Москва, 27 августа 2025 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Краснодарского края на уровне ruAA+ и изменило прогноз на стабильный. Ранее у региона действовал кредитный рейтинг на уровне ruAA+ c позитивным прогнозом.
Изменение прогноза по кредитному рейтингу на стабильный обусловлено актуализацией регионом отдельных экономических показателей в сторону более сдержанной динамики.
Рейтинг кредитоспособности Краснодарского края (далее – регион, край) обусловлен сильным уровнем развития экономики и комфортным уровнем инвестиционного климата, благоприятным уровнем демографического развития и рынком труда с ограниченными ресурсами, умеренно высоким уровнем сбалансированности бюджета и сильными позициями по долговой нагрузке. Положительное влияние на уровень рейтинга оказывают высокая бюджетная автономия, гибкость расходной части бюджета, сдерживающее влияние оказывает низкий уровень инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года.
Краснодарский край – субъект Российской Федерации, входящий в состав Южного федерального округа. Экономика региона имеет высокодиверсифицированную структуру, основными секторами которой являются: деятельность с операциями с недвижимым имуществом, торговля оптовая и розничная, транспортировка и хранение, обрабатывающие производства и сельское хозяйство. Краснодарский край – лидер по производству пшеницы, риса, сахарной свеклы, тепличных овощей. Мощная сырьевая база способствует развитию практически всех отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности.
Обоснование рейтинга
Сильный уровень развития экономики региона обусловлен в том числе высокими размерными характеристиками ВРП и его позитивной динамикой: объем ВРП за 2024 год (далее – отчётный год), по оценке региона, составил 5,5 трлн рублей, что выше уровня 2023 года на 3,1% в сопоставимых ценах. Позитивная динамика ВРП обусловлена ростом объема розничной торговли (+2,7%), платных услуг населению (+5,4%), а также объема строительных работ (+14,3%), при этом промышленность продемонстрировала отрицательную динамику (-2,2%), за счет обрабатывающих производств (-4,4%) в связи с уменьшением производства нефтепродуктов. По итогам первого полугодия 2025 года объем промышленного производства остался на уровне аналогичного периода 2024 года, в том числе обрабатывающие производства снизились незначительно (-0,1%). Объем платных услуг населению увеличился (+1,8%), при этом розничная торговля и строительный сектор демонстрируют отрицательную динамику (-0,9% и -16,7% соответственно). По итогам 2025 года ВРП регионом прогнозируется на уровне 5,9 трлн рублей с ростом на 1,3% в сопоставимых ценах к уровню 2024 года, оборот розничной торговли с ростом на 2,5%, объем строительных работ – на 3,9%.
ВРП на душу населения агентством оценивается на высоком уровне, по итогам 2024 года, по расчетам агентства, показатель составил 0,9 млн рублей, увеличившись на 14,5% к уровню 2023 года в действующих ценах. Среднедушевые денежные доходы населения в отчетном году составили 65,0 тыс. рублей, что на 18,9% выше уровня 2023 года, величина прожиточного минимума была установлена в размере 14,8 тыс. рублей. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние 3 года составило 4,0, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. По итогам текущего года, регионом прогнозируется рост доходов населения на 18,0% до 76,7 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена в размере 17,0 тыс. рублей с ростом на 14,8% г/г.
Благоприятный уровень демографического развития и рынок труда с ограниченными ресурсами. Регион характеризуется высокой численностью населения, которая, по данным Росстата, на 01.01.2025 (далее – отчетная дата) составила 5842,2 тыс. человек и за последние три года выросла на 0,2% за счет миграционного прироста, перевешивающего естественную убыль населения. Регион является одним из лидеров по миграционному притоку населения. Безработица по итогам 2024 года сложилась на уровне 2023 года и составила 2,0%, в апреле-июне текущего года ситуация была стабильная и показатель составил также 2,0%. Сложившийся в регионе низкий уровень безработицы отражает наличие нехватки трудовых ресурсов, что в дальнейшем может ограничить развитие экономики. По итогам 2025 года безработица регионом прогнозируется на том же уровне, что и в предыдущие два года.
