Москва, 2 августа 2024 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Омской области на уровне ruА-, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности Омской области (далее – область, регион) обусловлен умеренно сильным уровнем развития экономики при среднем уровне демографического развития и развитом рынке труда, приемлемым уровнем инвестиционного климата, комфортным уровнем сбалансированности бюджета и долговой нагрузки. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывает ВРП на душу населения. Давление оказывает отрицательная динамика численности населения.
Омская область – субъект Российской Федерации, входящий в состав Сибирского федерального округа. Областной центр – город Омск – девятый по численности населения город России. Основой региональной экономики являются обрабатывающая промышленность, деятельность по операциям с недвижимым имуществом, торговля и сельское хозяйство. В регионе наблюдается высокая концентрация предприятий нефтехимической, химической, пищевой промышленности, а также машино- и приборостроения. К ним относится один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации АО «Газпром нефть – Омский НПЗ», установленная мощность которого составляет более 20 млн тонн.
Обоснование рейтинга
Умеренно сильный уровень развития экономики региона обусловлен высокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2023 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 1,0 трлн рублей, что в сопоставимых ценах на 1,9% выше уровня 2022 года. Рост ВРП поддержан положительной динамикой промышленного производства (+4,2% к аналогичному периоду 2022 года), розничной торговли (+9,0%) и объема платных услуг (+3,4%). Поддержку в росте промышленного производства оказали предприятия обрабатывающей промышленности: индекс обрабатывающих производств составил 105,0%. За 5 месяцев 2024 года индекс промышленного производства составил 104,2% и в основном сложился за счет роста в добыче полезных ископаемых (+19,5% к аналогичному периоду прошлого года), обрабатывающем секторе (+4,0%) и обеспечении электроэнергией, газом и паром, кондиционировании воздуха (+5,5%). Кроме того, по итогам 5 месяцев 2024 года зафиксирован рост в обороте розничной торговле и объеме платных услуг населению (+10,4% и +4,3% соответственно относительно аналогичного периода прошлого года). По итогам текущего года объем ВРП ожидается регионом на уровне 1,1 трлн рублей, объем промышленного производства в 2024 году в сопоставимых ценах составит 102,3 % к уровню 2023 года. По данным региона, на динамику показателя в основном окажет влияние прогнозируемое увеличение в обрабатывающих отраслях (на 2,2% к уровню 2023 года)
По расчетам агентства, ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года вырос на 7,9% к уровню 2022 года в действующих ценах и сложился в размере 0,6 млн рублей, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за отчетный год сложилось на высоком уровне и составило 3,1. Среднедушевые денежные доходы населения за 2023 год выросли на 9,8% к уровню 2022 года и составили 40,5 тыс. рублей при величине прожиточного минимума 13,2 тыс. рублей. По итогам текущего года регионом прогнозируется рост доходов населения на 4,9% до 42,5 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена в размере 13,7 тыс. рублей.
Средний уровень демографического развития и развитый рынок труда. Численность населения региона по состоянию на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 1818,1 тыс. человек. Наблюдается отрицательная динамика численности, за последние три года убыль населения составила 3,2%. Неблагоприятные тенденции в динамике численности населения региона обусловлены естественной убылью и миграционным оттоком. Безработица в регионе находится на низком уровне: по итогам 2023 года составила 3,6 %, что на 1,7 п. п. ниже, чем в 2022 году, что позитивно влияет на рейтинговую оценку. По итогам 2024 года регионом ожидается значение данного показателя на уровне прошлого года. По данным Росстата безработица за март-май текущего года составила 3,2%.
Инвестиционный климат находится на приемлемом уровне. Объем инвестиций в основной капитал за 2023 год сложился на уровне 208,0 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 1,5% ниже уровня 2022 года. Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года находилось на умеренно низком уровне и составило 21,6%, при этом инвестиционная привлекательность региона оценивается как умеренная. По данным региона, с 2024 года ожидается постепенное восстановление инвестиционной активности, в т.ч. за счет возобновления инвестиционного импорта в результате преодоления санкционного давления, реализации программ по импортозамещению и переориентации импортных поставок на дружественные и нейтральные страны. За 1 квартал 2024 года объем инвестиций составил 33,4 млрд руб., что в сопоставимых ценах выше аналогичного периода прошлого года на 6,7%. По итогам 2024 года регионом ожидаются инвестиции в основной капитал на уровне 216,3 млрд рублей, что на 4,0% превысит значение 2023 года в действующих ценах.
