Москва, 02.12.2025
Резюме
«Эксперт РА» присвоил рейтинг ESG Ямало-Ненецкому автономному округу на уровне ESG-АА, что означает очень высокий уровень реализации и планирования практик в области устойчивого развития. Прогноз по рейтингу – стабильный.
| АА |
Ямало-Ненецкий автономный округ (далее – ЯНАО, Регион) – субъект РФ, расположенный в Уральском федеральном округе и относящийся к районам Крайнего Севера. На территории Региона площадью 769,3 тыс. кв. км проживает 523,1 тыс. человек1. Административный центр – г. Салехард. Экономика округа представлена преимущественно промышленным производством, транспортом и строительством. Нефтегазодобыча является системообразующей отраслью, формируя 69,5% валового регионального продукта и 83,5% совокупного объема промышленного производства. На долю ЯНАО приходится около 80% российской и 13% мировой добычи природного газа.
Обоснование рейтинга
Блок Environmental (Окружающая среда) оказывает нейтральное влияние
| E |
Умеренный уровень детализации и качества реализации экологической стратегии. В своей деятельности по повышению уровня экологической безопасности и сохранению природных систем Регион в первую очередь руководствуется государственной программой (далее – ГП) ЯНАО «Рациональное природопользование и обеспечение экологической безопасности». В документе определены цели, основные мероприятия и ожидаемые результаты, установлены показатели. Помимо этого, в рамках минимизации негативного воздействия на окружающую среду ЯНАО придерживается одного из приоритетов стратегии социально-экономического развития Региона (далее – Стратегия) – «Рациональное природопользование и обеспечение экологической безопасности». Информацию о воздействии на окружающую среду и вкладе в его минимизацию, как и о других аспектах устойчивого развития, Регион раскрывает в ежегодном детализированном отчете об устойчивом развитии (далее – Отчет УР), что положительно оценивается агентством.
Умеренное воздействие на атмосферный воздух. В 2024 году (далее также – отчетный год) объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух снизился на 1,5% по сравнению с 2022 годом, составив 1,02 млн т. При этом объем выбросов на валовой региональный продукт (далее – ВРП) за 2022–2024 гг. сократился на 14,1% до 0,2 т на 1 млн руб. С 2012 года ЯНАО отслеживает динамику концентраций парниковых газов (далее – ПГ), ежегодно оценивая выбросы диоксида углерода, метана и закиси азота и публикуя информацию в Отчете УР и докладе об экологической ситуации в Регионе. Опираясь на полученные данные, ЯНАО реализует мероприятия по снижению выбросов ПГ, включающие газификацию транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, а также повышение энергоэффективности и энергосбережения.
Умеренно низкое воздействие на водную среду. За 2022–2024 гг. объем оборотной и последовательно используемой воды сохранялся на уровне 63,1%. Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты за этот период уменьшился на 22,1% до 22,6 млн куб. м благодаря реконструкции и строительству новых очистных сооружений, а объем сброса загрязненных сточных вод на ВРП сократился на 32,1%, составив 3,7 куб. м на 1 млн руб.
Существенное воздействие на почву. Одной из отличительных черт ЯНАО является динамично растущая добыча углеводородов, на которую приходится 69,5% ВРП и 83,5% объема промышленной продукции, что приводит к нарушениям почвенного покрова. При этом, агентство положительно оценивает реализуемые Регионом программы озеленения территории, благодаря которым за 2020–2025 гг. высажено около 113,2 тыс. саженцев деревьев и кустарников. Помимо этого, с 2023 года в ЯНАО проводится обучение сотрудников муниципальных служб и органов местного самоуправления в области озеленения общественных пространств и территорий, а в 2024–2025 гг. сформирован комплексный подход к организации озеленения.
Развивающаяся система обращения с отходами. В отчетном году на территории Региона было образовано 208 тыс. т твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), из которых 36,2% было отправлено на обработку и 98,2% – на захоронение. К 2029 году планируется ввод в эксплуатацию трех автоматизированных мусоросортировочных комплексов. Одной из важных инициатив Региона в рамках стимулирования увеличения доли ТКО, направляемых на утилизацию, стало открытие в 2023–2024 гг. в Салехарде, Ноябрьске и Новом Уренгое экоцентров, совмещающих в себе образовательный центр, место для досуга, пункт приёма вторсырья и мастерскую по переработке.
Приемлемый уровень затрат на охрану окружающей среды. В 2024 году текущие затраты и инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды, составили 35,7 млрд руб., сохранив отношение к ВРП примерно на уровне 2022–2023 гг. – 0,6%. При этом более половины средств было выделено на охрану атмосферного воздуха и предотвращение изменения климата. Расходы Региона на охрану окружающей среды составили 0,2% всех расходов консолидированного бюджета, достигнув 927,5 млн руб. С учетом средств, направленных на обеспечение мер пожарной безопасности лесов, благоустройства и озеленения муниципальных территорий, общая сумма составила 959,5 млн руб. Агентство положительно оценивает реализуемые ЯНАО программы по экологическому просвещению и образованию населения, в т. ч. развитие профильных естественно-научных классов экологической направленности, внедрение элективных курсов, организацию экскурсионно-образовательных маршрутов и проведение кубка чистоты.
