Москва, 20.11.2025
Следуя методологии выражения независимого заключения о соответствии облигаций принципам зеленых облигаций (second party opinion) агентство «Эксперт РА» подтверждает, что планируемые выпуски облигаций серии 002Р-06 (далее – Выпуск №1), серии 002Р-07 (далее – Выпуск №2) Публичного акционерного общества «Акционерная финансовая корпорация «Система» (далее – АФК «Система», Корпорация, Эмитент) и проект, рефинансируемый (частично финансируемый) за счет средств от их размещения, соответствуют принципам зеленых облигаций (GBP) Международной ассоциации рынков капитала (ICMA) (далее – Принципы зеленых облигаций) и критериям зеленого финансового инструмента в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1587 от 21.09.2021 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации» (далее – Таксономия).
Планируемые выпуски облигаций полностью соответствует базовым критериям Принципов зеленых облигаций и Таксономии, а именно:
| Использование средств | В рамках Выпуска №1 облигаций денежные средства будут направлены на рефинансирование ранее понесенных затрат при реализации зеленого проекта по производству пассажирского водного транспорта на экологичных источниках энергии (электроэнергия) и созданию инфраструктуры для него. В рамках Выпуска №2 облигаций денежные средства будут направлены на рефинансирование ранее понесенных затрат и финансирование будущих затрат для реализации данного проекта. Проект направлен на снижение негативного воздействия на окружающую среду, имеет положительный экологический эффект, вносит вклад в достижение целей устойчивого развития (далее – ЦУР) ООН и соответствует национальным и международным принципам зеленого финансирования. |
| Процедура отбора проекта и транспарентность Эмитента на предварительном этапе | Эмитент раскрывает подход и процедуру отбора и согласования проектов, которая состоит из нескольких этапов и осуществляется представителями подразделений с различными соответствующими компетенциями. |
| Обособленность учета | Функциональным подразделением Эмитента будет обеспечен регулярный аналитический учет денежных средств, привлеченных посредством выпуска зеленых облигаций |
| Раскрытие информации | Планируемая отчетность об использовании привлеченных средств обеспечит высокую степень детализации и прозрачности для заинтересованных сторон. |
Также Выпуск №1 и Выпуск №2 облигаций удовлетворяют требованиям Положения Банка России от 19.12.2019 № 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг» (далее – Положение № 706-П) об идентификации облигаций в качестве «зеленых облигаций».
Для формирования независимого заключения АФК «Система» предоставила всю необходимую информацию, в т.ч. расчет экологических эффектов, проведенный внешним ESG-консультантом – ПАО «Совкомбанк». В ходе работы Агентство не выявило признаков недостоверности в предоставленных материалах.
Эмитент также предоставил документы, в которых регламентируется проводимая работа в рамках зеленого финансирования.
Параметры Выпуска №1:
| Тип ценной бумаги | Зеленые облигации ПАО АФК «Система» серии 002Р-06 |
| Регистрационный номер выпуска и дата его регистрации | На дату публикации не присвоен |
| ISIN | На дату публикации не присвоен |
| Объем эмиссии | Не более 7,9 млрд руб. |
| Дата начала размещения | Третья декада ноября 2025 года 1 |
| Дата погашения | На дату публикации не определена: срок обращения – 3 года (1080 дней) |
Параметры Выпуска №2:
| Тип ценной бумаги | Зеленые облигации ПАО АФК «Система» серии 002Р-07 |
| Регистрационный номер выпуска и дата его регистрации | На дату публикации не присвоен |
| ISIN | На дату публикации не присвоен |
| Объем эмиссии | Не более 7,9 млрд руб. |
| Дата начала размещения | Третья декада ноября 2025 года 1 |
| Дата погашения | На дату публикации не определена: срок обращения – 2 года (720 дней) |
Обоснование мнения
Использование средств. АФК «Система» – публичная российская инвестиционная компания с диверсифицированным портфелем активов в таких отраслях как телекоммуникации, высокие технологии, розничная торговля, электронная коммерция, лесопереработка, сельское хозяйство, недвижимость, туризм и медицинские услуги. Инвестиционная стратегия Корпорации основана на системном развитии и масштабировании активов, включая оперативную адаптацию под текущие рыночные и геополитические условия.
Один из базовых принципов деятельности Эмитента – значимость долгосрочного развития конкурентоспособных предприятий, осуществляющих социально и экологически ответственную деятельность. Корпорация стремится внести значительный вклад в устойчивое развитие регионов и отраслей присутствия, обеспечивая экономический рост, укрепление технологического потенциала и создание условий для развития человеческого капитала. Важной целью Корпорации является улучшение качества жизни людей и содействие общественному благополучию.
