Москва, 20 ноября 2024 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Амурской области на уровне ruА, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности Амурской области (далее – регион, область) обусловлен высоким уровнем развития экономики и умеренно высоким уровнем инвестиционной привлекательности, умеренно низким уровнем демографического развития и развитым рынком труда с ограниченными ресурсами, комфортным уровнем сбалансированности бюджета и низкой долговой нагрузкой. Давление на рейтинговую оценку оказывают негативная динамика численности населения, положительное влияние оказывают высокий уровень инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года, высокая бюджетная автономия, гибкость расходной части бюджета, диверсифицированная налоговая база.
Амурская область – субъект Российской Федерации, входящий в состав Дальневосточного федерального округа. Площадь территории региона составляет 361,9 тыс. кв. км, административный центр – г. Благовещенск. Экономика региона является диверсифицированной, к ее ключевым секторам относятся промышленное производство и строительство. В промышленном производстве важнейшее значение имеет добыча полезных ископаемых, которая в регионе представлена преимущественно добычей золота и угля. Существенный вклад строительства в регионе обеспечивается реализацией на территории региона крупных инвестиционных проектов в газовой отрасти, развитием транспортной инфраструктуры и строительством космодрома «Восточный».
Обоснование рейтинга
Высокий уровень экономического развития региона обусловлен в том числе умеренно высокими масштабами экономики и ее позитивной динамикой: объем ВРП за 2023 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 0,8 трлн рублей, что на 9,2% выше уровня 2022 года в сопоставимых ценах. Позитивным образом на динамике ВРП в 2023 году отразился рост строительных работ (+28,5%), оборота розничной торговли (+2,0%) и объема платных услуг (+1,4%), при этом промышленное производство показало снижение (-4,6%). За девять месяцев текущего года к негативной динамике промышленного производства (-3,5%) также добавилось снижение объема строительных работ (-27,8%). Снижение в промышленном секторе наблюдается в связи с уменьшением добычи золота на золотодобывающих предприятиях региона и сокращением производства, передачи и распределения электроэнергии на Зейской ГЭС, а в строительном секторе – с плановым сокращением объемов строительных работ на Амурском газоперерабатывающем заводе. По итогам года регион ожидает рост объема ВРП на 2,6% в сопоставимых ценах к уровню 2023.
ВРП на душу населения агентством оценивается на высоком уровне: по итогам 2023 года показатель составил, по расчетам агентства, 1,0 млн рублей, по итогам 2024 года показатель ожидается в размере 1,1 млн рублей. Среднедушевые денежные доходы населения в 2023 году выросли к уровню 2022 года на 8,3% и составили 53,9 тыс. рублей, величина прожиточного минимума (далее – ВПМ) на 5,4% до 17,0 тыс. рублей. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к ВПМ за последние 3 года составило 3,0, что оказало поддержку рейтинговой оценке. По итогам 2024 года среднедушевые доходы населения, по ожиданиям региона, вырастут до 58,9 тыс. рублей, ВПМ установлен на 2024 год в размере 17,8 тыс. рублей, соотношение показателей составит 3,3.
Умеренно низкий уровень демографического развития и развитый рынок труда с ограниченными ресурсами. По данным Росстата, численность населения региона на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 750,1 тыс. человек и за последние три года она снизилась на 3,1% на фоне естественной и миграционной убыли населения. Безработица находится на рекордно низком уровне для региона: по итогам 2023 года безработица составила 2,4%, снизившись на 1,7 п. п. относительно уровня 2022 года. В среднем за июль-сентябрь 2024 года безработица в регионе снизилась до 1,2%, по итогам года, по ожиданиям региона, безработица составит 2,4%. В регионе сложился дефицит кадров, что является одним из ключевых барьеров сейчас для дальнейшего экономического развития.