Инвестиционный климат находится на комфортном уровне. Объем инвестиций в основной капитал в 2024 году составил 1,1 трлн рублей, что выше уровня 2023 года на 16,0% в сопоставимых ценах. Наибольший объем инвестиций пришелся на сектор транспортировки и хранения, а также обрабатывающий. Несмотря на рост инвестиционной активности в регионе, отношение объема инвестиций к ВРП за последние три года оставалось на низком уровне и составило 18,9%, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку, при этом инвестиционная привлекательность оценивается агентством как высокая. В 1 квартале 2025 года инвестиции в основной капитал сократились на 4,5% в сопоставимых ценах к аналогичному периоду 2024 года и составили 181,5 млрд рублей. По итогам 2025 года регион ожидает объем инвестиций на уровне 1,2 трлн рублей (+8,1% к уровню 2024 года в действующих ценах).
Умерено высокий уровень сбалансированности бюджета. Объем доходов бюджета по итогам 2024 года увеличился на 0,6% и составил 509,6 млрд рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД) приросли на 10,7%, межбюджетные трансферты сократились на 15,1%, в результате чего доля ННД в общем объеме доходов увеличилась на 7,5 п. п. и составила 83,3%. Диверсификация налоговой базы региона в 2024 году находилась на высоком уровне: доля крупнейшего налогоплательщика, по данным региона, составила 2,5% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 11,4% налоговых доходов регионального бюджета. За январь-июнь 2025 года ННД приросли на 0,5% к аналогичному периоду 2024 года, в том числе НФДЛ увеличился на 12,0%, УСН – на 3,9%, акцизы – на 0,3%, при этом налог на прибыль организаций сократился на 11,3% (в связи с уменьшением финансовых результатов деятельности организаций транспортировки и хранения, топливно-энергетического комплекса, обрабатывающих производств, финансового рынка, агропромышленного комплекса, строительства, а также с возвратами из бюджета переплаты по налогу на прибыль организаций по уточненным налоговым декларациям), налог на имущество организаций – на 0,7% (обусловлено возвратами платежей по уточненным налоговым декларациям за 2021-2023 гг.; уменьшением налоговой базы, а также остаточной стоимости имущества за счет начисленной амортизации по имуществу). По итогам 2025 года, согласно действующей редакции закона о бюджете, доходы регионального бюджета увеличатся на 7,2% г/г до 546,5 млрд рублей, в том числе ННД прирастут на 12,1%, и их доля в доходах составит 87,1%.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета за первое полугодие текущего года сократились на 15,0 % по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, в том числе дотации сократились на 0,5 %, субсидии – на 30,3 %, при этом субвенции и иные межбюджетные трансферты приросли на 10,0 % и 25,1 % соответственно. По итогам 2025 года, согласно действующей редакции закона о бюджете, межбюджетные трансферты из федерального бюджета прогнозируются на 3,1% ниже уровня 2024 года, что обусловлено снижением поступлений средств на развитие транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры, в том числе за счет предоставления в 2024 году из федерального бюджета средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Объем расходов бюджета в 2024 году составил 536,5 млрд рублей, что на 5,7% выше уровня 2023 года. В структуре расходов преобладала социальная направленность, на финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в отчетном году было направлено 67,5% всех расходов бюджета. На долю капитальных расходов в структуре расходов в 2024 году пришлось 16,8% совокупных расходов бюджета, что позитивно характеризует гибкость расходной части регионального бюджета. Капитальные расходы в регионе финансируются в основном за счет собственных средств бюджета. За первые 6 месяцев текущего года расходы регионального бюджеты увеличились на 9,6% относительно аналогичного периода отчетного года, наибольший рост расходов пришелся на сферы образования (+19,9 млрд рублей) и здравоохранения (+4,6 млрд рублей), при этом наибольшее сокращение продемонстрировали расходы на национальную экономику (-5,0 млрд рублей) и физическую культуру и спорт (-3,4 млрд рублей). По итогам 2025 года, в соответствии с законом о бюджете, расходы регионального бюджета вырастут на 10,0% до 590,3 млрд рублей, расходы капитального характера – на 15,5% до 104,2 млрд рублей. Доля капрасходов ожидается на уровне 17,7%.
Исполнение бюджета по итогам 2024 года сложилось с дефицитом в размере 26,9 млрд рублей или 6,3% от ННД, который был покрыт бюджетным кредитом на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее – ИБК), а также остатками средств на счетах бюджета. По итогам 2025 года исполнение бюджета регионом прогнозируется также с дефицитом, который прогнозируется на уровне 43,9 млрд рублей или 9,2% от ННД. В соответствии с законом о бюджете, источниками покрытия дефицита будут выступать казначейский инфраструктурный кредит (далее – КИК), остатки денежных средств на счетах, облигации и иные источники финансирования дефицита бюджета.