АФК «Система» в 2002 году стала участником Глобального договора ООН в России. С 2022 года Корпорация реализует Стратегию в области ESG (далее – Стратегия ESG), принципы которой базируются на качественном корпоративном управлении, а также учете социальных и экологических рисков. Стратегия ESG строится вокруг целевых ориентиров (ответственное инвестирование и управление активами) и показателей мониторинга: корпоративное управление и синергия, доступность и качество продукции и услуг, благополучие сотрудников, клиентов, сообществ и умная, экоэффективная и безопасная среда.
В рамках планируемых выпусков облигаций Эмитент направит денежные средства на рефинансирование ранее понесенных затрат и финансирование будущих затрат в период с 2023 по 2026 гг. (далее – Проект)
- на производство пассажирского водного транспорта на экологичных источниках энергии (электроэнергия);
- на строительство (производство) инфраструктуры для транспорта на экологичных источниках энергии (зарядные установки).
| Целевое использование денежных средств | |
| Выпуск №1 | Выпуск № 2 |
| 1. Рефинансирование: возмещение ранее потраченных средств для уже поставленной техники, учтенной в Проекте: электрические пассажирские суда «Экобас», «Экокрузер», «Мойка 2.0», «Экокрузер-М» и остановочные комплексы «Экостейшн» | 1. Рефинансирование: возмещение ранее потраченных средств для уже поставленной техники, учтенной в Проекте: электрические пассажирские суда «Экобас», «Экокрузер» и остановочные комплексы «Экостейшн» |
| 2. Финансирование производства электрических пассажирских судов «Экокрузер-М», «Мойка 2.0», «Байкал» и остановочных комплексов «Экостейшн» в рамках Проекта (расходуется эквивалент конкретной доли от общего объема привлеченных средств) | |
Всего проектом предусмотрено строительство 74 единиц техники: 46 пассажирских судов и 28 остановочных комплексов.
Сведения о сроках поставки техники в рамках контрактных обязательств для Выпуска №1 облигаций:
| № | Наименование техники | Период поставки | ||||
| 2023 | 2024 | 01.01.2025- 31.10.2025 |
01.11.2025- 31.12.2025 |
2026 | ||
| 1 | Остановочный комплекс «Экостейшн», ед. | 12 | 6 | - | - | - |
| 2 | Пассажирское электросудно «Экобас», ед. | 17 | 4 | 4 | - | - |
| 3 | Пассажирское электросудно «Экокрузер», ед. | 2 | - | - | - | - |
| 4 | Пассажирское электросудно «Мойка 2.0», ед. | - | 1 | - | - | - |
| 5 | Пассажирское электросудно «Экокрузер-М», ед. | - | - | 1 | - | - |
| 6 | Пассажирское электросудно «Байкал», ед. | - | - | - | - | - |
| Количество техники с учетом статуса поставки в рамках Выпуска №1, ед. | 47 | - | ||||
| Общее количество техники по Проекту в рамках Выпуска №1, ед. | 47 | |||||
| Общая стоимость техники с учетом статуса поставки в рамках Выпуска №1, руб. | 7 918 556 909,77 | - | ||||
| Общая стоимость техники по Проекту в рамках Выпуска №1, руб. | 7 918 556 909,77 | |||||
Сведения о сроках поставки техники в рамках контрактных обязательств для Выпуска №2 облигаций:
| № | Наименование техники | Период поставки | ||||
| 2023 | 2024 | 01.01.2025- 31.10.2025 |
01.11.2025- 31.12.2025 |
2026 | ||
| 1 | Остановочный комплекс «Экостейшн», ед. | 1 | 4 | - | 5 | - |
| 2 | Пассажирское электросудно «Экобас», ед. | - | - | 6 | - | - |
| 3 | Пассажирское электросудно «Экокрузер», ед. | - | 1 | - | - | - |
| 4 | Пассажирское электросудно «Мойка 2.0», ед. | - | - | - | - | 2 |
| 5 | Пассажирское электросудно «Экокрузер-М», ед. | - | - | - | - | 7 |
| 6 | Пассажирское электросудно «Байкал», ед. | - | - | - | - | 1 |
| Количество техники с учетом статуса поставки в рамках Выпуска №2, ед. | 12 | 15 | ||||
| Общее количество техники по Проекту в рамках Выпуска №2, ед. | 27 | |||||
| Общая стоимость техники с учетом статуса поставки в рамках Выпуска №2, руб. | 2 636 084 159,17 | 5 253 287 934,66 | ||||
| Общая стоимость техники по Проекту в рамках Выпуска №2, руб. | 7 889 372 093,83 | |||||
Производство электрического пассажирского водного транспорта и остановочных комплексов осуществляется компанией ООО «Эмпериум»2. Более 50% акций ООО «Эмпериум» принадлежат компании Sitronics Group, входящей в АФК «Система» (мажоритарный акционер). Суда и остановочные комплексы производятся в Ленинградской области и г. Перми.
