Москва, 5 сентября 2023 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Карелия на уровне ruВВВ-, прогноз по рейтингу стабильный.
Республика Карелия (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Северо-Западного федерального округа. Площадь территории региона составляет 180,5 тыс. кв. км, административный центр – г. Петрозаводск. Экономика региона имеет диверсифицированную структуру с упором на добычу полезных ископаемых, обрабатывающие производства, транспортировку и хранение. В структуре обрабатывающего производства преобладает лесопромышленный комплекс, пищевая промышленность, металлургический комплекс, производство машин, транспортных средств и оборудования. Республика обладает значительными запасами лесных и минерально-сырьевых ресурсов. Природные ресурсы региона составляют основу ее инвестиционного потенциала.
Республика характеризуется низкими размерными характеристиками: объем ВРП в 2022 году (далее – отчетный год), по оценке региона, составил 0,4 трлн рублей, что ниже уровня 2021 года на 4,0% в сопоставимых ценах в связи с негативными последствиями введенных санкций. По итогам 2023 года регион ожидает ВРП на уровне 2022 года в сопоставимых ценах. В отчетном году наблюдалось снижение промышленного производства – индекс промышленного производства составил 93,2%, что обусловлено текущей геополитической обстановкой и санкционным давлением. В текущем году тенденции прошлого года сохранились, при этом наблюдается замедление темпов снижения промышленного производства. За январь-июль 2023 года индекс промышленного производства составил 98,0%. Во всех отраслях промышленности, кроме добывающего сектора, наблюдается отрицательная динамика: обрабатывающие производства (-4,2%), деятельность организаций по обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (-6,8%), водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (-2,4%). Негативное влияние в обрабатывающих производствах оказали такие виды экономической деятельности, как производство напитков, обработка древесины и производство изделий из дерева, производство бумаги и бумажных изделий, производство химических веществ и химических продуктов, металлургическое производство и др. По итогам 2023 года регион ожидает индекс промышленного производства на уровне 101,0%.
Положительно оценивается уровень ВРП на душу населения, который по расчетам агентства по итогам 2022 года составил 0,7 млн рублей. Давление на рейтинговую оценку оказывает низкая численность населения и ее отрицательная динамика. На 01.01.2023 (далее – отчетная дата) численность населения с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года составила 527,9 тыс. человек и снизилась к уровню аналогичной даты прошлого года на 0,8%, чему способствовала естественная убыль населения. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние 3 года сложилось на умеренном уровне и составило 2,6. Среднедушевые денежные доходы населения в 2022 году увеличились на 11,2% до 44,5 тыс. рублей, величина прожиточного минимума в отчетном году была установлена в размере 16,6 тыс. рублей. По итогам текущего года регионом ожидается увеличение среднедушевых денежных доходов населения на 6,2% до 47,3 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена на уровне 17,9 тыс. рублей, что выше значения прошлого года на 7,6%. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2022 года сложился на умерено низком уровне – 5,8%, что ниже уровня 2021 года на 0,8 п. п. За апрель-июнь текущего года уровень безработицы составил 5,3%, по итогам 2023 года c учетом фактической динамики безработица ожидается регионом на уровне 5,7%. Объем инвестиций в основной капитал по итогам отчетного года увеличился на 3,7% в сопоставимых ценах к уровню 2021 года до 95,6 млрд рублей. Отношение объема инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года находилось на умеренно низком уровне и составило 20,3%. Инвестиции в основной капитал в первом квартале 2023 года составили 10,4 млрд рублей и в сопоставимых ценах снизились на 32,0% к уровню первого квартала 2022 года, что в основном обусловлено введением санкций на фоне геополитической обстановки, сохранением высокого уровня цен на продукцию (работы, услуги) инвестиционного назначения, а также «эффектом высокой базы» первого квартала предыдущего года. По итогам 2023 года объем инвестиций в основной капитал регионом прогнозируется на уровне 103 млрд рублей.
