Приложение 1. Объем и динамика рынка
- Приложение 2. Интервью
- Приложение 3. Рэнкинг ЛК по итогам 1-го полугодия 2022 года
- Приложение 4. Рейтинги кредитоспособности лизинговых компаний на 07.09.2022
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подвело итоги исследования российского рынка лизинга за 1-е полугодие 2022 года. Исследование проводится при поддержке Объединенной Лизинговой Ассоциации с целью сбора информации и подготовки аналитики о российском лизинговом рынке.
По итогам 1-го полугодия 2022-го объем нового бизнеса снизился на 19% относительно аналогичного периода прошлого года и составил 770 млрд рублей. Подобная динамика во многом является отражением текущего состояния инвестиционной активности бизнеса вследствие ухудшения геополитической обстановки и введения санкций западными странами. Из-за разрыва ранее действовавших логистических цепочек и ухода ряда крупных иностранных производителей машин и оборудования из России лизинговая отрасль столкнулась с усилением дефицита техники и, как следствие, увеличением ее стоимости. Дополнительное давление на спрос со стороны лизингополучателей в начале весны текущего года оказало повышение ключевой ставки, что привело к удорожанию лизинговых услуг. Похожее падение объемов нового бизнеса наблюдалось в первой половине 2020 года в связи с введенными ограничениями из-за пандемии коронавируса, когда объем нового бизнеса за 1-е полугодие 2020-го уменьшился на 22% относительно аналогичного периода 2019-го.
Максим Калинкин,
генеральный директор ГК Газпромбанк Лизинг:«Основным триггером трансформации этого спроса стало наличие предметов лизинга и возможность их приобретения. Из-за ограничения в логистике мы совместно с клиентами были вынуждены оперативно рассматривать замену западных производителей и поставщиков на азиатские аналоги».
Агентство традиционно разделяет рынок на корпоративные (авиатранспорт, ж/д техника, морские и речные суда) и розничные сегменты. Снижению корпоративных сегментов на 30% способствовало сокращение объемов нового бизнеса с морскими и речными судами на 94% и авиатранспорта на 14%. Уменьшение объемов лизинга водных судов обусловлено введением санкций: зарубежные производители прекратили поставки лизингодателям из РФ, порты европейских государств перестали обслуживать российские корабли, что привело к сокращению планов отечественных судовладельцев по обновлению и наращиванию флота, наши верфи сдвинули сроки сдачи судов из-за нехватки иностранных комплектующих. Сегмент авиатранспорта оказался под давлением из-за введенных ограничений на международные рейсы для российских авиаперевозчиков, что привело к снижению потребности в новых самолетах. Авиаперевозчики берут воздушные суда преимущественно в операционную аренду, поэтому снижение объемов авиализинга привело к сокращению доли оперлизинга в портфеле по итогам 1-го полугодия 2022 года с 16 до 10%. Снижение экспортных потоков обусловило падение объемов ж/д погрузки в 1-м полугодии 2022 года на 2,8%1 относительно аналогичного периода 2021-го, что оказывает давление на лизинг ж/д транспорта. При этом ж/д сегмент показал рост на 7% во многом за счет отдельных сделок по продаже ж/д парка между крупными игроками.
Вячеслав Спиров,
генеральный директор ГК Сбербанк Лизинг:«Железнодорожный транспорт был и остается одним из наших приоритетных направлений бизнеса. В данном сегменте мы видим сохранение спроса на лизинг вагонов. В нашем случае основной объем сделок был с контейнерными платформами».
Объем нового бизнеса в розничных сегментах сократился на 15%, что в два раза меньше снижения в корпоративных сегментах, которые более подвержены влиянию санкций. Наибольшее сокращение в розничных сегментах пришлось на автолизинг, объем нового бизнеса которого просел на 17%. Снижение объемов автолизинга объясняется во многом общим падением автопродаж (-56% по новым легковым автомобилям2) из-за усиления дефицита машин и роста цен на них вследствие ухода многих иностранных автопроизводителей из России. Однако, несмотря на снижение в абсолютном выражении, доля автолизинга в совокупном объеме нового бизнеса сохранилась на прошлогоднем уровне – 46%.