Корпорация рассчитала количественные показатели экологического эффекта от реализации Проекта. Основа расчета эффекта – отсутствие прямых выбросов парниковых газов (далее – ПГ) при использовании электрического пассажирского водного транспорта: принято допущение, что электрические суда будут использоваться взамен дизельных. Количественная оценка предотвращенных выбросов ПГ производится на основании расчета прямых выбросов ПГ при эксплуатации дизельных судов-аналогов:
- теплоход проекта «Москва» для электросудов «Экокрузер» и «Экокрузер-М» («Москва 2.0»);
- теплоход (проект 95030) для электросудов «Экобас» и «Мойка 2.0»;
- теплоход (проект 646) для электросудна «Байкал».
Расчет выбросов ПГ дизельных судов проведен согласно Приказу Минприроды России от 27.05.2022 №371 «Об утверждении методик количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов». В расчете эффекта для электросудна «Байкал» учитываются предотвращенные выбросы ПГ при автономной работе3 судна, без использования дизельной установки для подзарядки батареи.
Проект характеризуется следующими параметрами экологического эффекта:
| Основные целевые показатели экологического эффекта4 | Для 1 судна | Всего | Период поставки | ||||||||
| 01.01.2023 - 31.10.2025 |
01.11.2025- 31.12.2026 |
||||||||||
| Выпуск №1 | Выпуск №2 | ||||||||||
| Для пассажирского электросудна «Экобас» | 1 судно | 31 судно | 25 судов | 6 судов | - | ||||||
| Предотвращенные выбросы CO2-экв. от реализации проекта в расчете на маш.-час, т CO2/маш.-час | 0,1 | 1,8 | 1,5 | 0,4 | - | ||||||
| Предотвращенные выбросы CO2-экв. от реализации проекта в расчете за год (при годовом пробеге 21900 км5 ), т CO2-экв. | 72,9 | 2260,5 | 1823,0 | 437,5 | - | ||||||
| Предотвращенные выбросы CO2-экв. от реализации проекта в расчете на пассажиро-километр, г CO2-экв./пасс.-км | 55,5 | 1720,3 | 1387,4 | 333,0 | - | ||||||
| Для пассажирского электросудна «Экокрузер» | 1 судно | 3 судна | 2 судна | 1 судно | - | ||||||
| Предотвращенные выбросы CO2-экв. от реализации проекта в расчете на маш.-час, т CO2/маш.-час | 0,2 | 0,5 | 0,3 | 0,2 | - | ||||||
| Предотвращенные выбросы CO2-экв. от реализации проекта в расчете за год (при годовом пробеге 3750 км), т CO2-экв. | 28,5 | 85,4 | 56,9 | 28,5 | - | ||||||
| Предотвращенные выбросы CO2-экв. от реализации проекта в расчете на пассажиро-километр, г CO2-экв./ пасс.-км | 33,7 | 101,2 | 67,5 | 33,7 | - | ||||||
| Для пассажирского электросудна «Экокрузер-М» | 1 судно | 8 судов | 1 судно | - | 7 судов | ||||||
| Предотвращенные выбросы CO2-экв. от реализации проекта в расчете на маш.-час, т CO2/маш.-час | 0,2 | 1,4 | 0,2 | - | 1,2 | ||||||
| Предотвращенные выбросы CO2-экв. от реализации проекта в расчете за год (при годовом пробеге 3750 км), т CO2-экв. | 28,5 | 227,7 | 28,5 | - | 199,2 | ||||||
| Предотвращенные выбросы CO2-экв. от реализации проекта в расчете на пассажиро-километр, г CO2-экв./ пасс.-км | 33,7 | 269,8 | 33,7 | - | 236,1 | ||||||
| Для пассажирского электросудна «Мойка 2.0» | 1 судно | 3 судна | 1 судно | - | 2 судна | ||||||
| Предотвращенные выбросы CO2-экв. от реализации проекта в расчете на маш.-час, т CO2/маш.-час | 0,1 | 0,2 | 0,1 | - | 0,1 | ||||||
| Предотвращенные выбросы CO2-экв. от реализации проекта в расчете за год (при годовом пробеге 1500 км), т CO2-экв. | 5,0 | 15,0 | 5,0 | -- | 10,0 | ||||||
| Предотвращенные выбросы CO2-экв. от реализации проекта в расчете на пассажиро-километр, г CO2-экв./ пасс.-км | 55,5 | 166,5 | 55,5 | - | 111,0 | ||||||
| Для пассажирского электросудна «Байкал» | 1 судно | 1 судно | - | - | 1 судно | ||||||
