Рейтинговые действия, 14.10.2024

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Волгоградской области на уровне ruА- и изменил прогноз на стабильный

Москва, 14 октября 2024 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Волгоградской области на уровне ruА- и изменило прогноз на стабильный. Ранее у региона действовал кредитный рейтинг на уровне ruA- с позитивным прогнозом.

Изменение прогноза по кредитному рейтингу на стабильный обусловлено актуализацией регионом отдельных экономических показателей в сторону более сдержанной динамики, а также сложившимся дефицитом кадров на рынке труда, что будет ограничивать дальнейшее экономическое развитие региона.

Рейтинг кредитоспособности Волгоградской области (далее – регион, область) обусловлен умеренно высоким уровнем развития экономики, ограниченным уровнем инвестиционного климата, умеренным уровнем демографического развития и рынком труда с ограниченными ресурсами, комфортным уровнем сбалансированности бюджета и низкой долговой нагрузкой. Давление на рейтинговую оценку оказывают негативная динамика численности населения и слабая диверсификация налоговой базы, положительное влияние оказывают высокие показатели ВРП на душу населения, доли налоговых и неналоговых доходов в доходах бюджета.

Волгоградская область – субъект Российской Федерации, входящий в состав Южного федерального округа. Регион является одним из ведущих индустриальных центров России. Экономика региона базируется на обрабатывающей промышленности (машиностроение и металлообработка, производство нефтепродуктов, химическая и пищевая промышленность). Помимо этого, в области развита оптовая и розничная торговля и многоотраслевое сельское хозяйство.

Обоснование рейтинга

Умеренно высокий уровень развития экономики региона обусловлен в том числе высокими размерными характеристиками ВРП, который за 2023 год (далее – отчётный год), по оценке региона, составил 1,3 трлн рублей, имея при этом достаточно сдержанную динамику в отчетном году (прирост составил только 0,1% в сопоставимых ценах к 2022 году). Поддержку ВРП оказал рост промышленного производства (+2,5% к уровню 2022 года), оборота розничной торговли (+10,2%), объема платных услуг населению (+4,0%), объема строительных работ (+14,8%). В текущем году положительная динамика большинства экономических показателей сохраняется, за восемь месяцев текущего года рост промышленного производства составил незначительные 0,1%, оборота розничной торговли – 9,4%, объема платных услуг населению – 3,6%, при этом объем строительных работ снизился на 18,5%. Динамика промышленного производства в положительной зоне поддерживается обрабатывающим сектором (+0,8%) и обеспечением электрической энергией, газом и паром; кондиционированием воздуха (+5,0%).  По итогам года регион ожидает рост ВРП на 1,2% в сопоставимых ценах к уровню 2023 года до 1,4 трлн рублей.

ВРП на душу населения агентством оценивается на высоком уровне. По итогам 2023 года показатель прирос на 7,5% к уровню 2022 года в действующих ценах и сложился, по расчетам агентства, в размере 528,0 тыс. рублей. По итогам 2024 года ВРП на душу населения ожидается в размере 568,9 тыс. рублей. Среднедушевые денежные доходы населения в 2023 году выросли к уровню 2022 года на 8,6% и составили 35,5 тыс. рублей, величина прожиточного минимума (далее – ВПМ) на 3,3% до 12,4 тыс. рублей. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к ВПМ за последний отчетный год составило 2,9, показатель оказал умеренно позитивное влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2024 года регион прогнозирует среднедушевые денежные доходы населения в размере 39,1 тыс. рублей, в 2,9 раза выше ВПМ (13,3 тыс. рублей установлен на 2024 год).

Умеренный уровень демографического развития и рынок труда с ограниченными ресурсами.  По данным Росстата, численность населения региона на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 2453,9 тыс. человек и за последние три года она снизилась на 2,4% прежде всего за счет естественной убыли населения. Безработица опустилась до исторически рекордного для региона уровня в 2,9% по итогам 2023 года. По данным Росстата безработица за июнь-август текущего года опустилась еще ниже и составила 2,3%. Сложившийся в регионе низкий уровень безработицы отражает наличие нехватки трудовых ресурсов, что будет ограничивать дальнейшее экономическое развитие региона.

