Рейтинговые действия, 11.09.2024

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Краснодарского края на уровне ruАА+

Москва, 11 сентября 2024 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Краснодарского края на уровне ruAA+, прогноз по рейтингу позитивный.

Рейтинг кредитоспособности Краснодарского края (далее – регион, край) обусловлен сильным уровнем развития экономики и комфортным уровнем инвестиционной привлекательности, благоприятным уровнем демографического развития и рынком труда ограниченными ресурсами, сбалансированным исполнением бюджета и сильными позициями по долговой нагрузке. Положительное влияние на уровень рейтинга оказывают высокая бюджетная автономия, гибкость расходной части бюджета.

Краснодарский край – субъект Российской Федерации, входящий в состав Южного федерального округа. Экономика региона имеет высокодиверсифицированную структуру, основными секторами которой являются: торговля оптовая и розничная, транспортировка и хранение, деятельность с операциями с недвижимым имуществом, обрабатывающие производства и сельское хозяйство. Краснодарский край – лидер по производству пшеницы, риса, сахарной свеклы, тепличных овощей. Мощная сырьевая база способствует развитию практически всех отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности.

Обоснование рейтинга

Сильный уровень развития экономики региона обусловлен высокими размерными характеристиками ВРП и его позитивной динамикой: объем ВРП за 2023 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 4,9 трлн рублей, что на 5,8% выше уровня 2022 года в сопоставимых ценах. Позитивная динамика ВРП обусловлена ростом промышленного производства (+4,3%), объема розничной торговли (15,6%), платных услуг населению (+0,8%), грузооборота автомобильного транспорта (+3,7%).  В текущем году динамика экономических индикаторов более сдержанная, в том числе объем промышленного производства за январь-июль в сопоставимых ценах сократился на 1,7% к аналогичному периоду 2023 года на фоне снижения в обрабатывающих производствах (-4,5% в связи с уменьшением производства нефтепродуктов) и добыче полезных ископаемых (-20,6% в связи с выработкой нефтегазовых месторождений и ограничениями в работе оборудования). По итогам года регион ожидает объем ВРП в размере 5,5 млрд рублей, что на 3,6% выше уровня 2023 года в сопоставимых ценах.

ВРП на душу населения агентством оценивается на высоком уровне. По итогам 2023 года показатель прирос на 13,2% к уровню 2022 года в действующих ценах и сложился, по расчетам агентства, в размере 0,8 млн рублей. По итогам 2024 года ВРП на душу населения ожидается в размере 0,9 млн рублей.

Среднедушевые денежные доходы населения в 2023 году выросли к уровню 2022 года на 11,9% и составили 54,5 тыс. рублей, величина прожиточного минимума (далее – ВПМ) на 3,3% до 13,8 тыс. рублей. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к ВПМ за последние 3 года составило 3,8, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку.  По итогам 2024 года регион прогнозирует рост среднедушевых доходов населения на 13,1% до 61,6 тыс. рублей, ВПМ установлена в размере 14,8 тыс. рублей, таким образом отношение доходов к ВПМ может увеличится до 4,2.

Благоприятный уровень демографического развития и рынок труда с ограниченными ресурсами.  По данным Росстата, численность населения региона на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 5833,0 тыс. человек и за последние три года она выросла на 0,3% за счет миграционного прироста, перевешивающего естественную убыль населения. Регион является одним из лидеров по миграционному притоку населения. Безработица опустилась до исторически рекордного для региона уровня в 2% по итогам 2023 года, и по последним данным за май-июль текущего года по-прежнему остается на указанном уровне. Сложившийся в регионе крайне низкий уровень безработицы отражает наличие нехватки трудовых ресурсов, что ограничивает дальнейшее развитие экономики. По итогам 2024 года регион прогнозирует сохранение безработицы на уровне 2%.

Инвестиционный климат находится на комфортном уровне. Объем инвестиций в основной капитал в 2023 году вырос по сравнению с 2022 годом на 2,4% в сопоставимых ценах и составил 860,6 млрд рублей. Отношение объема инвестиций к ВРП за последние три года составило 17,4%, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку, при этом инвестиционная привлекательность оценивается агентством как высокая. За 1 полугодие 2024 года инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах выросли на 22,7% к аналогичному периоду 2023 года. Наибольшая инвестиционная активность отмечается не только в отраслях традиционной специализации – агропромышленном и транспортно-логистическом комплексах, виноградарстве и виноделии, туристской сфере, но и в обрабатывающих производствах, комплексном развитии территорий, создании комфортной городской среды и инфраструктуры. По итогам текущего года объем инвестиций в основной капитал регионом ожидается в размере 1,0 трлн рублей.