| Предотвращенные выбросы CO2-экв. от реализации проекта в расчете на маш.-час, т CO2/маш.-час | 0,4 | 0,4 | - | - | 0,4 | ||||||
| Предотвращенные выбросы CO2-экв. от реализации проекта в расчете за год (при годовом пробеге 5000 км)6, т CO2-экв. | 100,2 | 100,2 | - | - | 100,2 | ||||||
| Предотвращенные выбросы CO2-экв. от реализации проекта в расчете на пассажиро-километр, г CO2-экв./ пасс.-км | 101,7 | 101,7 | - | - | 101,7 | ||||||
Агентство сравнило информацию, предоставленную Эмитентом, с описанием судов (техническими характеристиками) и не обнаружило каких-либо расхождений.
Таким образом, целями Проекта Эмитента являются улучшение состояния окружающей среды и снижение негативного воздействия на нее, включая сокращение выбросов парниковых газов, что соответствует Принципам зеленых облигаций и Таксономии.
Условия эмиссии Выпуска №1 и Выпуска №2 облигаций не предполагают наступления последствий в случае нарушения Эмитентом условий о целевом использовании денежных средств, в том числе не предусмотрено право владельцев облигаций требовать досрочного погашения в случае нецелевого использования средств. При этом в случае выявления нарушений Принципов зеленых облигаций и/или критериев Таксономии Агентство вправе отозвать заключение о соответствии указанных выпусков облигаций АФК «Система» и Проекта, рефинансируемого (частично финансируемого) за счет средств от размещения облигаций, Принципам зеленых облигаций и критериям зеленого финансового инструмента. В случае, если облигации включены в Сектор устойчивого развития ПАО Московская Биржа, отзыв Агентством заключения может повлечь исключение облигаций из данного сегмента.
Таким образом, все денежные средства, полученные от размещения Выпуска №1 и Выпуска №2 облигаций, будут направлены на рефинансирование ранее понесенных затрат и финансирование будущих затрат в рамках Проекта, соответствующего направлениям приоритетных зеленых проектов Таксономии:
- пункт 5.2. «Производство водного транспорта (речного, морского) на экологичных источниках энергии, закупка водного транспорта на экологичных источниках энергии, перевод существующего водного транспорта на экологичные источники энергии»;
- пункт 5.8. «Строительство и модернизация инфраструктуры для транспорта на экологичных источниках энергии, а также для немоторизированного транспорта (включая заправочную инфраструктуру, зарядные установки, оборудование и системы доставки и хранения топлива)».
Проект относится к категории зеленых проектов ICMA «Экологически чистый транспорт», так как электрические судна работают от электросети и не используют ископаемое топливо, что способствует снижению выбросов парниковых газов.
Использование средств соответствует Принципам зеленых облигаций и Таксономии, что также позволяет признать Выпуск №1 и Выпуск №2 облигаций в качестве зеленого финансового инструмента в соответствии с Положением № 706-П.
Процедура отбора проектов и транспарентность Эмитента на предварительном этапе. Эмитент утвердил и опубликовал Концепцию финансирования «зеленых» и социальных проектов ПАО АФК «Система» (далее – Концепция) и Политику в области устойчивого развития, которые определяют алгоритм оценки, отбора и мониторинга зеленых проектов.
Все ключевые проекты проходят экспертизу в рамках действующего в АФК «Система» многоступенчатого инвестиционного процесса. Потенциальные проекты прорабатываются и согласуются функциональными подразделениями Корпорации. Проекты, прошедшие процедуру отбора, рассматриваются Правлением и/или Советом директоров Корпорации.