Инвестиционный климат находится на ограниченном уровне. Объем инвестиций в основной капитал в 2023 году вырос по сравнению с 2022 годом на 21,1% в сопоставимых ценах и составил 291,4 млрд рублей. Отношение объема инвестиций к ВРП за последние три года составило 19,4%, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку, инвестиционная привлекательность оценивается агентством на умеренно высоком уровне. За 1 полугодие 2024 года инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах выросли на 14,6% к аналогичному периоду 2023 года, что в том числе обусловлено реализацией крупного инвестиционного проекта по строительству трубного завода. По итогам текущего года объем инвестиций в основной капитал по предварительным ожиданиям региона планируется в размере порядка 250-255 млрд рублей, но при сохранении текущей динамики, объем инвестиции может быть скорректирован в позитивную сторону.

Комфортный уровень сбалансированности бюджета. Объем доходов регионального бюджета по итогам 2023 года составил 172,8 млрд рублей, из которых 68,6% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД). ННД в 2023 году выросли на 15,2% к уровню 2022 года, рост наблюдался по всем бюджетообразующим налогам, в том числе наиболее существенный рост сложился по налогу на прибыль организаций (+23,8%), НДФЛ (+16,2%) и налогу на имущество организаций (+11,9%). За восемь месяцев текущего года ННД увеличились на 4,4% к аналогичному периоду 2023 года, в том числе наиболее позитивная динамика наблюдалась по НДФЛ (+29,0%, в связи с ростом заработной платы), акцизам (+13,7%, что обусловлено увеличением объемов реализации подакцизных товаров, а также индексацией налоговых ставок), УСН (+37,1%, на фоне роста доходности бизнеса и ростом потребительских цен), при этом поступления по налогу на прибыль организаций снизились на 23,3% (в результате увеличения сумм зачетов переплаты на едином налоговом счете, а также снижения прибыльности предприятий на фоне роста ключевой ставки и повышения расходов на увеличение заработной платы), по налогу на имущество организаций – на 5,4% (обусловлено осуществлением возвратов налогоплательщиками по налоговым декларациям за налоговый период 2023 года). Межбюджетные трансферты из федерального бюджета в 2023 году снизились на 3,9% относительно 2022 года, негативная динамика наблюдалась по субвенциям и иным межбюджетным трансфертам, при этом позитивная – по дотациям и субсидиям. За восемь месяцев текущего года межбюджетные трансферты выросли на 3,4%, позитивная динамика наблюдалась по всем видам трансфертов, за исключением иных межбюджетных трансфертов. По итогам текущего года регион прогнозирует рост доходов бюджета на 8,6% в связи с ростом ННД на 13,1% и межбюджетных трансфертов на 0,9%, в результате чего доля ННД в доходах увеличится до 71,5%.

Диверсификация налоговой базы региона в 2023 году находилась на умеренном уровне: доля крупнейшего налогоплательщика составила 14,4% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 30,9% налоговых доходов регионального бюджета.

Объем расходов бюджета в 2023 году составил 175,0 млрд рублей, что на 10,9% выше уровня 2022 года. На долю расходов социального характера пришлось 57,4% расходов бюджета. Капитальные расходы формировали 6,5% всех расходов, что сдержанно оценивается с точки зрения гибкости расходной части, кроме того, по итогам 2023 года более чем на половину капитальные расходы финансировались за счет целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, что ограничивает возможности их сокращения в случае необходимости. За восемь месяцев текущего года расходы выросли на 13,0% к аналогичному периоду 2023 года, в том числе наиболее позитивная динамика в денежном выражении наблюдалась по расходам на национальную экономику (+4,3 млрд рублей, на фоне реализации мероприятий в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги»), ЖКХ (+2,2 млрд рублей, в связи с реализацией мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья, реализацией инфраструктурных проектов) и образование (+3,6 млрд рубле, в связи с повышением заработной платы сотрудников в бюджетном секторе).  В 2024 году регион ожидает увеличения расходов на 10,3% к уровню 2023 года, при этом капитальные расходы увеличатся в 1,5 раза, в результате чего их доля увеличится до 8,6%. Ожидаемое увеличение капитальных расходов обусловлено ростом расходов по созданию объектов инфраструктуры в регионе в рамках национальных проектов и расходов дорожного фонда.