Блок Social (Общество) оказывает умеренно положительное влияние
| S |
Высокий уровень доходов населения и низкий уровень безработицы. В отчетном году среднемесячная заработная плата работников организаций составила 163,9 тыс. руб., что в 7,5 раза выше величины прожиточного минимума Региона (далее – ВПМ). За 2022–2024 гг. доля населения с доходами ниже ВПМ уменьшилась на 0,5 п. п. до 3,5%. Уровень безработицы продолжает умеренно сокращаться и в среднем в 2024 году находился на уровне 1,3%. С целью снижения риска возникновения кадрового дефицита в ЯНАО проводится ряд мероприятий, сфокусированных на привлечении кадров, оказании помощи трудоспособному населению в поиске вакансий, обучении и повышении квалификации, а также поддержке работодателей в рекрутинговом процессе.
Прирост населения и высокий уровень продолжительности жизни. За период 01.01.2022–01.01.2025 прирост населения составил 2,3%, и, несмотря на снижение рождаемости, в ЯНАО сохраняется естественный прирост. С целью увеличения рождаемости в Регионе проводится ряд мер, направленных на поддержку семей с детьми и продвижение семейных ценностей, а также способствующих переосмыслению репродуктивных установок. На 01.01.2024 ожидаемая продолжительность жизни при рождении достигла 75,3 лет.
Высокий уровень развития системы здравоохранения. В 2023 году коэффициент младенческой смертности составил 4,1 умерших в возрасте до 1 года на 1 тыс. родившихся живыми, снизившись в 2024 году. Для ЯНАО характерна высокая обеспеченность населения врачами, которая улучшилась на 6,4% за 2022–2024 гг., достигнув 71,3 на 10 тыс. человек, чему способствует в т. ч. реализация региональной программы, предусматривающей единовременную компенсационную выплату врачам дефицитных для ЯНАО специальностей.
Высокий уровень охвата дошкольным образованием. В округе обеспечен стабильно высокий уровень доступности дошкольного образования на протяжении более 5 лет. За 2022–2024 гг. валовой коэффициент охвата дошкольным образованием детей в возрасте 1–6 лет составил 87,6% Показатель обеспеченности детей этой же возрастной группы местами в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотру и уходу, также демонстрирует стабильно высокий уровень – 983,0 места на 1 тыс. детей в 2023 году, детей от 2 месяцев до 7 лет – 100%.
Развивающаяся система среднего и высшего образования. Регион стремится создать высококачественную систему среднего профессионального образования (далее – СПО) по уровню и условиям обучения. В ЯНАО ежегодно увеличивается количество мест в колледжах. В текущем учебном году учреждения СПО приняли рекордное количество студентов – 3,0 тыс., из которых 2,8 тыс. – на бюджетные места. В Регионе отсутствуют собственные вузы. Для ямальских выпускников школ и колледжей предусмотрена целевая образовательная субсидия. Агентство положительно оценивает оказываемое на региональном уровне содействие молодежи в трудоустройстве, которое включает организацию стажировки студентов и выпускников, а также трудоустройство молодых специалистов на постоянные и временные рабочие места.
Низкий уровень обеспеченности населения жильем и высокая доступность интернета. В 2024 году на территории ЯНАО введено в действие 639 кв. м жилой площади на 1 тыс. человек, что на 13,3% выше показателя 2023 года и на 72,2% – 2022 года. Обеспеченность жильем сохраняется на низком уровне – 22,2 кв. м в среднем на одного жителя. Агентство положительно оценивает реализацию ЯНАО программ по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья, благодаря чему за 2022–2024 гг. площадь аварийного жилья снизилась на 12,7% до 810,3 тыс. кв. м, а число граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, за 2023 год снизилось на 20,3% до 46,8 тыс. человек. Доля населения, использующего интернет, за 2022–2024 гг. увеличилась на 2,4 п. п., достигнув 96,5%.
Высокий уровень потребления алкоголя. За 2021–2023 гг. объем продажи алкогольной продукции2 на человека, снизился на 6,1%. Положительная динамика обусловлена в т. ч. реализуемыми Регионом профилактическими и ограничительными мерами, что оказывает поддержку оценке фактора.
Блок Governance (Качество управление) оказывает положительное влияние
| G |
Высокий уровень детализации и качества реализации стратегии социально-экономического развития. В Стратегии до 2035 года представлен обзор текущей ситуации, проанализированы факторы развития и риски, даны ожидаемые результаты и целевые индикаторы, а также определены основные механизмы реализации и ресурсного обеспечения. На достижение ключевых положений Стратегии направлены мероприятия ГП Региона, эффективность реализации которых по итогам оценки за 2024 год достигла 107%. По результатам отчетного года запланированного уровня не удалось достичь по 14% показателей. В ближайшее время ЯНАО планирует обновить план мероприятий и уточнить установленные в нем показатели.
Достаточно высокий показатель по динамике ВРП и высокий уровень ВРП на душу населения. В 2024 году объем ВРП составил 6,2 трлн рублей, увеличившись по сравнению с 2023 годом на 3,7% в сопоставимых ценах. Показатель ВРП на душу населения в текущих ценах вырос на 13,0% к уровню 2022 года и составил 11,7 млн руб.
Высокий уровень дисциплины исполнения бюджета. Фактическое значение налоговых и неналоговых доходов Региона за 2024 год составило 351,3 млрд руб., или 102,1% к плановым назначениям. Исполнение расходной части бюджета Региона за 2024 год составило 419,1 млрд руб., или 96,3% к плановым назначениям.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
При присвоении рейтинга ESG Ямало-Ненецкому автономному округу применялась методология присвоения рейтингов ESG (вступила в силу 24.11.2025). Ссылка на раздел с методологической базой: https://raexpert.ru/ratings/methodologies.
Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Некредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно некредитных рисков, принимаемых на себя контрагентами при взаимодействии с рейтингуемым лицом.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
1 По состоянию на 01.01.2025
2Водка и ликероводочные изделия, коньяк, винодельческая продукция, пиво и пивные напитки