Москва, 13 июня 2023 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности проектной компании ООО «Магистраль двух столиц» на уровне ruAA, прогноз по рейтингу стабильный.
ООО «Магистраль двух столиц» (далее – компания) осуществляет проект строительства и дальнейшей эксплуатации на платной основе скоростной автомобильной дороги М-11 «Москва - Санкт-Петербург» на участке км 543 - км 684 по схеме концессионного соглашения с ГК «Автодор» (ruAA+, стаб.). В ноябре 2019 года были введены в эксплуатацию 7 и 8 этапы «Скоростной автомобильной дороги «Москва – Санкт-Петербург» (М-11) на участках км 543 – км 646 и км 646 – км 684. Однако в связи с тем, что акт приемки завершенной строительством автомобильной дороги был подписан приемочной комиссией только в декабре 2021 г., в течение периода с ноября 2019 г. по декабрь 2021 г. был установлен переходный период, в течение которого концедент уплачивал компании эксплуатационные платежи, но в меньшем объеме, чем первоначально планировалось. В связи со стартом эксплуатационного этапа проекта и завершением переходного периода агентство отмечает низкие риски проектирования и технологии проекта.
В рамках концессионного соглашения компании предоставлялся капитальный грант, покрывающий более 70% всех необходимых затрат на строительство и расцениваемый агентством как квазикапитал. Таким образом, с учетом субординированных займов от акционеров соотношение собственных источников и средств концедента к совокупному финансированию с учетом обслуживания долга и банковских комиссий составляет 75%, что положительно влияет на рейтинговую оценку.
Агентство положительно оценивает уровень законтрактованности проекта, поскольку основной риск на эксплуатационной стадии - риск трафика - принят на себя концедентом, в то время как концессионеру предоставляются гарантированные платежи на обслуживание старшего долга. Платежи концедента согласно условиям соглашения, подлежат индексации на уровень инфляции, что элиминирует процентные риски - ставка по купонам облигаций на эксплуатационном этапе является плавающей и привязана к индексу потребительских цен. Также отмечается отсутствие валютных рисков в связи с рублевыми долговыми обязательствами. Риск повышения стоимости эксплуатации проекта в результате значительного роста инфляции в 2022 г. был нивелирован ростом поступлений от эксплуатационных платежей, размер которых привязан к индексу потребительских цен, и наличием прямых операторских соглашений с регламентированным изменением стоимости услуг. Проведение первых плановых ремонтов дороги станет основным фактором роста эксплуатационных расходов в 2023 году, что приведет к снижению уровня прогнозного операционного денежного потока проекта. Однако, показатели покрытия обслуживания старшего долга остатками на счетах, включая резервные, и операционным денежным потоком останутся на комфортных уровнях: прогнозные минимальные значения показателей обслуживания долга DSCR и ISCR на период реализации проекта до момента полного погашения старшего долга составят 1,4 и 2,2 соответственно.
Агентство обращает внимание, что проект подразумевает частичное рефинансирование долга в 2030 г. Погашение старшего долга в 2030 г. может быть реализовано при условии формирования достаточного объема резервов в сумме 5,2 млрд руб. в 2026-2029 гг. и получения рефинансирования в размере 7,6 млрд руб. Агентство отмечает отсутствие регламентированного порядка по формированию резервов, согласно документации проекта, но в оценке полагается на соблюдение планов финансовой модели.
Все платежи, за исключением связанных с обслуживанием старшего долга (неуменьшаемый инвестиционный платёж концедента), подвержены риску корректировок на штрафы за несоответствие возводимого объекта техническим требованиям. В конце 2022 года компания завершила судебный спор с ГК «Автодор» по ранее выставленным штрафам, связанным с нарушением сроков сдачи проекта в эксплуатацию, на сумму 1,8 млрд руб., из которых 0,6 млрд руб. ГК «Автодор» удержала в 2021 г. при перечислении эксплуатационных платежей. По условиям соглашения из ранее удержанных платежей ГК «Автодор» вернет компании 0,4 млрд руб. до конца 1 квартала 2025 года. Также компания завершила в 1-м квартале 2023 года зеркальный судебный процесс с подрядчиком (ICA – совместное предприятие турецкой IC Ictas и итальянской Astaldi), которому были перевыставлены указанные штрафы. Подрядчик перечислил компании в соответствии с условиями соглашения 0,9 млрд руб. и полностью вышел из проекта, переуступив свою долю в уставном капитале генеральному директору компании. Ранее из-за наличия обеспечительных мер по банковским гарантиям, связанных с судебным спором с подрядчиком, была нарушена ковенанта по долговым обязательствам компании, что давало возможность кредитору предъявить требования по уплате долга к досрочному погашению. В связи с завершением указанных судебных споров с 2023 года компания больше не нарушает ковенант, предусмотренных соглашениями о предоставлении долга. Планируется, что в МСФО отчетности за 6 месяцев 2023 года будет отражена обратная реклассификация краткосрочного долга компании в долгосрочный. Агентство положительно оценивает завершение судебных споров компании и их влияние на свободный денежный поток. Коэффициент прогнозной ликвидности на горизонте 18 месяцев с начала 2023 года, рассчитываемый как отношение доступных источников ликвидности к затратам и расходам на обслуживание старшего долга, составил 2,4, что оценивается агентством как высокий уровень.
При оценке показателей обслуживания долга в текущих периодах агентство не учитывало возможные погашения субординированного долга, т.к. у него нет установленного графика погашения как по основному долгу, так и по процентам. Агентство отмечает планы компании по частичному досрочному погашению субординированных займов в 2023 году, контрактный срок погашения которых – 2041 год.
Агентство умеренно позитивно оценивает качество корпоративного управления компании в связи с завершением судебных споров и выходом подрядчика из проекта. При оценке рейтинга агентством также учитывался значительный опыт акционеров в реализации различных проектов в формате государственно-частного партнерства и высокий уровень внешней экспертизы.
Агентство невысоко оценивает уровень страхового покрытия имущества, что оказывает сдерживающее влияние на рейтинг. Компания страхует 100% стоимости искусственных сооружений и строительно-монтажных работ, а также 1% от стоимости автомобильной дороги. Объём страхового покрытия имущества определен концессионным соглашением.
По данным отчетности ООО «Магистраль двух столиц» по стандартам МСФО активы компании на 31.12.2022 составляли 26,8 млрд руб., дефицит собственного капитала – 3,5 млрд руб.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг ООО «Магистраль двух столиц» был впервые опубликован 30.04.2015. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 22.06.2022.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты присвоения или последнего пересмотра.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности проектным компаниям https://raexpert.ru/ratings/methods/current/ (вступила в силу 20.12.2022).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ООО «Магистраль двух столиц», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ООО «Магистраль двух столиц» принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ООО «Магистраль двух столиц» дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.