Рейтинговые действия, 19.08.2024

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Республики Карелия на уровне ruВВВ-

Москва, 19 августа 2024 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Карелия на уровне ruВВВ-, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности Республики Карелия (далее – регион, республика) обусловлен умеренным уровнем развития экономики при ограниченном уровне демографического развития и умеренно развитом рынке труда, приемлемым уровнем инвестиционного климата, а также комфортным уровнем сбалансированности бюджета и долговой нагрузки. Положительное влияние на уровень рейтинга оказывает высокая гибкость расходной части бюджета и диверсифицированная экономика. Давление оказывает низкая численность населения и ее негативная динамика.

Республика Карелия – субъект Российской Федерации, входящий в состав Северо-Западного федерального округа. Площадь территории региона составляет 180,5 тыс. кв. км, административный центр – г. Петрозаводск. Экономика региона имеет диверсифицированную структуру с упором на добычу полезных ископаемых (доля которой по итогам 2023 года, по оценке региона, составила порядка 17,0%), обрабатывающие производства, транспортировку и хранение. В структуре обрабатывающего производства преобладает лесопромышленный комплекс, пищевая промышленность, металлургический комплекс, производство машин, транспортных средств и оборудования. Республика обладает значительными запасами лесных и минерально-сырьевых ресурсов. Природные ресурсы региона составляют основу ее инвестиционного потенциала.

Обоснование рейтинга

Умеренный уровень развития экономики региона обусловлен невысокими размерными характеристиками ВРП и его сдержанной динамикой: объем ВРП за 2023 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 420,0 млрд рублей, что на 0,5% выше уровня 2022 года в сопоставимых ценах. Промышленное производство не оказало существенной поддержки росту ВРП, индекс промышленного производства сложился в размере 100,7%, при этом в обрабатывающих производствах наблюдалось снижение (-0,6%).  Более позитивная динамика наблюдалась в розничной торговле (+12,2%) и строительном секторе (+16,6%). В текущем году за январь-май наблюдается снижение промышленного производства к аналогичному периоду 2023 года (-0,3%), в том числе в связи с сокращением производства в обрабатывающем секторе (-1,3%). Ожидания региона по итогам текущего года консервативные: ВРП прогнозируется в размере 445,0 млрд рублей, что в сопоставимых ценах соответствует уровню 2023 года.

ВРП на душу населения агентством оценивается на высоком уровне. По итогам 2023 года показатель прирос на 8,2% к уровню 2022 года в действующих ценах и сложился, по расчетам агентства, в размере 0,8 млн рублей. По итогам 2024 года ВРП на душу населения ожидается в размере 0,8 млн рублей.

Среднедушевые денежные доходы населения в 2023 году выросли к уровню 2022 года на 15,1% и составили 53,0 тыс. рублей, величина прожиточного минимума (далее – ВПМ) на 15,1% до 17,9 тыс. рублей. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к ВПМ за последние 3 года составило 2,7, что оказало умеренно позитивное влияние на рейтинговую оценку.  По итогам 2024 года регион прогнозирует рост среднедушевых доходов населения на 8,1% до 57,3 тыс. рублей, ВПМ установлена в размере 18,7 тыс. рублей, таким образом отношение доходов к ВПМ может увеличится до 3,1.

Ограниченный уровень демографического развития и умеренно развитый рынок труда.  По данным Росстата, численность населения региона на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 523,9 тыс. человек и за последние три года она снизилась на 0,8% преимущественно за счет естественной убыли населения. Безработица в регионе находится на умеренно низком уровне: по итогам 2023 года безработица составила 5,3%, снизившись на 0,5 п. п. относительно уровня 2022 года. В среднем за март-май 2024 года безработица снизилась до 4,2%, по году регион ожидает безработицу на уровне 4,6%

Инвестиционный климат находится на приемлемом уровне. Объем инвестиций в основной капитал в 2023 году снизился по сравнению с 2022 годом на 4,3% в сопоставимых ценах и составил 103,6 млрд рублей. Отношение объема инвестиций к ВРП за последние три года составило 22,1%, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку, при этом инвестиционная привлекательность оценивается агентством как умеренно высокая. За 1 квартал 2024 года инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах сократились на 6,3% к аналогичному периоду 2023 года. По итогам текущего года объем инвестиций в основной капитал ожидается в размере 109,9 млрд рублей.