Высокий уровень сбалансированности бюджета. Объем доходов бюджета по итогам 2023 года увеличился на 19,9% и составил 506,3 млрд рублей, из которых 75,7% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД). По итогам 2023 года ННД увеличились на 23,1%, В структуре налоговых доходов прирост наблюдался по всем бюджетообразующим налогам, наибольший из них сложился по налогу на прибыль организаций (в 1,6 раза), НДФЛ (+14,9%) и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) (+10,1%). За семь месяцев текущего года ННД увеличились на 7,9% к аналогичному периоду 2023 года, в том числе наиболее существенный рост наблюдался по НДФЛ (+35,8%, в связи с ростом заработной платы и внедрением ЕНС в 2023 году), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+47,3%, на фоне роста налоговой базы), при этом налог на прибыль организаций снизился на 20,6% в связи с уменьшением финансовых результатов деятельности организаций транспортировки и хранения, топливно-энергетического комплекса, обрабатывающих производств, финансового рынка, агропромышленного комплекса, строительства, а также возвратами из бюджета переплаты по налогу на прибыль организаций по уточненным налоговым декларациям. Диверсификация налоговой базы региона в 2023 году находилась на высоком уровне: доля крупнейшего налогоплательщика составила 3,4% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 16,1% налоговых доходов регионального бюджета. Безвозмездные поступления в бюджет региона в 2023 году выросли на 11,0% за счет поступлений от государственных (муниципальных) организаций, при этом межбюджетные трансферты сократились на 11,8% (отрицательная динамика наблюдалась по всем видам трансфертов, за исключением дотаций). За семь месяцев текущего года безвозмездные поступления снизились на 25,4%, в том числе межбюджетные трансферты сократились на 10,4% (отрицательная динамика наблюдалась по всем видам трансфертов, за исключением субвенций). По итогам текущего года регион прогнозирует сокращение доходов бюджета на 2,6% в связи со снижением поступлений межбюджетных трансфертов из федерального бюджета при росте ННД на 7,8%, в связи с чем доля ННД в доходах бюджета может увеличится до 83,9%.

Объем расходов бюджета в 2023 году составил 507,4 млрд рублей, что на 23,0% выше уровня 2022 года. В структуре расходов преобладала социальная направленность, на финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в отчетном году было направлено 67,6% всех расходов бюджета. В структуре расходов в денежном выражении в значительной степени выросли расходы на образование (+30,5 млрд рублей), социальную политику (+38,1 млрд рублей) и национальную экономику (+16,8 млрд рублей). На долю капитальных расходов в структуре расходов в 2023 году пришлось 15,8% совокупных расходов бюджета, что позитивно характеризует гибкость расходной части регионального бюджета. За семь месяцев текущего года расходы выросли на 13,8% к аналогичному периоду 2023 года, в том числе наиболее позитивная динамика в денежном выражении наблюдалась по расходам на образование (+14,0 млрд рублей, в связи с ростом расходов на заработную плату и обеспечение МРОТ, индексацией значимых расходов) и национальную экономику (+12,0 млрд рублей, что обусловлено увеличением расходов на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог, реализацией инфраструктурных проектов), при этом наибольшее сокращение наблюдалось по расходам на социальную политику (-9,4 млрд рублей, в связи с передачей отдельных выплат в Социальный фонд России). В 2024 году регион ожидает рост расходов на 11,1% к уровню 2023 года, в том числе капитальные расходы вырастут в 1,6 раза, в результате чего доля последних вырастет до 22,5%.

Исполнение бюджета по итогам 2023 года сложилось с дефицитом в размере 1,0 млрд рублей или 0,3% от ННД, который был покрыт бюджетными кредитами на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее – ИБК), опережающее финансирование расходов и специальным казначейским кредитом (далее – СКК). В текущем году регионом прогнозируется исполнение бюджета с дефицитом 71,2 млрд рублей или 17,2% от ННД, за вычетом остатков средств на счетах, направленных на финансирование дефицита, и ИБК дефицит бюджета составит 12,5 млрд рублей или 3,0% от ННД, который будет профинансирован за счет иных источников финансирования (доходами от управления остатками средств на едином счете).

