Москва, 20 марта 2023 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Бурятия на уровне ruBBB+, прогноз по рейтингу стабильный.
Республика Бурятия (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Дальневосточного федерального округа. Площадь территории региона составляет 351 тыс. кв. км, административный центр – г. Улан-Удэ. Экономика региона является высокодиверсифицированной, её ключевыми секторами выступают обрабатывающие производства, государственное управление и обеспечение военной безопасности, а также оптовая и розничная торговля. Основную долю обрабатывающих производств составляют производство прочих транспортных средств и оборудования, пищевых продуктов, бумаги и бумажных изделий.
Республика характеризуется низкими размерными характеристиками: объём ВРП в 2022 году (далее – отчетный год) увеличился на 1,8% к уровню 2021 года в сопоставимых ценах и составил 0,4 трлн рублей. По итогам 2023 года ожидается рост ВРП на 1,3% в сопоставимых ценах. В 2022 году регион стал одним из лидеров по росту промышленного производства – индекс промышленного производства составил 110,5%. В структуре промышленного производства положительная динамика наблюдалась по всем отраслям: добыча полезных ископаемых (+5,6%), в том числе добыча прочих полезных ископаемых (+38,5%), обрабатывающие производства (+10,1%) в связи с увеличением производства пищевых продуктов (+1,5%), прочей неметаллической минеральной продукции (+1,9%), резиновых и пластмассовых изделий (в 1,6 раза), обработки древесины и производства изделий из дерева и пробки, кроме мебели (+3,1%) и пр., деятельность организаций по обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (+24,1%) и осуществляющих водоснабжение, водоотведение, организацию сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (+3,3%). По итогам 2023 года регион прогнозирует индекс промышленного производства на уровне 107,1%.
ВРП на душу населения агентством оценивается на умеренно высоком уровне. По итогам 2022 года показатель прирос на 4,5% к уровню 2021 года в действующих ценах и сложился на уровне 0,4 млн рублей. Давление на рейтинговую оценку оказывает умеренно низкая численность населения, по предварительным данным, с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года, численность населения на 01.01.2023 (далее – отчетная дата) составила 975,2 тыс. человек и снизилась к уровню аналогичной даты прошлого года на 0,3%. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние 3 года сложилось на низком уровне и составило 2,3. Среднедушевые денежные доходы населения за 2022 год сложились на уровне 32,7 тыс. рублей, величина прожиточного минимума в отчетном году установлена в размере 15,2 тыс. рублей. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2022 года снизился на 2,2 п. п. и составил 7,3%. Несмотря на значительное снижение, показатель все еще находится на умеренно высоком уровне и оказывает давление на рейтинговую оценку. Снижению безработицы способствовали принятые меры Правительства региона по снижению уровня безработицы, а также рост самозанятых граждан, число которых в отчетном году увеличилось в 2 раза и составило 21,6 тыс. человек.
Объем инвестиций в основной капитал по итогам отчетного года составил 106,1 млрд рублей, что выше уровня 2021 года на 26,2% в сопоставимых ценах. Высокому приросту данных инвестиций способствовало строительство горно-обогатительного комбината «Озерный» на базе месторождения полиметаллических руд Озерное, строительство предприятия по отработке месторождений урана Хиагдинского рудного поля, освоение Калюмного участка сынныритов, а также реализация инвестиционных программ АО «РЖД» и субъектов естественных монополий в сфере энергетики. Отношение объема инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года сложилось на умеренно высоком уровне и составило 24,4%. По итогам 2023 года, в соответствии с прогнозом социально-экономического развития региона на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, инвестиции в основной капитал ожидаются на уровне 109,6 млрд рублей. На территории республики действуют промышленные площадки, особая экономическая зона, территории социально-экономического развития, способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.