По итогам 2022 года республиканский бюджет характеризовался умеренно высокой зависимостью от трансфертов из федерального бюджета. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах регионального бюджета снизилась на 2,7 п. п. и составила 52,1% в связи с увеличением поступлений межбюджетных трансфертов и снижением поступлений по ННД. За 2022 год доходы регионального бюджета выросли на 2,9% по сравнению с 2021 годом, поступления по ННД снизились на 2,2% и были недовыполнены на 8,4%, что в основном связано со снижением поступлений по налогу на прибыль организаций в 1,4 раза. Отрицательная динамика по налогу обусловлена высокой базой 2021 года в связи с поступлением единоразового платежа от крупнейшего налогоплательщика региона – ответственного участника консолидированной группы, а также ростом произведенных возвратов налога в отчетном году. За вычетом указанного единоразового платежа ННД в отчетном году увеличились на 12,4%. Диверсификация налоговой базы региона в 2022 году находилась на высоком уровне: доля крупнейшего налогоплательщика составила 5,2% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 22,1% налоговых доходов регионального бюджета. За 7 месяцев текущего года доходы региона приросли на 10,2%, в том числе ННД на 11,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В структуре налоговых доходов по всем бюджетообразующим налогам наблюдается положительная динамика, наибольшая сложилась по НДФЛ (+10,1%), налогу на имущество организаций (в 1,6 раза) и налогу на добычу полезных ископаемых (в 1,7 раза). Рост поступлений по НДФЛ в основном обусловлен увеличением минимального размера оплаты труда с 1 января 2023 года на 6,3%; по налогу на имущество организаций – введением в эксплуатацию новых объектов крупнейшей энергопередающей организации в ноябре 2022 года; по налогу на добычу полезных ископаемых – ростом налогооблагаемой базы, а также за счет роста поступления налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых в результате доначисления сумм налога за прошлые периоды по предприятиям, осуществляющим производство щебня, в связи с изменением порядка налогообложения налога при его добыче. По итогам текущего года, в соответствии с законом о бюджете региона на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, ННД ожидаются в объеме 46,2 млрд рублей с ростом к уровню отчетного года на 18,0%, что обусловлено адаптацией основных отраслей к деятельности в условиях введения внешних ограничений.
Расходы регионального бюджета в 2022 году выросли на 18,2% по сравнению с 2021 годом. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в отчетном году было направлено 47,2 млрд рублей, что формировало 57,4% всех расходов региона. Гибкость расходной части бюджета региона оценивается на высоком уровне, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2022 году составила 16,8%. За январь-июль текущего года расходы бюджета приросли на 12,4%, в том числе расходы социального характера увеличились на 20,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наибольший рост расходов пришелся на образование (+23,4%) и здравоохранение (в 1,6 раза), что в основном обусловлено строительством ряда объектов системы образования и здравоохранения. По итогам 2023 года регионом прогнозируется рост расходов на 3,3% до 84,9 млрд рублей, в том числе капитальные расходы ожидаются с ростом на 23,8% в связи со строительством и реконструкцией объектов водоснабжения и водоотведения, газоснабжения в рамках ФЦП и началом строительства детского сада в пгт Калевала.
Региональный бюджет по итогам 2022 года был исполнен с дефицитом в размере 7,0 млрд рублей или 17,9% ННД, без учета остатков денежных средств на счетах и бюджетного кредита на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее – ИБК) дефицит бюджета составил 5,3 млрд рублей или 13,5% ННД. Источниками покрытия дефицита являлись кредиты коммерческих банков. В 2023 году исполнение бюджета прогнозируется с дефицитом в размере 5,6 млрд рублей или 12,2% ННД. Без учета задействования остатков средств на счетах региона, ИБК и казначейского кредита на опережающее финансирование расходных обязательств дефицит прогнозируется на уровне 3,3 млрд рублей или 7,1% ННД, который будет покрыт за счет коммерческих заимствований в форме банковских и облигационных займов, а также поступлений средств от продажи акций.
Долговая нагрузка по итогам отчетного года оценивается на умеренном уровне, долг региона на 01.01.2023 увеличился в 1,4 раза и составил 27,4 млрд рублей, долговая нагрузка увеличилась на 18,3 п. п. (без учета ИБК) и составила 67,9%. Рост долга связан с привлечением бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов и на замещение рыночных заимствований муниципальных образований региона, а также с привлечением банковских кредитов на финансирование дефицита бюджета региона в конце года. В текущем году прогнозируется рост долга на 14,1% до 31,2 млрд рублей в связи с получением очередного транша ИБК, казначейского кредита на опережающее финансирование расходных обязательств, а также с необходимостью финансирования прогнозируемого дефицита бюджета, при этом ожидается снижение долговой нагрузки на 6,5 п. п. до 61,3% (без учета ИБК и кредита на опережающее финансовое обеспечение расходных обязательств) в связи с прогнозируемым увеличением поступлений по ННД. Долговой портфель на отчетную дату был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, их доля составляла 72,9%, банковские кредиты формировали 24,2% от общего объема долга, облигационные займы – 2,9%. По итогам текущего года кардинальных изменений в структуре долга не ожидается. Преобладание бюджетных кредитов в структуре долгового портфеля в отчетном году способствовало низким расходам на обслуживание долга: отношение расходов на обслуживание долга к ННД составило 0,4%, что оказало поддержку рейтинговой оценке. По итогам 2023 года данный показатель ожидается на уровне 1,0% ННД. График погашения обязательств оценивается на умеренном уровне, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.07.2023 составляет 20,8% от совокупного долга региона, в течение 13–24 месяцев – 8,3%. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах, открытых кредитных линий и доступа к казначейским кредитам.
Объем доходов бюджета по итогам 2022 года составил 75,2 млрд рублей, объем расходов бюджета – 82,2 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Республики Карелия был впервые опубликован 31.10.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 04.04.2023.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/previous (вступила в силу 02.09.2022).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Карелия, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Карелия принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Карелия дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.