Строительная и дорожно-строительная техника просела в меньшей мере (-6%) – поддержку сегменту продолжают оказывать государственные программы и реализация крупных национальных проектов («Жилье и городская среда», «Безопасные качественные дороги»). Кроме того, концентрация данного сегмента на ушедших из России брендах была невысокой из-за того, что лизинг строительной техники во многом представлен недорогим оборудованием из дружественных стран. Объем нового бизнеса сегмента с/х техники остался на прежнем уровне: основная доля приходится на «Росагролизинг», работающий с отечественным оборудованием, в т. ч. в рамках льготной программы поддержки аграриев. В сегменте недвижимости отмечается более чем троекратный рост, который пришелся на крупные проекты «Газпромбанк Лизинг» (ГК).
Максим Калинкин,
генеральный директор ГК Газпромбанк Лизинг:«В фокусе лизинга недвижимости, к сожалению, скорее всего, не окажутся продукты массового спроса, потому что ключевым клиентом данного сегмента является физлицо. Поэтому дальнейшие перспективы развития лизинга недвижимости связаны исключительно с точечными проектами юрлиц, и у нас есть такие сделки».
Несмотря на сокращение числа новых сделок на 32% (с 198 тыс. до 135 тыс. штук), сумма лизинговых договоров в 1-м полугодии 2022 года относительно аналогичного периода 2021-го уменьшилась всего на 7%. Столь небольшое сокращение помимо роста цен на предметы лизинга также обусловлено значительным повышением процентных ставок, что позволило сумме новых договоров снизиться в меньшей степени, нежели новому бизнесу, который не учитывает финансовых надбавок в договорах. Объем лизингового портфеля на 01.07.22 составил 6,1 трлн рублей, снизившись с начала года на 5%, что помимо сокращения суммы лизинговых сделок отражает также переоценку валютных договоров в связи с укреплением рубля.
Если оценивать динамику лизинговых компаний в разрезе их собственников, то рост совокупного объема нового бизнеса в 1-м полугодии 2022 года демонстрируют лишь лизинговые компании, принадлежащие российским банкам (+5% к аналогичному периоду 2021-го). В результате доля участников рынка, принадлежащих банкам, выросла с 43 до 55%. Значительную просадку показали иностранные компании, новый бизнес которых снизился почти в три раза, и как следствие, доля таких игроков сократилась с 12 до 4%, что отражает общую тенденцию по сворачиванию бизнеса зарубежными инвесторами. Лизинговые компании в собственности государственных институтов, несмотря на снижение своих объемов бизнеса в 1-м полугодии 2022 года на 25% относительно аналогичного периода 2021-го, сохранили долю рынка на уровне 12%. Совокупные объемы нового бизнеса лизингодателей, принадлежащих прочим отечественным компаниям, снизились на 25%, в связи с чем доля в новом бизнесе таких компаний уменьшилась с 32 до 29%.
Вячеслав Спиров,
генеральный директор ГК Сбербанк Лизинг:«Уход иностранных лизинговых компаний, безусловно, значимое для ряда сегментов событие, поскольку по некоторым видам оборудования и техники их доля составляла до 30%. Соответственно, их уход с рынка открывает для российских игроков новые рыночные ниши, которые, я уверен, наши компании будут активно осваивать».
По итогам 1-го полугодия 2022-го, как и годом ранее, лидирующую позицию на рынке лизинга занимает «Газпромбанк Лизинг» (ГК), рост нового бизнеса которого составил 72% к аналогичному периоду 2021-го. Второе и третье места заняли «ВТБ Лизинг» (+48%) и ЛК «Европлан» (-12%) соответственно. На долю топ-10 компаний по объему нового бизнеса в 1-м полугодии 2022-го пришлось 73 против 61% годом ранее, что в большей степени связано со сворачиванием деятельности ряда крупных иностранных компаний.