Проработка, согласование и рассмотрение проекта опираются на результаты финансового и отраслевого анализа. В зависимости от специфики проекта дополнительно учитываются:
- качество управления,
- кадровое обеспечение,
- комплаенс,
- состояние производственной базы, инфраструктуры и технологической оснащенности,
- сопутствующие юридические и социальные обязательства,
- экологические и репутационные риски.
Комплекс GR, PR, регионального развития Корпорации (при необходимости) осуществляет регулярный мониторинг перечня проектов, соответствующих критериям зеленых проектов, на предмет согласованности с критериями проектов с положительным социальным и/или экологическим эффектом, которые могут быть реализованы за счет соответствующих целевых финансовых инструментов.
На основе рекомендаций внешних экспертов по результатам проведенной оценки Комитет по финансам и инвестициям Эмитента утвердил Проект к финансированию.
Процедура отбора проекта и транспарентность Эмитента на предварительном этапе отвечают Принципам зеленых облигаций и Таксономии.
Обособленность учета. Согласно Концепции, контроль за целевым использованием денежных средств, привлекаемых посредством Выпуска №1 и Выпуска №2 облигаций, и обеспечение регулярного аналитического учета будут осуществляться Комплексом финансов и инвестиций АФК «Система» и Комплексом GR, PR, регионального развития. Эмитент обязуется вести реестр финансовых инструментов устойчивого развития, содержащий информацию, достаточную для идентификации каждого инструмента и связанного с ним финансируемого проекта.
Эмитент оставляет за собой право размещения временно свободных денежных средств. Инструментами размещения будут являться депозиты в кредитных организациях с уровнем кредитного рейтинга не ниже ruA- по национальной шкале РФ, а также зеленые финансовые инструменты и/или финансовые инструменты устойчивого развития, торгуемые на российском рынке. Срочность депозитов будет определяться таким образом, чтобы исключить любые задержки финансирования Проекта.
Система обособленности учета соответствует Принципам зеленых облигаций и Таксономии.
Раскрытие информации. В соответствии с Концепцией Эмитент обязуется ежегодно для Выпуска №1 и Выпуска №2 облигаций составлять отчетность, начиная с отчетного года, в котором началось их размещение, и заканчивая отчетным годом, в котором денежные средства, полученные от их размещения, были в полном объеме направлены на рефинансирование и финансирование Проекта, а также реализовался целевой экологический эффект.
АФК «Система» обязуется публиковать отчетность в сети Интернет и при ее составлении руководствоваться требованиями Положения № 706-П, Таксономии и Принципов зеленых облигаций, раскрывая в том числе сведения о целевом расходовании денежных средств, о размещении нераспределенных и/или временно свободных средств и о прогрессе в достижении запланированного экологического эффекта.
Раскрытие информации отвечает Принципам зеленых облигаций и Таксономии.
Регуляторное раскрытие
При выражении независимого заключения о соответствии облигаций принципам зеленых облигаций применялась Методология выражения независимого заключения о соответствии облигаций принципам зеленых облигаций (second party opinion) (вступила в силу 03.10.2025). Ссылка на раздел с методологической базой: https://raexpert.ru/ratings/methodologies
Ключевыми источниками информации, использованными в рамках анализа, являлись данные ПАО «АФК «Система», а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Настоящее заключение выражает мнение АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций Компании принципам зеленых облигаций (second party opinion) исключительно на дату публикации заключения на официальном интернет-сайте АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
АО «Эксперт РА» не несет ответственности за действия Клиента в отношении выпусков облигаций, которые были признаны АО «Эксперт РА» соответствующими принципам зеленых облигаций (second party opinion) на дату публикации настоящего заключения. Настоящее заключение не является оценкой способности Компании исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать те или иные ценные бумаги, принимать инвестиционные решения.
Заключение было подготовлено на основании находящейся в распоряжении АО «Эксперт РА» информации, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной Компанией отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту.
АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с заключением АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций Компании принципам зеленых облигаций (second party opinion).
1 Предварительная дата букбилдинга и размещения
3 Согласно данным ООО «Эмпериум», автономность электросудна «Байкал»: при 6 узлах - 5 часов
4 Приведенные параметры экологического эффекта могут отличаться от простой суммы слагаемых вследствие округления
5 Здесь и далее величина годового пробега – ориентировочное расстояние, выбранное с учетом данных об использовании электросудов («Экобасов») другими компании и/или теоретических предположений
6 При расчете годового экологического эффекта использовалось допущение о расстоянии, пройденном судном «Байкал» за год эксплуатации, без использования дизельной установки для выработки электроэнергии