Комфортный уровень сбалансированности бюджета. Объем доходов регионального бюджета по итогам 2023 года составил 78,2 млрд рублей, из которых 57,1% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД), при этом доля дотаций из федерального бюджета в структуре доходов снизилась до 12,8% (при 13,4% годом ранее). За 2023 год ННД регионального бюджета выросли на 14,1% относительно 2022 года, в том числе налог на прибыль организаций вырос на 24,6% (в связи с ростом налоговой базы и увеличением сумм исчисленного налога по организациям, осуществляющим деятельность в крупнейших бюджетообразующих отраслях региональной экономики), НДФЛ – на 10,9% (на фоне роста заработной платы и дивидендных поступлений) и налогу на добычу полезных ископаемых – в 1,5 раза (в связи с доначислением сумм налога за прошлые периоды по предприятиям, осуществляющим производство щебня, из-за изменения порядка налогообложения при его добыче). За шесть месяцев текущего года ННД увеличились на 4,3% к аналогичному периоду 2023 года, в том числе наиболее существенный рост наблюдался по НДФЛ и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (на 22% к аналогичному периоду по обоим налогам), при этом по налогу на прибыль организаций поступления снизились на 15,6% в связи с подъемом на единые налоговые счета переплаты по налогу на прибыль, а также со снижением его поступлений от организаций, которые до 1 января 2023 года являлись участниками КГН. Диверсификация налоговой базы региона в 2023 году находилась на умеренно высоком уровне: доля крупнейшего налогоплательщика составила 6,6% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 21,1% налоговых доходов регионального бюджета. За 2023 год межбюджетные трансферты региона снизились на 4,1% относительно 2022 года, в том числе снижение показали субвенции (-28,1%), дотации (-0,4%) и иные межбюджетные трансферты (-23,8%), при этом субсидии выросли на 3,0%. За шесть месяцев текущего года межбюджетные трансферты снизились на 32,1%, отрицательная динамика наблюдалась по всем видам трансфертов. По итогам текущего года регион прогнозирует сокращение доходов бюджета на 5,3% в связи со снижением поступлений межбюджетных трансфертов из федерального бюджета при росте ННД на 7,7%, в связи с чем доля ННД в доходах бюджета может увеличится до 65,0%.

Объем расходов бюджета в 2023 году составил 82,3 млрд рублей, что практически соответствует уровню 2022 года. На долю расходов социального блока пришлось 60,7% расходов бюджета, что на 3,3 п. п. выше уровня 2022. В структуре расходов наибольший рост в абсолютном выражении сложился по расходам на здравоохранение (+2,3 млрд рублей, в связи с ростом расходов на строительство объектов здравоохранения), наиболее существенное сокращение наблюдалось по расходам на ЖКХ (-2,9 млрд рублей на фоне реализации в 2022 году опережающими темпами мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда). На долю капитальных расходов в 2023 году пришлось 18,8% совокупных расходов бюджета, что позитивно характеризует гибкость расходной части регионального бюджета, при этом капрасходы на 2/3 были сформированы за счет целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. За шесть месяцев текущего года расходы снизились на 19% к аналогичному периоду 2023 года, в том числе наиболее негативная динамика в денежном выражении наблюдалась по расходам на ЖКХ (-2,0 млрд рублей, в связи с досрочным завершением части программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда), а также на образование и здравоохранение – на 1,6 млрд рублей и 3,1 млрд рублей соответственно (на фоне уменьшения финансирования строительства ряда учреждений в связи с их высокой степенью готовности). В 2024 году регион ожидает снижения расходов на 9,5% к уровню 2023 года, в том числе капитальные расходы снизятся более чем на 40% в связи с завершением строительства отдельных дорогостоящих объектов (преимущественно мостовых переходов и дорог).

