Москва, 12 сентября 2023 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Бурятия на уровне ruBBB+, прогноз по рейтингу стабильный.
Республика Бурятия (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Дальневосточного федерального округа. Площадь территории региона составляет 351 тыс. кв. км, административный центр – г. Улан-Удэ. Экономика региона является высокодиверсифицированной, её ключевыми секторами выступают обрабатывающие производства, государственное управление и обеспечение военной безопасности, а также оптовая и розничная торговля. Основную долю обрабатывающих производств составляют производство прочих транспортных средств и оборудования, пищевых продуктов, бумаги и бумажных изделий.
Республика характеризуется умеренно низкими размерными характеристиками: объём ВРП в 2022 году (далее – отчетный год) увеличился на 2,1% к уровню 2021 года в сопоставимых ценах и составил 0,4 трлн рублей. По итогам 2023 года ожидается снижение объема ВРП на 1,5% в сопоставимых ценах. В 2022 году регион стал одним из лидеров по росту промышленного производства – индекс промышленного производства составил 111,7%. В структуре промышленного производства положительная динамика наблюдалась по всем отраслям за исключением деятельности организаций по водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений: добыча полезных ископаемых (+8,9%), обрабатывающие производства (+12,2%), деятельность организаций по обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (+24,8%). За семь месяцев текущего года индекс промышленного производства просел (-10,9%), в том числе обрабатывающие производства (-28,1%), что обусловлено в основном отрицательной динамикой в производстве прочих транспортных средств и оборудования вследствие высокой базы аналогичного периода прошлого года (+22,6%). По итогам 2023 года индекс промышленного производства регионом ожидается на уровне 97,5%.
ВРП на душу населения агентством оценивается на умеренно высоком уровне. По итогам 2022 года показатель прирос на 14,8% к уровню 2021 года в действующих ценах и сложился на уровне 0,4 млн рублей. Давление на рейтинговую оценку оказывают умеренно низкая численность населения, низкий уровень среднедушевых денежных доходов населения и умеренно высокий уровень безработицы. C учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года, численность населения региона на 01.01.2023 (далее – отчетная дата) составила 974,6 тыс. человек и снизилась к уровню аналогичной даты прошлого года на 0,3%. Отрицательна динамика вызвана как естественной убылью, так и миграционным оттоком населения. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние 3 года составило 2,2. Среднедушевые денежные доходы населения в 2022 году увеличились на 15,6% и составили 32,7 тыс. рублей, величина прожиточного минимума в отчетном году была установлена в размере 15,2 тыс. рублей, что выше уровня 2021 года на 18,4%. По итогам 2023 года среднедушевые денежные доходы населения ожидаются на уровне 35,3 тыс. рублей с ростом к уровню отчетного года на 7,8%, величина прожиточного минимума установлена в размере 15,7 тыс. рублей, что выше уровня 2022 года на 3,3%. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2022 года снизился на 2,1 п. п. и составил 7,4%. Несмотря на значительное снижение, показатель все еще находится на умеренно высоком уровне. Среднее значение показателя за апрель-июнь текущего года составил 6,3% и по итогам года ожидается на уровне 7,3%.
Объем инвестиций в основной капитал по итогам отчетного года составил 106,1 млрд рублей, что выше уровня 2021 года на 26,2% в сопоставимых ценах. Отношение объема инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года сложилось на умеренно высоком уровне и составило 23,6%. В первом полугодии текущего года инвестиции в основной капитал приросли на 69,4% в сопоставимых ценах к аналогичному периоду прошлого года и составили 72,7 млрд рублей. Высокому приросту инвестиций способствует реализация крупных проектов: освоение новых месторождений полезных ископаемых, модернизация и создание производства новых моделей вертолетов Улан-Удэнским авиазаводом, модернизация производства на АО «Селенгинский ЦКК», строительство нового аэровокзального комплекса международных воздушных линий аэропорта «Байкал», реализация инвестиционных программ АО «РЖД» и др. По итогам 2023 года инвестиции в основной капитал ожидаются на уровне 120,6 млрд рублей. На территории республики действуют промышленные площадки, особая экономическая зона, территории социально-экономического развития, способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.
Агентство отмечает высокую зависимость республиканского бюджета от трансфертов по итогам 2022 года. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах регионального бюджета снизилась на 0,6 п. п. и составила 37,3% в связи с увеличением поступлений межбюджетных трансфертов на 17,1%. За 2022 год доходы регионального бюджета выросли на 18,5% по сравнению с 2021 годом, в том числе ННД – на 16,8%. Положительная динамика наблюдалась как по налоговым (+16,1%), так и неналоговым (+39,0%) доходам. Диверсификация налоговой базы региона по итогам отчетного года оценивается на умеренно высоком уровне: доля крупнейшего налогоплательщика составила 8,6%, на долю 10-ти крупнейших налогоплательщиков пришлось 26,1% налоговых доходов. За январь-июль 2023 года доходы бюджета увеличились на 8,3%, в том числе ННД на 16,9%, безвозмездные поступления на 2,7%, а межбюджетные трансферты на 7,3%. В структуре налоговых доходов наибольшая положительная динамика наблюдается по налогу на прибыль организаций (в 1,4 раза) в связи с уплатой налога крупнейшими плательщиками добывающей отрасли и авиастроения (доплата по расчету за 2022 год), а также уплатой налога по результатам деятельности за 1 квартал текущего года по обособленным подразделениям крупнейших налогоплательщиков. В составе межбюджетных трансфертов положительна динамика наблюдается по дотациям (+9,6%), субсидиям (+12,2%) и иным межбюджетным трансфертам (в 1,4 раза), при этом субвенции сократились (-20,7%) из-за перераспределения полномочий по обеспечению расходов на ежемесячные выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка. В разрезе безвозмездных поступлений за семь месяцев текущего года значительно сократились безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций (в 5,2 раза) в связи с уменьшением поступлений из фонда содействия реформирования ЖКХ на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в результате досрочного завершения программы. По итогам текущего года, в соответствии с законом о бюджете региона на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, ННД ожидаются на уровне 44,4 млрд рублей, что выше уровня отчетного года на 4,1%.