Инвестиционный климат оценивается на умеренно высоком уровне. Объем инвестиций в основной капитал в 2023 году вырос по сравнению с 2022 годом в 1,4 раза в сопоставимых ценах и составили 751,1 млрд рублей. В значительной степени высокие темпы роста инвестиций в основной капитал были обеспечены строительством крупнейших в России заводов газоперерабатывающего кластера, второй очереди космодрома «Восточный», модернизации Восточного полигона железных дорог. Отношение объема инвестиций к ВРП за последние три года составило 86,2%, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку, при этом инвестиционная привлекательность региона оценивается на умеренном уровне. За 1 полугодие 2024 года инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах выросли на 22,6% к аналогичному периоду 2023 года, что обусловлено реализацией крупных проектов (космодрома «Восточный», модернизацией Восточного полигона Транссиба и БАМа, объектов дорожной и аэропортовой инфраструктур). По итогам 2024 года регион ожидает снижение объема инвестиций в основной капитал до 657,6 млрд рублей г/г в связи постепенным завершением к 2025 году крупных инвестиционных проектов (Амурский газоперерабатывающий завод и газохимический комплекс, космодром «Восточный», БАМ-2), а также отсутствием в дальнейшем проектов с аналогичным объемом инвестиций.
Сбалансированность регионального бюджета находится на комфортном уровне. Объем доходов регионального бюджета по итогам 2023 года составил 111,7 млрд рублей, из которых 74,7% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД). ННД в 2023 году выросли на 27,3% к уровню 2022 года, по всем бюджетообразующим налогам (за исключением УСН) наблюдалась позитивная динамика. За девять месяцев текущего года ННД выросли на 3,9% к аналогичному периоду 2023 года, однако налог на прибыль организаций, который ранее занимал первое место в структуре налоговых доходов, снизился на 25,6% в связи с возвратом переплат за 2023 год, уменьшением поступлений от бывших участников КГН и снижением налогооблагаемой базы. Позитивная динамика ННД была в большей мере поддержана ростом НДФЛ (+24,2%, в связи с опережающим ростом фонда оплаты труда) и УСН (+27,6%, за счет поступлений задолженности за 1-3 кварталы 2023 г). Диверсификация налоговой базы находится на умеренно высоком уровне: доля крупнейшего налогоплательщика, по данным региона, в 2023 году составила 8,8% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 29,9% налоговых доходов бюджета. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета за 2023 год снизились на 30,7% относительно 2022 года, снизились все виды межбюджетных трансфертов. За девять месяцев текущего года межбюджетные трансферты сократились на 13,0% к аналогичному периоду, негативная динамика наблюдалась по дотациям (-16,9%, в связи с выходом региона в 2023 году из получателей дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности) и иным межбюджетным трансфертам (-72,2% в связи со снижением трансфертов на финансирование дорожной деятельности и восстановление автомобильных дорог от последствий ЧС). По итогам текущего года регион прогнозирует снижение доходов бюджета на 4,6% в связи с сокращением поступлений межбюджетных трансфертов более чем на 20%, при этом ННД вырастут на 2,1%, и их доля в структуре доходов вырастет до 79,7%.
Объем расходов бюджета в 2023 году составил 109,4 млрд рублей, что на 3,9% ниже уровня 2022 года. На долю расходов социального характера пришлось 50,0% всех расходов бюджета. На долю капитальных расходов, по расчетам агентства, в отчетном году пришлось 10,2% от суммарных расходов бюджета, при этом капитальные расходы бюджета финансируются в основном за счет собственных средств, что характеризует гибкость расходной части бюджета на высоком уровне. За девять месяцев текущего года расходы выросли на 8,7% г/г, наиболее существенный денежный прирост показывают расходы на ЖКХ (+2,1 млрд рублей в связи с реконструкцией и модернизацией объектов инфраструктуры), образование (+2,3 млрд рублей, в том числе на фоне роста оплаты труда «указных» категорий) и социальную политику (+1,4 млрд рублей, в связи с реализацией проекта «Дом социального обслуживания»). Наибольшее снижение наблюдается по национальной экономике (-1,0 млрд рублей, из-за снижения выплат на поддержку отдельных направлений агропромышленного сектора). По итогам 2024 года расходы бюджета вырастут до 110,1 млрд рублей, при этом доля капитальных расходов снизится до 7,7% на фоне отсутствия в текущем году крупного транша инфраструктурных бюджетных кредитов (далее – ИБК).
По итогам 2023 года региональный бюджет был исполнен с профицитом в размере 2,3 млрд рублей или 2,8% от ННД. По итогам 2024 года регион планирует исполнение бюджета с дефицитом 3,3 млрд или 3,9% от ННД, будет покрыт остатками средств на счетах, ИБК, рыночным долгом, поступлениями от продажи акций и возвратом бюджетных кредитов.