Таблица. Топ-20 лизинговых компаний России по объему нового бизнеса по итогам 1-го полугодия 2022 года
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
При проведении исследования по итогам 1-го полугодия 2022 года ряд крупных игроков («Джон Дир Файнэншл», «Райффайзен-Лизинг», «Система Лизинг 24» и «Фольксваген Груп Финанц») приняли решение не предоставлять анкет. Для репрезентативности данных объемы вышеуказанных компаний были учтены агентством «Эксперт РА» при оценке масштабов и структуры лизингового рынка на основе имеющейся непубличной информации и экспертных корректировок. В этой связи данные, полученные по итогам исследования, по мнению агентства, в высокой степени отражают рыночную ситуацию.
Рэнкинги крупнейших лизингодателей как в целом по рынку, так и по отдельным отраслевым и территориальным сегментам доступны по ссылке. Агентство «Эксперт РА» традиционно публикует рэнкинги лизинговых компаний по:
- размеру портфеля;
- регионам;
- числу заключенных сделок;
- объему профинансированных средств;
- сегментам имущества в портфеле и новом бизнесе;
- оперлизингу в портфеле и новом бизнесе;
- и др.
Приложение 1. Объем и динамика рынка
Таблица 1. Индикаторы развития рынка лизинга
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
Таблица 2. Структура рынка по видам имущества
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
Таблица 3. Рэнкинг лизинговых компаний по МСФО3
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
Приложение 2. Интервью
Быстрого насыщения рынка новым транспортом не произойдет
Максим Калинкин, генеральный директор ГК Газпромбанк Лизинг |
- Какие меры, принятые менеджментом, способствовали смягчению негативных экономических последствий на бизнес компании в 1-м полугодии 2022 года? Какие изменения внесла и/или планирует внести компания в свою работу в ответ на вызовы, возникшие из-за сложившегося дефицита предметов лизинга?
- Группа Газпромбанк Лизинг работает на рынке лизинга уже почти 20 лет. Не в первый раз мы, как и остальные участники, сталкиваемся с ситуацией неопределенности. Поэтому именно слаженная работа различных служб группы и максимальная концентрация на потребностях клиентов помогли практически нивелировать все сложные моменты 1-го полугодия. И достигнутые показатели за этот период только подтверждают мои слова. Объем нового бизнеса Группы Газпромбанк Лизинг увеличился почти в два раза и составил более 180 млрд рублей.
В любой кризисный период во главу угла ставится система риск-менеджмента компании. Мы достаточно оперативно отреагировали на происходящие изменения и скорректировали направления развития. К примеру, с сегмента легкового автотранспорта, который находится в жестком дефиците еще с 2021 года, мы перенаправили фокус на грузовой сектор, поскольку сильно возросла потребность компаний в налаживании новых логистических коридоров.
- Как, по вашим наблюдениям, изменился спрос со стороны лизингополучателей в части предметов лизинга в 1-м полугодии 2022 года? Ощутимо ли сказались на клиентской базе компании сворачивание бизнеса и уход из России иностранных лизинговых компаний?
- Конечно, спрос со стороны лизингополучателей изменился. Не готов сравнивать итоги 1-го полугодия текущего года с прошлым, поскольку тогда наблюдалось все-таки постпандемическое восстановление сегментов рынка. И если тогда основной спрос был на легковой сегмент, то сейчас фокус лизингополучателей сместился на коммерческую и строительно-дорожную технику. Так, за шесть месяцев текущего года доля грузового автотранспорта в объеме нового бизнеса Группы Газпромбанк Лизинг составила 24% (+9 п. п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), а доля дорожно-строительной и спецтехники достигла 18% (+9 п. п.).
Основным триггером трансформации этого спроса стало наличие предметов лизинга и возможность их приобретения. Из-за ограничения в логистике мы совместно с клиентами были вынуждены оперативно рассматривать замену западных производителей и поставщиков на азиатские аналоги. Основная проблема была с уже заказанным за рубежом имуществом. Если оно уже было произведено, то мы ускоряли процесс финансирования. В противном случае этот процесс нецелесообразен.
