Москва, 8 мая 2024 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Нижегородской области на уровне ruА+, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности Нижегородской области (далее – регион, область) обусловлен высоким уровнем развития экономики и комфортным инвестиционным климатом, умеренным уровнем демографического развития и рынка труда, умеренно высокой сбалансированностью бюджета и умеренно низкой долговой нагрузкой. Давление на рейтинговую оценку оказывают негативная динамика численности населения и невысокий уровень инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года, положительное влияние оказывают высокие показатели ВРП на душу населения и среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума.
Нижегородская область – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Площадь территории региона составляет 76,6 тыс. кв. км, административный центр – г. Нижний Новгород. Регион является одним из крупнейших индустриальных центров России и характеризуется диверсифицированной экономикой с акцентом на обрабатывающие производства. В структуре обрабатывающих производств основное место занимают нефтепереработка, металлургия и производство автотранспортных средств. Кроме того, существенную долю в структуре экономики занимает оптовая и розничная торговля и операции с недвижимым имуществом.
Обоснование рейтинга
Высокий уровень развития экономики региона обусловлен высокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2023 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 2,7 трлн рублей, что более чем на 11% выше уровня 2022 года в сопоставимых ценах. Позитивное влияние на динамику ВРП оказал рост промышленного производства (+10,6% к уровню 2022 года), сельского хозяйства (+10,3%), оборота розничной торговли (+8,3%), объема платных услуг населению (+4,7%), объема строительных работ (+27,6%). В структуре промышленного производства позитивное влияние на рост оказывает прежде всего развитие обрабатывающих производств (+10,9%), в том числе уверенный прирост показали ключевые виды деятельности региона – производство автотранспортных средств (+19,2%), производство нефтепродуктов (+11,1%), производство химических веществ (+6,6%). Кроме того, новым вектором развития стала политика импортозамещения, что позволило стимулировать внутренний спрос в металлургии, машиностроении, производстве электрооборудования и других отраслях. ВРП на душу населения агентством оценивается на высоком уровне. По итогам 2023 года показатель прирос на 19,0% к уровню 2022 года в действующих ценах и сложился, по расчетам агентства, в размере 0,9 млн рублей. По итогам 2024 года регион ожидает ВРП в размере порядка 3,0 трлн рублей, что на 3,2% выше уровня 2023 года в сопоставимых ценах.
Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние 3 года составило 3,6, что оказало поддержку рейтинговой оценки. Доходы населения в 2023 году выросли к уровню 2022 года на 10,3% и составили 50,3 тыс. рублей, величина прожиточного минимума приросла на 3,3% до 13,5 тыс. рублей.
Умеренный уровень демографического развития и рынка труда. Регион имеет высокую численность населения, которая по оценке региона на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 3060,3 тыс. человек, однако за последние три года численность снизилась на 2,7% прежде всего на фоне естественный убыли населения. Безработица в регионе находится на рекордно низком уровне: по итогам 2023 года безработица составила 1,9%, снизившись на 2,2 п. п. относительно уровня 2022 года. В среднем за январь-март 2024 года безработица в регионе снизилась до 1,4%.
Инвестиционный климат находится на комфортном уровне. Объем инвестиций в основной капитал в 2023 году вырос по сравнению с 2022 годом на 36,6% в сопоставимых ценах и составил 686,9 млрд рублей. Указанный результат достигнут за счет значительного роста вложений в обрабатывающих производствах (+43,5% к уровню 2022 года,), в том числе в производстве компьютеров (в 3,7 раза), бумаги и бумажных изделий (в 1,7 раза), готовых металлических изделий (в 1,4 раза) в металлургическом производстве (в 2,1 раза). Кроме того, драйвером роста в 2023 году стали частные инвестиции, которые выросли на 57,3% в первую очередь за счет крупных предприятий региона. Отношение объема инвестиций к ВРП в регионе находится на умеренном уровне и за последние три года составило 22,2%.