Долговая нагрузка региона находится на низком уровне. На 01.01.2024 долг региона составил 34,7 млрд рублей, что на 7,1% выше, чем на 01.01.2023 в связи с привлечением ИБК, специальных казначейских кредитов (далее – СКК), бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов. Долговая нагрузка на фоне роста ННД снизилась до 41,6% (без учета ИБК, СКК и бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов снизилась до 34,3%). По итогам 2024 года долг региона снизится до 33,9 млрд рублей, долговая нагрузка – до 39,8% от ННД (долговая нагрузка без учета ИБК и СКК составит 33,3%) в связи с ожидаемым погашением части бюджетных и банковских кредитов. В тоже время регион планирует осуществить эмиссию облигационных займов и привлечь банковские кредиты на погашение части долговых обязательств и финансирование дефицита. Структура долга региона на 01.01.2024 представлена на 77,8% из бюджетных кредитов и на 22,2% из банковских кредитов, по итогам 2024 года, доля первых снизится до 75,7%, а вторых – до 15,6%, доля облигационных займов в структуре долга составит 8,7%. Регион характеризуется низкой стоимостью фондирования долга: расходы на обслуживание регионального долга в 2023 году составили 1,0% от ННД (по итогам 2024 года показатель составит 1,5%), что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах, открытых кредитных линий и доступа к казначейским кредитам.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Амурской области был впервые опубликован 30.05.2024. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 30.05.2024.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.08.2024).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Амурской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Амурской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Амурской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
Краткая информация о регионе:
Название | Амурская область |
Глава региона | Василий Александрович Орлов |
Основные отрасли экономики региона | Строительство, обрабатывающие производства, транспортировка и хранение, добыча полезных ископаемых |
Площадь | 361,9 тыс. кв. км |
Численность населения | 750.1 тыс. человек на 01.01.24 |
Ключевые финансовые показатели региона:
Показатель | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 прогноз |
Доходы бюджета, млрд руб. | 104.3 | 106.3 | 111.7 | 106.8 |
темпы прироста | 12.9% | 1.9% | 5.1% | -4.4% |
Расходы бюджета, млрд руб. | 108.5 | 113.9 | 109.4 | 110.1 |
темпы прироста | 20.8% | 5.0% | -3.9% | 0.7% |
Налоговые и неналоговые доходы (ННД), млрд руб. | 63.2 | 65.5 | 83.4 | 85.1 |
Дефицит/профицит бюджета, % от ННД | -6.6 | -11.6 | 2.8 | -3.9 |
01.01.22 | 01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | |
Долг, млрд руб. | 27.0 | 32.4 | 34.7 | 33.9 |
темпы прироста | 0.0% | 20.0% | 7.1% | -2.3% |
Отношение долга к ННД, % | 42.7 | 49.5 | 41.6 | 39.8 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Амурская область
Ключевые экономические показатели региона:
Показатель | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 прогноз |
Валовый региональный продукт, трлн рублей | 0.5 | 0.6 | 0.8 | 0.8 |
Индекс физического объема ВРП в постоянных ценах, % | 107.5 | 102.2 | 109.2 | 102.6 |
ВРП на душу населения, млн рублей | 0.7 | 0.8 | 1.0 | 1.1 |
темпы прироста | 23.5% | 11.4% | 27.7% | 10.7% |
Уровень безработицы, % | 5.2 | 4.1 | 2.4 | 2.4 |
01.01.22 | 01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | |
Численность населения, тыс.чел. | 763.6 | 756.2 | 750.1 | 743.3 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Амурская область
Оценка блоков анализа
Связанные отчеты
Обзор динамики бюджетных и социально-экономических показателей регионов за 1-е полугодие 2024 годаИнвестиционная привлекательность регионов: новые вызовы и возможности для инвесторов«Народные» облигации регионов: долговой инструмент или имиджевая история?Экономическое здоровье российских регионов: итоги 2023 года выше ожиданий Итоги 2023 года: региональные бюджеты и экономика второй год под санкциямиМиграция населения РФ в 2023: кадровый голодРегиональные бюджеты – 2023: с запасом прочности
Контакты
По вопросам получения рейтинга
+7 (495) 231-70-84
sale@raexpert.ru
Служба внутреннего контроля
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru
Контакты для СМИ
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1706, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1706, 1650)
pr@raexpert.ru
Руководитель отдела по связям с общественностью
Сергей Михеев
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1650)
mikheev@raexpert.ru