Что касается ухода иностранных лизинговых компаний, то какого-то массового притока клиентов из-за этого не произошло. По крайней мере, у нас такой статистики нет. Мы финансируем потребности любых лизингополучателей вне зависимости от того, где они ранее обслуживались. За январь – июнь 2022 года Группа Газпромбанк Лизинг привлекла почти 7 тыс. новых корпоративных и МСБ-клиентов.
- Рассматривает ли компания развитие лизинга б/у техники как долгосрочный тренд или только как вынужденную меру в период нехватки новой техники? С какими б/у предметами лизинга компания сегодня уже работает и почему?
- Лизинг б/у техники вполне может стать долгосрочным трендом в силу значительного удорожания новой. Кроме того, быстрого насыщения рынка новым транспортом не произойдет. Это долгий процесс. Так, если говорить про автомобильный транспорт, дефицит сформировался еще в 2021 году, а в этом году в РФ значительно просело производство автомобилей (по данным Росстата, с января по июль 2022 года производство легковых автомобилей сократилось на 64%, а грузовых – на 20%). К этому еще добавляются ограничения по поставкам от иностранных производителей. По ж/д транспорту также идет сокращение производства, за 1-е полугодие 2022 года производство грузовых вагонов сократилось на 17% (по данным ИПЕМ).
В фокусе работы с б/у транспортом на первый план выходит вопрос возможности его эксплуатации и ликвидности на вторичном рынке. Например, если рассмотреть железнодорожный транспорт, то он высоколиквиден ввиду большого срока эксплуатации – 30 лет. Поэтому приобретение даже 10-15-летнего ж/д парка в лизинг абсолютно приемлемо – срок лизинга превышает срок его эксплуатации. И такие примеры можно привести по спецтехнике, морским и речным судам… Поэтому мы работаем со всеми предметами лизинга со вторичного рынка, в т. ч. с тяжелыми и мобильными буровыми установками.
- В 1-м полугодии 2022 года компания показала взрывной рост объема бизнеса в сегментах автолизинга и строительной техники. Что послужило основными причинами столь высоких результатов компании?
- Рост объемов финансирования в этих сегментах обусловлен увеличением спроса на б/у технику, поскольку по новой технике предложения поставщиков сильно ограничены либо предлагаются по ажиотажной цене. Также высоким результатам группы способствовало наличие контрактов у клиентов на реализацию автодорожных, инфраструктурных и строительных проектов.
- Ваша компания является одним из лидеров в сегменте лизинга недвижимости. Какие сдерживающие факторы и факторы роста сегодня оказывают ключевое влияние на данный сегмент? Каковы ваши ожидания относительно дальнейших перспектив этого сегмента?
- В фокусе лизинга недвижимости, к сожалению, скорее всего, не окажутся продукты массового спроса, потому что ключевым клиентом данного сегмента является физлицо. Поэтому дальнейшие перспективы развития лизинга недвижимости связаны исключительно с точечными проектами юрлиц, и у нас есть такие сделки. В портфеле Группы Газпромбанк Лизинг разные объекты недвижимости. Это и построенные здания и сооружения, и производственные цеха, в т. ч. возведенные еще в 50-60-е годы. То есть мы умеем финансировать проекты как с новыми, так и с объектами недвижимости со вторичного рынка. Уникальность реализации объектов недвижимости состоит в том, что они продаются в качестве отдельных юрлиц. Поэтому возникают риски так называемых «скелетов в шкафу». Но благодаря компетенциям команды Газпромбанк Лизинг особенности сегмента не являются серьезным стоп-фактором. Чем сложнее, тем на самом деле интереснее.
- Какие стратегические цели на 2022 год компания ставит перед собой в качестве приоритетных? Каковы ваши ожидания по результатам (объем лизингового портфеля, нового бизнеса) компании по итогам всего 2022 года?