Сбалансированность регионального бюджета находится на умеренно высоком уровне. Объем доходов регионального бюджета по итогам 2023 года составил 338,4 млрд рублей, из которых 80,4% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД). ННД в 2023 году выросли на 26,7% к уровню 2022 года (бюджетные назначения перевыполнены на 15%), в том числе налог на прибыль организаций вырос на 53,0% (в связи с улучшением финансового состояния организаций, в первую очередь предприятий обрабатывающих производств, ОПК и банковского сектора), НДФЛ – на 17,0% (в основном за счет роста фонда оплаты труда), налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения – на 6,9% (в связи с ростом налогооблагаемой базы), акцизы – на 7,6% (за счет увеличения объемов реализации отдельных видов подакцизных товаров). Диверсифицированная налоговая база региона оказывает позитивное влияние на рейтинговую оценку: доля крупнейшего налогоплательщика, поданным региона, в 2023 году составила 3,7% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 20,5% налоговых доходов бюджета. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета за 2023 год выросли на 1,1% относительно 2022 года, в том числе рост показали дотации (+48,1%) и субсидии (+14,8%), при этом субвенции и иные межбюджетные трансферты сократились на 34,2% и 24,2% соответственно. По итогам 2024 года регионом ожидается снижение ННД на 5,8% к уровню 2023 года в связи с прогнозируемым сокращением поступлений по налогу на прибыль организаций (на фоне ожидаемого возврата переплат по налогу), сокращение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета ожидается на 12,4%, в связи чем доля ННД в доходах вырастет до 80,9%.
Объем расходов бюджета в 2023 году составил 345,6 млрд рублей, что на 14,8% выше уровня 2022 года. На долю расходов социального характера пришлось 54,5% всех расходов бюджета. В структуре расходов в денежном выражении в значительной степени приросли расходы на национальную экономику (+23,3 млрд рублей, в том числе на фоне реализации инфраструктурных проектов), образование (+13,9 млрд рублей в связи увеличением расходов на содержание образовательных учреждений, заработную плату, началом строительства IT-Кампуса) и здравоохранение (+2,5 млрд рублей в связи с проведением капитального ремонта и увеличением заработной платы). На долю капитальных расходов в структуре расходов в 2023 году пришлось 12,9% совокупных расходов бюджета, что позитивно характеризует гибкость расходной части регионального бюджета. В 2024 году регион ожидает рост расходов на 2,3% к уровню 2023 года, при этом капитальные расходы снизятся более чем на 40% на фоне высокой базы 2023 года (представлен крупный транш инфраструктурного бюджетного кредита), доля капитальных расходов в структуре расходов снизится до 7,0%.
Исполнение бюджета по итогам 2023 года сложилось с дефицитом в размере 7,2 млрд рублей или 2,7% от ННД, который был покрыт за счет инфраструктурных бюджетных кредитов (далее – ИБК), специальных казначейских кредитов (далее - СКК), бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов. По итогам 2024 года регион планирует исполнение бюджета с дефицитом 36,8 млрд или 14,4% от ННД, который почти полностью будет покрыт остатками средств на счетах и ИБК, а оставшаяся часть в размере 0,1 млрд рублей (0,04% от ННД) будет покрыта за счет привлечения рыночного долга.
Долговая нагрузка региона находится на умеренно низком уровне. На 01.01.2024 долг региона составил 155,2 млрд рублей, что на 16,7% выше, чем на 01.01.2023 в связи с привлечением ИБК, СКК, бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов, а также предоставлением гарантийных обязательств. Долговая нагрузка на фоне роста ННД снизилась до 57,1% (без учета ИБК, СКК и бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов снизилась до 41,1%), что на 4,9 п. п. ниже предыдущей отчетной даты. По итогам 2024 года долг вырастет до 157,7 млрд рублей, долговая нагрузка – до 61,6% от ННД (до 47,7% без учета ИБК и СКК) в связи с ожидаемым привлечением ИБК, банковских кредитов на покрытие дефицита и увеличения гарантийных обязательств. Также регион планирует осуществить эмиссию облигационного займа в размере ожидаемого погашения по текущим выпускам облигаций в 2024 году (8 млрд рублей). Структура долга региона на 01.01.2024 представлена на 73,0% из бюджетных кредитов, на 21,9% из облигационных займов, на 4,8% из банковских кредитов и на 0,3% из гарантийных обязательств. По итогам 2024 года доля банковских кредитов увеличится до 11,3%, доля гарантийных обязательств – до 1,4%, при этом доли бюджетных кредитов и облигационных займов снизятся до 65,8% и 21,5% соответственно. Регион характеризуется умеренно низкой стоимостью фондирования долга: расходы на обслуживание регионального долга в 2023 году составили 1,4% от ННД, что оказало умеренно положительное влияние на рейтинговую оценку. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Нижегородской области был впервые опубликован 05.02.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 16.11.2023.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Нижегородской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Нижегородской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Нижегородской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.