По итогам 2023 года региональный бюджет исполнен с дефицитом 4,1 млрд рублей или 9,2% от ННД, за вычетом инфраструктурных бюджетных кредитов (далее - ИБК), специальных казначейских кредитов (далее - СКК) и бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов дефицит бюджета составил 1,7 млрд рублей или 3,9% от ННД, который был покрыт банковскими кредитами. В текущем году регионом прогнозируется исполнение бюджета с дефицитом 0,5 млрд рублей или 1,0% от ННД, который будет покрыт ИБК, остатками средств на счетах и банковскими кредитами.

Долговая нагрузка региона находится на комфортном уровне. Долг региона на 01.01.2024 составил 32,7 млрд рублей, что на 19,3% выше его размера на 01.01.2023 в связи с привлечением в 2023 году ИБК, СКК, бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов, а также банковских кредитов на финансирование дефицита. Долговая нагрузка на 01.01.2024 составляла, по расчетам агентства, 73,1% (66,0% за исключением ИБК, бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов и СКК), в структуре долга преобладали бюджетные кредиты (66,2%), остальная часть представлена банковскими кредитами (33,8%).  На 01.01.2025 долг ожидается регионом в размере 31,2 млрд рублей, снижение произойдет за счет погашения части бюджетных кредитов, несмотря на привлечение банковских кредитов, в результате чего доля бюджетных кредитов в структуре долга составит 63,5%, а доля банковских кредитов 36,5%. В том числе на фоне ожидаемого роста ННД долговая нагрузка снизится до 64,8% (60,5% за исключением ИБК и СКК). Расходы на обслуживание регионального долга в 2023 году составили 1,1% от ННД, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку, по итогам 2024 года показатель прогнозируется регионом на уровне 2,1% от ННД. График погашения долга оказывает умеренно позитивное влияние, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.07.2024 находится на высоком уровне и составляет порядка 22%, в течение 13–24 месяцев (следующих 12 месяцев) региону предстоит погасить порядка 13%.Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Республики Карелия был впервые опубликован 31.10.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 27.02.2024.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Карелия, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Карелия принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Карелия дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Краткая информация о регионе:

НазваниеРеспублика Карелия
Глава регионаПарфенчиков Артур Олегович
Основные отрасли экономики регионаДобыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение
Площадь180.5 тыс. кв. км
Численность населения523.9 тыс. человек на 01.01.2024

Ключевые финансовые показатели региона:

Показатель2021202220232024 прогноз
Доходы бюджета, млрд руб.73.175.278.274.0
темпы прироста20.6%2.9%4.0%-5.3%
Расходы бюджета, млрд руб.69.582.282.374.5
темпы прироста2.8%18.2%0.1%-9.5%
Налоговые и неналоговые доходы (ННД), млрд руб.40.039.244.748.1
Дефицит/профицит бюджета, % от ННД8.8-17.9-9.2-1.0
01.01.2201.01.2301.01.2401.01.25
Долг, млрд руб.19.827.432.731.2
темпы прироста-16.9%37.9%19.3%-4.6%
Отношение долга к ННД, %49.669.973.164.8

Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Республика Карелия

Ключевые экономические показатели региона:

Показатель2021202220232024 прогноз
Валовый региональный продукт, млрд рублей447.6391.4420.0445.0
Индекс физического объема ВРП в постоянных ценах, %102.991.0100.5100.0
ВРП на душу населения, тыс. руб.737.8738.3798.7852.5
темпы прироста39.8%0.1%8.2%6.7%
Уровень безработицы, %6.65.85.34.6
01.01.2201.01.2301.01.2401.01.25
Численность населения, тыс.чел.532.4527.9523.9520.1

Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Республика Карелия

Оценка блоков анализа

Развитие экономики региона
Демография и рынок труда
Инвестиционный климат
Сбалансированность бюджета
Долговая нагрузка
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Республика Карелия
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Республика Карелия
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Республика Карелия

Облигационные выпуски
с рейтингами «Эксперт РА»:

RU000A0ZZZV1:

Контакты

По вопросам получения рейтинга

+7 (495) 231-70-84
sale@raexpert.ru

Служба внутреннего контроля

+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru

Контакты для СМИ

+7 (495) 225-34-44 (доб. 1706, 1650)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706, 1650)
pr@raexpert.ru

Руководитель отдела по связям с общественностью

Сергей Михеев
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1650)
mikheev@raexpert.ru

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023