Расходы региона за 2022 год выросли на 23,1% по сравнению с 2021 годом и составили 119,6 млрд рублей. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в отчетном году было направлено 77,3 млрд рублей, что выше уровня 2021 года на 8,8%. Гибкость расходной части бюджета региона оценивается на высоком уровне, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2022 году составила 15,6%. В абсолютном выражении капитальные расходы увеличились на 7,5 млрд рублей или в 1,7 раза и составили 18,6 млрд рублей, что обусловлено увеличением субсидий из федерального бюджета на строительство объектов капитального характера, в том числе в связи с ростом цен на строительные ресурсы, а также началом реализации мероприятий в рамках федерального проекта «Сохранение озера Байкал». За семь месяцев текущего года расходы бюджета увеличились на 11,8%, в том числе расходы социального характера увеличились на 0,7%. Наибольший рост расходов наблюдался на национальную экономику (в 1,4 раза) в связи с реализацией крупных проектов в сфере дорожно-транспортного хозяйства, охрану окружающей среды (в 16,9 раза) – модернизацией и строительством очистных сооружений для очистки загрязненных сточных вод, поступающих в водные объекты Байкальской природной территории, укреплением берегов озера Байкал, совершенствованием и развитием объектов инфраструктуры, при этом расходы на ЖКХ сократились на 29,6% в связи с ускоренным завершением региональной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда и переносом мероприятий по переселению на 2022 год с 2023 – 2024 годов. По итогам 2023 года, в соответствии с законом о бюджете региона на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, расходы ожидаются на уровне 122,6 млрд рублей с ростом к уровню отчетного года на 2,5%.
Региональный бюджет традиционно исполняется с дефицитом. По итогам 2022 года дефицит бюджета составил 5,4 млрд рублей или 12,5% ННД. Источниками покрытия дефицита являлись остатки денежных средств на счетах, бюджетный кредит на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее – ИБК) и кредиты коммерческих банков. В 2023 году исполнение бюджета прогнозируется с дефицитом в размере 9,8 млрд рублей или 22,1% ННД. Без учета остатков денежных средств на счетах, ИБК и казначейского кредита на опережающее финансирование расходных обязательств дефицит бюджета прогнозируется на уровне 14,1% ННД. Источниками финансирования дефицита будут являться коммерческие заимствования в форме банковских кредитов.
Долг региона в отчетном году увеличился в 1,5 раза и на отчетную дату составил 23,4 млрд рублей, долговая нагрузка увеличилась на 11,5 п. п. и составила 54,9% (без учета ИБК долговая нагрузка составила 51,3%). Увеличение долга связано с привлечением бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов и на замещение рыночных заимствований муниципальных образований региона, а также с привлечением банковских кредитов на финансирование дефицита бюджета региона в конце года. В 2023 году прогнозируется рост долга в 1,4 раза до 32,8 млрд рублей в связи с получением очередного транша инфраструктурного бюджетного кредита, казначейского кредита на опережающее финансирование расходных обязательств, а также с необходимостью финансирования прогнозируемого дефицита бюджета. Долговая нагрузка по итогам года ожидается на уровне 73,9% (без учета ИБК и кредита на опережающее финансовое обеспечение расходных обязательств долговая нагрузка составит 63,3%). Долговой портфель на отчетную дату был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла 83,0%, банковских кредитов – 16,7% и гарантийных обязательств – 0,3%. По итогам текущего года кардинальных изменений в структуре долгового портфеля не ожидается. Эффективное управление долгом, а также преобладание в долговом портфеле бюджетного долга в отчетном году способствовало низким расходам на его обслуживание: отношение расходов на обслуживание долга к ННД на 01.01.2023 составило 0,3%, что положительно повлияло на рейтинговую оценку. По итогам текущего года данный показатель ожидается на уровне 0,2%. График погашения обязательств оценивается положительно, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.07.2023 составляет 10,8% от совокупного долга региона, в течение 13–24 месяцев – 2,1%. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах, открытых кредитных линий и доступа к казначейским кредитам.
Объем доходов бюджета по итогам 2022 года, составил 114,3 млрд рублей, объем расходов бюджета – 119,6 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Республики Бурятия был впервые опубликован 08.11.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 20.03.2023.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Бурятия, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Бурятия принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Бурятия дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.