- В рамках стратегических целей Группа Газпромбанк Лизинг определила поддержку бизнеса действующих клиентов и сохранение необходимого качества лизингового портфеля. Мы не планируем выходить в высокорисковые отрасли, не планируем во что бы то ни стало удерживать за собой лидерство. Именно сейчас важно скрупулезно оценивать различные секторы экономики, просчитывать риски. Мы должны оставаться надежным и прогнозируемым финансовым партнером для наших клиентов.
Относительно ожиданий я бы не стал сейчас делать какие-либо прогнозы, но очевидно, что взрывного роста в 2-м полугодии не будет, рынок, скорее всего, недополучит той динамики роста, что была в прошлом году. Многое будет зависеть от осени: восстановления бизнеса лизингополучателей, поставщиков, а также от скорости перестройки цепочек поставок и логистики.
- Какие сегменты, по вашему мнению, способны показать восстановление во второй половине 2022 года, а какие, напротив, с высокой вероятностью завершат год сильным сокращением?
- Ситуация достаточно быстро меняется, и говорить о том, что будут какие-то серьезные провалы или, наоборот, появятся точки роста в моменте не представляется возможным. Могу сказать только про авиализинг: серьезных причин для восстановления данного сегмента не наблюдается. Хорошо будут себя чувствовать сегменты лизинга строительно-дорожной техники, грузовой и спецтехники, поскольку есть спрос в рамках новых федеральных проектов. Рынок легковых автомобилей немного восстанавливается, продажи в июне – июле растут небольшими темпами по сравнению с маем, но глубина просадки остается еще достаточно большой.
- Каковы ваши ожидания по качеству лизингового портфеля компании и в целом по отрасли по итогам 2022 года? Лизингополучатели из каких отраслей, по вашему мнению, столкнутся с наибольшим проблемами и будут вынуждены снижать свою активностью в части приобретения имущества в лизинг?
- Мы не ожидаем существенного ухудшения кредитного качества лизингового портфеля. Традиционно крупным потребителем лизинговых услуг являются компании транспортного сектора, и текущая ситуация здесь крайне разнонаправленно действует на участников отрасли. Так, пассажирские авиакомпании ощущают существенное давление на свое финансовое состояние. Переориентация же поставок на Восток приводит к увеличению спроса на провозные мощности. Это создает возможности для компаний, осуществляющих морскую и железнодорожную логистику, по наращиванию выручки и расширению портфеля заказчиков. Кроме того, крупные государственные проекты в сфере инфраструктурного строительства поддержат спрос на технику со стороны инжиниринговых компаний.
- Как, по вашему мнению, происходящие сегодня события повлияют на лизинговый рынок России (концентрация на игроках, конкуренция, развитие и угасание отдельных сегментов и т.д.)? Каким вы видите лизинговый рынок России в 2023–2024 годах?
- В перспективе ближайших лет мы можем увидеть определенные укрупнения игроков, развитие внутреннего рынка, а также усиление конкурентной борьбы. Что касается сегментов и направлений, то тут прогнозов не построишь. Например, в период пандемии, в 2020 году сильно взлетели запросы клиентов на лизинг IT и телеком-оборудования, а по итогам 2021 года сегмент показал уже отрицательную динамику -35,3%. То есть ситуативный лизинг, зависящий от конкретных потребностей клиентов в определенный период времени, все так же актуален, и 2022–2023 годы не станут исключением.
Рынок лизинга зрелый и стабильный
Вячеслав Спиров, генеральный директор ГК Сбербанк Лизинг |
- Какие меры, принятые со стороны менеджмента, способствовали смягчению негативных экономических последствий на бизнес компании в 1-м полугодии 2022 года? Какие изменения внесла и/или планирует внести компания в свою работу в ответ на вызовы, возникшие из-за сложившегося дефицита предметов лизинга?
- Я бы выделил три блока мер, три направления, которые были выбраны нами как приоритетные. Первое – мы очень активно работали с командой и оперативно изменили систему мотивации в компании таким образом, чтобы она максимально отвечала рыночной ситуации, которая сложилась в 1-м полугодии этого года. Второе – мы практически моментально внедрили меры поддержки для наших клиентов. Те, у кого сложилась непростая ситуация в бизнесе, смогли оперативно получить изменения в графике лизинговых платежей. Ну и третье – это корректировки нашего продуктового предложения, которые учитывали происходящее на рынке. Мы обновили продуктовую линейку, что позволило нам относительно быстро вернуться к привычным объемам продаж. В ней был сделан больший фокус на лизинге б/у техники и оборудования.