Сбалансированность бюджета характеризуется комфортным уровнем. Объем доходов областного бюджета за отчетный год увеличился на 6,2% и составил 145,6 млрд рублей, что прежде всего связано с ростом поступлений по налоговым и неналоговым доходам бюджета (далее – ННД). По сравнению с предыдущим годом ННД за 2023 год увеличились на 9,3% и составили 100,9 млрд рублей. Доля ННД в доходах бюджета региона за 2023 год составила 69,3%, что выше предыдущего года на 2,0 п. п. В структуре налоговых доходов основные поступления сформированы за счет налога на прибыль организаций (33,0%), НДФЛ (с долей 31,9%) и акцизов (20,4%). По итогам 2023 года наибольший рост поступлений по налоговым доходам сложился по налогу на имущество организаций (+20,2%) и НДФЛ (+13,2%). На динамику НДФЛ существенное влияние оказало развитие военно-промышленного комплекса региона, рост по налогу на имущество организаций связан с модернизацией нефтеперерабатывающего завода. По итогам шести месяцев текущего года доходы областного бюджета составили 73,0 млрд рублей, что на 4,2% превышает аналогичное значение прошлого года. Поступления по ННД за 6 месяцев 2024 года составили 49,0 млрд руб., что выше относительно аналогичного периода прошлого года на 2,4%. Наибольший прирост поступлений по ННД сложился по НДФЛ (+28,6%) и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+21,4%). Рост по НДФЛ сложился из-за увеличения фонда оплаты труда (в т.ч. в результате увеличения численности сотрудников для выполнения государственного оборонного заказа), росту уплаты НДФЛ с дивидендов и изменению в законодательстве, по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения – в связи с ростом налоговой базы по ряду налогоплательщиков. При этом поступления по налогу на прибыль организаций снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 25,6%, что связано с отменой института КГН и снижением прибыли налогоплательщиков по итогам 1 квартала текущего года. Диверсификация налоговой базы региона оценивается на умеренно высоком уровне, т. к. на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 26,2% налоговых доходов, на крупнейшего налогоплательщика – 8,7% налоговых доходов. Межбюджетные трансферты за отчетный год увеличились на 0,5% и составили 43,4 млрд рублей. При этом увеличились дотации и субсидии на 20,0% и 2,6% соответственно, а поступления субвенций и иных межбюджетных трансфертов снизились на 34,9% и 14,6% соответственно. За 6 месяцев 2024 года объём межбюджетных трансфертов из федерального бюджета увеличился на 8,7% относительно аналогичного периода прошлого года и составил 23,8 млрд рублей, что обусловлено ростом поступлений дотаций (+14,9%), субсидий (+15,4%), субвенций (+3,1%) при снижении иных межбюджетных трансфертов (-43,0%). По итогам 2024 года доходы бюджета вырастут на 5,8%, в том числе ННД вырастут на 7,8%, межбюджетные трансферты на 2,2%, в результате чего доля ННД в доходах составит 70,6%.
Расходы регионального бюджета за 2023 год выросли на 9,4% по сравнению с 2022 годом и составили 155,7 млрд рублей. В структуре расходов преобладала социальная направленность, доля которых за отчетный год по сравнению с 2022 годом снизилась на 4,7 п. п. и составила 63,3%, что связано со значительным ростом расходов на национальную экономику (+6,5 млрд рублей) из-за роста расходов на дорожную деятельность и модернизацию инфраструктуры и сокращением расходов на социальную политику (-1,9 млрд рублей). Капитальные расходы за отчетный год выросли в 1,4 раза и составили 13,1 млрд рублей. Доля капрасходов в общем объеме расходов составила 8,4%, при этом 8,3 млрд рублей или 63,3% капрасходов профинансированы за счет целевых средств федерального бюджета. За первые 6 месяцев текущего года расходы выросли на 6,9% к аналогичному периоду 2023 года и составили 72,4 млрд рублей. По итогам 2024 года регион ожидает увеличение объема расходов на 5,3% к уровню 2023 года до 163,9 млрд рублей, в том числе капитальные расходы вырастут на 8,8% до 14,4 млрд рублей.
По итогам 2023 года дефицит областного бюджета составил 10,1 млрд рублей или 10,0% от ННД, за вычетом бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее – ИБК), на опережающее финансирование расходов, специального казначейского кредита (далее – СКК) дефицит бюджета составил 2,8 млрд рублей или 2,8% ННД и был покрыт за счет кредитов коммерческих банков. Исполнение бюджета региона по итогам 2024 года планируется с дефицитом 9,9 млрд руб. или 9,1% от ННД, за вычетом остатков средств на счетах, направленных на его финансирование, и ИБК, дефицит бюджета составит 5,7 млрд рублей или 5,2% ННД, который будет покрыт банковскими кредитами.