Агентство отмечает высокую зависимость республиканского бюджета от трансфертов по итогам 2022 года. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах регионального бюджета снизилась на 0,6 п. п. и составила 37,3% в связи с увеличением поступлений межбюджетных трансфертов на 17,1%. За 2022 год доходы регионального бюджета выросли на 18,5% по сравнению с 2021 годом, в том числе ННД – на 16,8%. Положительная динамика наблюдалась как по налоговым (+16,1%), так и неналоговым (+39,0%) доходам. В структуре налоговых доходов наибольший рост сложился по акцизам (+34,5%) в связи с увеличением нормативов распределения доходов по акцизам на нефтепродукты для региона в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги», НДФЛ (+34,4%) – ростом фонда заработной платы и единоразовым поступлением крупного платежа с доходов за 2021 год и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+27,0%) – увеличением количества налогоплательщиков, при этом поступления по налогу на прибыль организации сократились на 2,0%. По неналоговым доходам рост связан в основном с увеличением поступлений от операций по управлению остатками на казначейском счете более чем в 16 раз. Диверсификация налоговой базы региона по итогам отчетного года оценивается на умеренно высоком уровне: доля крупнейшего налогоплательщика составила 8,6%, на долю 10-ти крупнейших налогоплательщиков пришлось 26,1% налоговых доходов. По итогам текущего года, в соответствии с законом о бюджете региона на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, ННД ожидаются на уровне 41,9 млрд рублей, что ниже уровня отчетного года на 1,8%.
Расходы региона за 2022 год выросли на 23,1% по сравнению с 2021 годом и составили 119,6 млрд рублей. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в отчетном году было направлено 77,3 млрд рублей, что выше уровня 2021 года на 8,8%. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах республиканского бюджета снизился на 8,6 п. п., что связано с сокращением расходов на здравоохранение (-20,2%) и физическую культуру и спорт (-30,9%), а также с увеличением расходов на ЖКХ (в 2 раза) и национальную экономику (в 1,4 раза). Гибкость расходной части бюджета региона оценивается на высоком уровне, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2022 году составила 14,0%. В абсолютном выражении капитальные расходы увеличились в 1,5 раза и составили 16,8 млрд рублей, что обусловлено увеличением субсидий из федерального бюджета на строительство объектов капитального характера, в том числе в связи с ростом цен на строительные ресурсы, а также началом реализации реконструкции правобережных очистных сооружений канализации г. Улан -Удэ в рамках федерального проекта «Сохранение озера Байкал». По итогам 2023 года, в соответствии с законом о бюджете региона на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, ожидается сокращение расходов на 3,4% до 115,6 млрд рублей.
Региональный бюджет традиционно исполняется с дефицитом. По итогам 2022 года дефицит бюджета составил 5,4 млрд рублей или 12,5% ННД. Источниками покрытия дефицита являлись остатки денежных средств на счетах, бюджетный кредит на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов и кредиты коммерческих банков. В 2023 году исполнение бюджета прогнозируется с дефицитом в размере 7,6 млрд рублей или 18,2% ННД. Без учета остатков денежных средств на счетах и бюджетных кредитов, предоставляемых из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, дефицит бюджета прогнозируется на уровне 13,9% ННД. Источниками финансирования дефицита будут являться коммерческие заимствования в форме банковских и облигационных займов.
Долг региона в отчетном году увеличился в 1,5 раза и на отчетную дату составил 23,4 млрд рублей, долговая нагрузка увеличилась на 7,9 п. п. (без учета инфраструктурного кредита) и составила 51,3%. Увеличение долга связано с привлечением бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов и на замещение рыночных заимствований муниципальных образований региона в объеме 2,2 млрд рублей, а также с привлечением банковских кредитов на финансирование дефицита бюджета региона в конце года. В 2023 году прогнозируется рост долга на 33,8% до 31,4 млрд рублей в связи с получением очередного транша бюджетного инфраструктурного кредита, а также с необходимостью финансирования прогнозируемого дефицита бюджета, долговая нагрузка ожидается на уровне 67,9% (без учета инфраструктурного кредита). Долговой портфель на отчетную дату был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла 83,0%, банковских кредитов – 16,7% и гарантийных обязательств – 0,3%. По итогам текущего года ожидается изменение структуры долга, бюджетные кредиты будут формировать 65,4% от общего объема долгового портфеля, банковские кредиты – 28,2%, облигационные займы – 6,4% и гарантийные обязательства – 0,3%. Эффективное управление долгом, а также преобладание в долговом портфеле бюджетного долга в отчетном году способствовало низким расходам на его обслуживание: отношение расходов на обслуживание долга к ННД на 01.01.2023 составило 0,3%, что положительно повлияло на рейтинговую оценку. По итогам текущего года данный показатель ожидается на уровне 0,4%. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах, открытых кредитных линий и доступа к казначейским кредитам.
Объем доходов бюджета по итогам 2022 года, составил 114,3 млрд рублей, объем расходов бюджета – 119,6 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Республики Бурятия был впервые опубликован 08.11.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 23.09.2022.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Бурятия, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Бурятия принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Бурятия дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.