- Как, по вашим наблюдениям, изменился спрос со стороны лизингополучателей в части предметов лизинга в 1-м полугодии 2022 года? Ощутимо ли сказались на клиентской базе компании сворачивание бизнеса и уход из России иностранных лизинговых компаний?
- На мой взгляд, главный фактор, оказавший влияние на спрос на рынке лизинга, – это рост процентных ставок, который в целом, вне зависимости от какого-то конкретного сегмента, существенно уменьшил спрос на инвестиции в основные средства. И как только ставка начала значимо снижаться, мы увидели восстановление этого спроса. С точки зрения марок мне кажется, что очевидный тренд – это больший интерес к технике из Китая и Белоруссии. Многие клиенты, которые ранее работали с другими брендами, сейчас начали гораздо более активно рассматривать такого рода технику. Плюс мы видим рост спроса на подержанную технику. Многие клиенты обратились к вторичному рынку для того, чтобы пополнять свои парки.
Уход иностранных лизинговых компаний, безусловно, значимое для ряда сегментов событие, поскольку по некоторым видам оборудования и техники их доля составляла до 30%. Соответственно, их уход с рынка открывает для российских игроков новые рыночные ниши, которые, я уверен, наши компании будут активно осваивать.
- Рассматривает ли компания развитие лизинга б/у техники как долгосрочный тренд или только как вынужденную меру в период нехватки новой техники? С какими б/у предметами лизинга компания сегодня уже работает и почему?
- Рынок начал работать с б/у техникой не весной этого года, а гораздо раньше – это направление планомерно развивалось уже на протяжении нескольких лет. Но, действительно, оно приобрело дополнительную актуальность с весны 2022 года. За счет того, что лизинговые компании сейчас были вынуждены сфокусироваться на б/у технике, это позволило им еще лучше адаптировать свои продукты под данный сегмент. В дальнейшем доля лизинга в продажах подержанной техники будет расти, что однозначно создает для рынка и его участников больше возможностей.
При этом, конечно же, мы ожидаем, что в течение нескольких лет выстроятся новые логистические и товарные цепочки, более активно выйдут на рынок китайские бренды и бренды других дружественных стран, объем продаж и спрос на новую технику восстановятся, и в данном сегменте лизинг также будет развиваться.
- В 1-м полугодии 2022 года компания показала рост объема нового бизнеса с железнодорожной техникой. Что послужило основными причинами увеличения объема? Договоры преимущественно с какими видами железнодорожной техники были заключены в этот период?
- Железнодорожный транспорт был и остается одним из наших приоритетных направлений бизнеса. В данном сегменте мы видим сохранение спроса на лизинг вагонов. В нашем случае основной объем сделок был с контейнерными платформами. С учетом изменения маршрутов перевозок контейнеры сейчас являются одним из важных и динамично развивающихся направлений – этим и обусловлен рост в данном сегменте. Существенная часть сделок также была в сегменте хопперов-зерновозов.
- Какую динамику автолизинга вы ожидаете в 2022 году? С какими наиболее важными вызовами еще предстоит столкнуться сегменту? Удастся ли поставщикам из дружественных стран полностью удовлетворить спрос на автотехнику?
- Главных вызовов на ближайшее время два. Первый – снижающийся спрос на новые автомобили и, как следствие, падение объемов продаж на этом рынке. Второе – это уход с рынка и изменение предложения со стороны большого количества западных брендов. Это те вызовы, которые будут стоять перед рынком и в текущем, и в следующем году. Мы ожидаем существенного падения рынка автотранспорта в 2022 году – от 40 до 60%. Важную роль для этого сегмента в 2-м полугодии сыграет государственная помощь Минпромторга, которая, с нашей точки зрения, сильно поддержит рынок и позволит ему снизить потенциальное падение.