По итогам 2023 года региональный бюджет исполнен с дефицитом в размере 2,2 млрд рублей или 1,8% от ННД, который был покрыт за счет бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее – ИБК), специального казначейского кредита (далее – СКК) и бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов. В 2024 году регион планирует исполнение бюджета с дефицитом в размере 5,4 млрд рублей или 4,0% от ННД, за вычетом ИБК и остатков средств на счетах, направленных на его финансирование, дефицит бюджета составит 3,8 млрд рублей (2,8% от ННД), который будет покрыт за счет привлечения рыночных займов.

Долговая нагрузка региона находится на низком уровне. Долг региона на 01.01.2024 составил 56,8 млрд рублей, что на 5,0% ниже его размера на 01.01.2023 в связи с погашением части рыночного долга. Долговая нагрузка снизилась до 47,9% (без учета ИБК, СКК и бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходных обязательств снизилась до 41,0%), что на 10,1 п. п. ниже предыдущей отчетной даты. По итогам 2024 года регион ожидает дальнейшего снижения долга до 56,2 млрд рублей в результате погашения части долга по бюджетным кредитам и полного погашения облигационных займов, долговая нагрузка снизится до 41,9% от ННД (до 35,6% без учета ИБК и СКК). Структура долга региона на 01.01.2024 представлена на 84,1% бюджетными кредитами, на 10,6% банковскими кредитами и на 5,3% облигационными займами. По итогам текущего года доля бюджетных кредитов вырастет до 84,9%, а доля банковских кредитов составит 15,1%. Расходы на обслуживание регионального долга в 2023 году составили 0,8% от ННД, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку, по итогам 2024 года показатель составит 1,0%. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах, открытых кредитных линий и доступа к казначейским кредитам.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Волгоградской области был впервые опубликован 09.07.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 19.04.2024.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.08.2024).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Комитета финансов Волгоградской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация Волгоградской области принимала участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Волгоградской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Краткая информация о регионе:

НазваниеВолгоградская область
Глава регионаБочаров Андрей Иванович
Основные отрасли экономики регионаОбрабатывающие производства; Торговля оптовая и розничная; Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство
Площадь112,9 тыс. км?
Численность населения2453.9 тыс. человек на 01.01.24

Ключевые финансовые показатели региона:

Показатель2021202220232024 прогноз
Доходы бюджета, млрд руб.144.1157.9172.8187.6
темпы прироста10.0%9.6%9.4%8.6%
Расходы бюджета, млрд руб.145.0157.7175.0193.0
темпы прироста7.1%8.8%10.9%10.3%
Налоговые и неналоговые доходы (ННД), млрд руб.87.7102.9118.6134.1
Дефицит/профицит бюджета, % от ННД-1.00.2-1.8-4.0
01.01.2201.01.2301.01.2401.01.25
Долг, млрд руб.57.159.756.856.2
темпы прироста7.2%4.6%-5.0%-1.0%
Отношение долга к ННД, %65.158.047.941.9

Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Волгоградская область

Ключевые экономические показатели региона:

Показатель2021202220232024 прогноз
Валовый региональный продукт, млрд рублей1067.41218.81300.01391.0
Индекс физического объема ВРП в постоянных ценах, %96.3104.3100.1101.2
ВРП на душу населения, тыс. руб.426.4491.2528.0568.9
темпы прироста9.9%15.2%7.5%7.7%
Уровень безработицы, %4.93.52.92.7
01.01.2201.01.2301.01.2401.01.25
Численность населения, тыс.чел.2492.82470.12453.92436.2

Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Волгоградская область

Оценка блоков анализа

Развитие экономики региона
Демография и рынок труда
Инвестиционный климат
Сбалансированность бюджета
Долговая нагрузка
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Волгоградская область
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Волгоградская область
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Волгоградская область

Контакты

По вопросам получения рейтинга

+7 (495) 231-70-84
sale@raexpert.ru

Служба внутреннего контроля

+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru

Контакты для СМИ

+7 (495) 225-34-44 (доб. 1706, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1706, 1650)
pr@raexpert.ru

Руководитель отдела по связям с общественностью

Сергей Михеев
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1650)
mikheev@raexpert.ru

Публикации по тематике


За свой счет: по "народным" облигациям регионов предложили ввести налоговый вычет

Известия

Почему эксперты считают инструмент прямого заимствования у населения перспективным
04.10.2024

В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024