Долговая нагрузка региона находится на низком уровне. Долг региона на 01.01.2025 составил 112,8 млрд рублей, что на 4,1% ниже его размера на 01.01.2024, в связи с погашением бюджетного кредита на опережающее финансирование расходов, а также погашением облигационного займа. В том числе за счет роста ННД долговая нагрузка сократилась на 4,1 п. п., и составила 26,6% (за исключением ИБК и специального казначейского кредита (далее – СКК) долговая нагрузка снизилась до 20,3%). По итогам 2025 года регионом прогнозируется рост долга на 1,8% до 114,8 млрд рублей за счет привлечения КИК и выпуска облигаций, при этом долговая нагрузка снизится до 24,1% (за вычетом ИБК, СКК и КИК – до 17,4%) в связи с ожидаемым ростом ННД. В структуре долга на отчетную дату преобладали бюджетные кредиты, доля которых составляла 91,6%, остальная часть была представлена облигационными займами – 8,4%, по итогам текущего года кардинальных изменений в структуре долга не ожидается. Преобладание бюджетных кредитов в структуре долгового портфеля в отчетном году способствовало низким расходам на обслуживание долга: отношение расходов на обслуживание долга к ННД составило 0,5%, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2025 года данный показатель ожидается на уровне 0,3% от ННД. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruАА+
Оценка внешнего влияния: -
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Краснодарского края был впервые опубликован 06.08.2012. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 05.03.2025.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/previous (вступила в силу 30.08.2024).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Краснодарского края, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация Краснодарского края принимала участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Краснодарскому краю дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
Краткая информация о регионе:
Название | Краснодарский край |
Глава региона | Кондратьев Вениамин Иванович |
Основные отрасли экономики региона | Деятельность по операцииям с недвижимым имуществом; Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов; Транспортировка и хранение; Обрабатывающие производства; Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство |
Площадь | 76 000 кв. км |
Численность населения | 5842,2 тыс. человек на 01.01.25 |
Ключевые финансовые показатели региона:
Показатель | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 прогноз |
Доходы бюджета, млрд руб. | 422.2 | 506.3 | 509.6 | 546.5 |
темпы прироста | 16.4% | 19.9% | 0.6% | 7.2% |
Расходы бюджета, млрд руб. | 412.5 | 507.4 | 536.5 | 590.3 |
темпы прироста | 25.3% | 23.0% | 5.7% | 10.0% |
Налоговые и неналоговые доходы (ННД), млрд руб. | 311.5 | 383.4 | 424.3 | 475.7 |
Дефицит/профицит бюджета, % от ННД | 3.1 | -0.3 | -6.3 | -9.2 |
01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | 01.01.26 | |
Долг, млрд руб. | 112.6 | 117.6 | 112.8 | 114.8 |
темпы прироста | 13.1% | 4.5% | -4.1% | 1.8% |
Отношение долга к ННД, % | 36.1 | 30.7 | 26.6 | 24.1 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Краснодарский край
Ключевые экономические показатели региона:
Показатель | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 прогноз |
Валовый региональный продукт, млрд рублей | 4289.2 | 4772.0 | 5476.2 | 5869.5 |
Индекс физического объема ВРП в постоянных ценах, % | 108.1 | 104.1 | 103.1 | 101.3 |
ВРП на душу населения, тыс. руб. | 736.2 | 819.1 | 938.1 | 1004.7 |
темпы прироста | 30.7% | 11.2% | 14.5% | 7.1% |
Уровень безработицы, % | 3.6 | 2.0 | 2.0 | 2.0 |
01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | 01.01.26 | |
Численность населения, тыс.чел. | 5819.3 | 5833.0 | 5842.2 | 5842.4 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Краснодарский край
Оценка блоков анализа
Связанные отчеты
Региональные бюджеты в 2025 году: риски снижения ликвидности Экономическое здоровье российских регионов в условиях турбулентности относительно стабильноРегиональные бюджеты и экономика в условиях нестабильности: итоги 2024 годаМиграции населения в 2024 году: потоки ослабевают«Народные» облигации регионов: долговой инструмент или имиджевая история?Инвестиционная привлекательность регионов: новые вызовы и возможности для инвесторовДинамика бюджетных и социально-экономических показателей регионов за I квартал 2025 года
Облигационные выпуски
с рейтингами «Эксперт РА»:
Контакты
По вопросам получения рейтинга
+7 (499) 418-00-39
sale@raexpert.ru
Служба внутреннего контроля
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru
Контакты для СМИ
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1856, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1856, 1650)
pr@raexpert.ru