Долговая нагрузка региона находится на комфортном уровне. Долг региона за 2023 год увеличился на 19,4% и составил 68,4 млрд рублей за счет привлечения банковских и бюджетных кредитов. Долговая нагрузка составила, по расчетам агентства, 67,8% (без учета ИБК, СКК и бюджетного кредита на опережающее финансирование расходных обязательств долговая нагрузка составила 59,9%). В структуре долга наибольший удельный вес приходится на бюджетные кредиты – 71,9%, на долю кредитов коммерческих банков и облигационных займов 20,8% и 7,3% соответственно. По итогам 2024 года регионом прогнозируется рост долга на 8,0% до 73,9 млрд рублей за счет привлечения банковских кредитов и ИБК, при этом долговая нагрузка составит 67,9% (без учета ИБК, СКК – 61,8%). Расходы на обслуживание долга в отчетном году снизились на 3,7% и составили 0,5 млрд рублей или 0,5% от ННД, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. По итогам текущего года ожидается рост данных расходов более чем в 3 раза до 1,6 млрд рублей или 1,5% от ННД. График погашения обязательств оценивается на умеренном уровне, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.07.2024 составляет 14,9%, в течение 13–24 месяцев – 17,6%. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Омской области был впервые опубликован 16.02.2012. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 12.02.2024.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Омской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Омской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Омской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
Краткая информация о регионе:
Название | Омская область |
Глава региона | Виталий Павлович Хоценко |
Основные отрасли экономики региона | Обрабатывающие производства, деятельность по операциям с недвижимым имуществом, торговля оптовая и розничная |
Площадь | 141,14 тыс. кв. км |
Численность населения | 1818,093 тыс. человек на 01.01.2024 |
Ключевые финансовые показатели региона:
Показатель | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 прогноз |
Доходы бюджета, млрд руб. | 126,8 | 137,1 | 145,6 | 154,0 |
темпы прироста | 10.2% | 8.1% | 6.2% | 5.8% |
Расходы бюджета, млрд руб. | 129,2 | 142,3 | 155,7 | 163,9 |
темпы прироста | 10.6% | 10.1% | 9.4% | 5.3% |
Налоговые и неналоговые доходы (ННД), млрд руб. | 79,5 | 92,3 | 100,9 | 108,8 |
Дефицит/профицит бюджета, % от ННД | -3,1 | -5,7 | -10,0 | -9,1 |
01.01.22 | 01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | |
Долг, млрд руб. | 45,8 | 57,3 | 68,4 | 73,9 |
темпы прироста | 4.2% | 25.1% | 19.4% | 8.0% |
Отношение долга к ННД, % | 57.6 | 62.1 | 67.8 | 67.9 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Омская область
Ключевые экономические показатели региона:
Показатель | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 прогноз |
Валовый региональный продукт, млрд рублей | 796,0 | 947,1 | 1012,9 | 1102,7 |
Индекс физического объема ВРП в постоянных ценах, % | 101.4 | 105.9 | 101,9 | 102,8 |
ВРП на душу населения, тыс. руб. | 426,9 | 514,2 | 555,0 | 608,8 |
темпы прироста | 4.8% | 20.4% | 7.9% | 9.7% |
Уровень безработицы, % | 6.5 | 5.3 | 3.6 | 3.6 |
01.01.22 | 01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | |
Численность населения, тыс.чел. | 1851.537 | 1832.064 | 1818.093 | 1804.3 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Омская область
Оценка блоков анализа
Облигационные выпуски
с рейтингами «Эксперт РА»:
Связанные отчеты:
Обзор динамики бюджетных и социально-экономических показателей регионов за 1 квартал 2024 годаИтоги 2023 года: региональные бюджеты и экономика второй год под санкциямиМиграция населения РФ в 2023: кадровый голодИнвестиционная привлекательность регионов: рокировка позиций в новых условияхРегиональные бюджеты – 2023: с запасом прочностиЭкономическое здоровье российских регионов: итоги 2023 года выше ожиданий
Контакты
По вопросам получения рейтинга
+7 (495) 231-70-84
sale@raexpert.ru
Служба внутреннего контроля
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru
Контакты для СМИ
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1706, 1650)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706, 1650)
pr@raexpert.ru
Руководитель отдела по связям с общественностью
Сергей Михеев
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1650)
mikheev@raexpert.ru