Долговая нагрузка региона находится на низком уровне. Долг региона на 01.01.2024 составил 117,6 млрд рублей, что на 4,5% выше его размера на 01.01.2023 в связи с привлечением в 2023 году ИБК, СКК, бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов. Долговая нагрузка тем не менее на фоне роста ННД сократилась на 5,5 п. п. и составила 30,7% (25,0% за исключением ИБК, бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов и СКК), в структуре долга преобладали бюджетные кредиты (83,8%), остальная часть представлена облигационными займами (16,2%).  На 01.01.2025 долг ожидается регионом в размере 120,7 млрд рублей, рост произойдет за счет привлечения ИБК, при этом часть облигационных займов будет погашена, что приведет к снижению доли последних в структуре долга на 01.01.2025 до 7,9%, доля бюджетных кредитов увеличится до 92,1% соответственно. Долговая нагрузка за счет роста ННД снизится до 29,2% (20,4% за исключением ИБК и СКК). Расходы на обслуживание регионального долга в 2023 году составили 0,6% от ННД (в 2024 году данное соотношение составит 1,0%), что оказывает позитивное влияние на рейтинговую оценку. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах, доступа к казначейским кредитам.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен позитивный прогноз, что предполагает высокую вероятность повышения кредитного рейтинга на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Краснодарского края был впервые опубликован 06.08.2012. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 20.03.2024.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.08.2024).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Краснодарского края, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация Краснодарского края принимала участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Краснодарскому краю дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Краткая информация о регионе:

НазваниеКраснодарский край
Глава регионаВениамин Иванович Кондратьев
Основные отрасли экономики регионаДеятельность по операцииям с недвижимым имуществом; Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов; Транспортировка и хранение; Обрабатывающие производства; Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство
Площадь76 000 кв. км
Численность населения5833.0 тыс. человек на 01.01.2024

Ключевые финансовые показатели региона:

Показатель2021202220232024 прогноз
Доходы бюджета, млрд руб.362.7422.2506.3493.1
темпы прироста15.2%16.4%19.9%-2.6%
Расходы бюджета, млрд руб.329.0412.5507.4564.3
темпы прироста3.0%25.3%23.0%11.2%
Налоговые и неналоговые доходы (ННД), млрд руб.274.0311.5383.4413.5
Дефицит/профицит бюджета, % от ННД12.33.1-0.3-17.2
01.01.2201.01.2301.01.2401.01.25
Долг, млрд руб.99.5112.6117.6120.7
темпы прироста-2.5%13.1%4.5%2.6%
Отношение долга к ННД, %36.336.130.729.2

Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Краснодарский край

Ключевые экономические показатели региона:

Показатель2021202220232024 прогноз
Валовый региональный продукт, млрд рублей3281.04304.04873.65446.0
Индекс физического объема ВРП в постоянных ценах, %108.1108.1105.8103.6
ВРП на душу населения, тыс. руб.563.4738.8836.5932.3
темпы прироста22.6%31.1%13.2%11.5%
Уровень безработицы, %53.622
01.01.2201.01.2301.01.2401.01.25
Численность населения, тыс.чел.5832.05819.35833.05849.6

Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Краснодарский край

Оценка блоков анализа

Развитие экономики региона
Демография и рынок труда
Инвестиционный климат
Сбалансированность бюджета
Долговая нагрузка
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Краснодарский край
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Краснодарский край
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Краснодарский край

Облигационные выпуски
с рейтингами «Эксперт РА»:

RU000A0ZZ8X4:
RU000A1011B5:

Контакты

По вопросам получения рейтинга

+7 (495) 231-70-84
sale@raexpert.ru

Служба внутреннего контроля

+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru

Контакты для СМИ

+7 (495) 225-34-44 (доб. 1706, 1650)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706, 1650)
pr@raexpert.ru

Руководитель отдела по связям с общественностью

Сергей Михеев
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1650)
mikheev@raexpert.ru

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023