- Какие стратегические цели на 2022 год компания ставит перед собой в качестве приоритетных?
- Несмотря на значимые изменения на рынке, долгосрочная стратегия компании не претерпела кардинальных изменений. Мы по-прежнему активно развиваем как бизнес региональной сети, так и работу с крупнейшими клиентами. Задачи, направленные на повышение цифровизации бизнеса и автоматизацию бизнес-процессов, лишь получили большую актуальность с учетом текущих реалий рынка, поэтому с точки зрения генерального вектора развития существенных изменений в стратегию мы не вносили. При этом понятно, что оперативные планы по сегментам рынка и каким-то продуктовым приоритетам в краткосрочной перспективе были скорректированы, но не более того.
- Какие сегменты, по вашему мнению, способны показать восстановление во второй половине 2022 года, а какие, напротив, с высокой вероятностью завершат год сильным сокращением?
- Мы считаем, что наибольшее сокращение рынок ожидает в сегменте авиализинга. Также, как я уже говорил ранее, предполагаем, что на рынке автотранспорта будет достаточно существенное снижение. На этом фоне рынок оборудования и железнодорожных вагонов будет выглядеть относительно стабильно.
- Каковы ваши ожидания по качеству лизингового портфеля компании и в целом по отрасли по итогам 2022 года? Лизингополучатели из каких отраслей, по вашему мнению, столкнутся с наибольшими проблемами и будут вынуждены снижать свою активностью в части приобретения имущества в лизинг?
- У нас сформирован качественный лизинговый портфель, который устойчиво реагирует на уже не первый экономический спад. Текущая ситуация не является исключением, поэтому мы не наблюдаем существенного ухудшения портфеля. Конечно же, еще важно отметить, что для всей лизинговой отрасли существенным фактором поддержки качества портфеля является рост цен на транспорт и оборудование в последние несколько лет, который сохраняет обеспеченность портфеля на высоком уровне.- Как, по вашему мнению, происходящие сегодня события повлияют на лизинговый рынок России (концентрация на игроках, конкуренция, развитие и угасание отдельных сегментов и т. д.)? Каким вы видите лизинговый рынок России в 2023–2024 годах?
- Мы считаем, что рынок лизинга зрелый и стабильный, и поэтому не ожидаем на нем каких-то резких изменений. Рынок успешно прошел уже не один экономический спад – это первое. Во-вторых, на нем развита конкуренция, в т. ч. среди крупных игроков, и мы не видим предпосылок для снижения уровня этой конкуренции в ближайшие годы. С точки зрения динамики рынка мы ожидаем его восстановления до прошлогодних объемов в течение нескольких лет.
Приложение 3. Рэнкинг ЛК по итогам 1-го полугодия 2022 года
- Рэнкинг ЛК по объему нового бизнеса в разрезе оборудования
- Рэнкинг ЛК по объему нового бизнеса с МСБ в разрезе оборудования
- Рэнкинг ЛК по объему нового бизнеса в разрезе клиентов
- Рэнкинг ЛК по объему нового бизнеса в разрезе регионов
- Рэнкинг ЛК по объему портфеля
- Рэнкинг ЛК по объему портфеля в разрезе оборудования
- Рэнкинг ЛК по числу заключенных сделок
- Рэнкинг ЛК по объему профинансированных средств
- Рэнкинг ЛК по объему нового бизнеса (оперативный лизинг)
- Рэнкинг ЛК по объему портфеля (оперативный лизинг)
- Региональная структура нового бизнеса
Приложение 4. Рейтинги кредитоспособности лизинговых компаний на 07.09.2022
1 Данные ОАО «РЖД».
2 Данные «Автостата» за 1-е полугодие 2022 года.
3 Финансовые показатели в таблице указаны в млн рублей.
4 Для группы компаний – ИНН головной компании.
5 Net investment in finance leases (long term + short term).
6 Finance leases income.
7 Total equity/total shareholders equity.
8 Total assets.