Москва, 28 июля 2023 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Ненецкого автономного округа на уровне ruА+, прогноз по рейтингу стабильный.
Ненецкий автономный округ (далее – округ, регион) является отдельным субъектом РФ, при этом входит в состав Архангельской области и расположен в Северо-Западном федеральном округе. Площадь территории региона составляет 176,8 тыс. кв. км, административный центр – г. Нарьян-Мар. На территории региона расположена часть Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, округ входит в топ-5 регионов России по добыче нефти, а разведанные запасы нефти и газа региона в настоящее время имеют низкую степень выработанности. Экономика округа характеризуется высокой концентрацией на добыче полезных ископаемых, доля которой в ВРП за 2022 год, по данным региона, составила 78,9%.
Социально-экономическое положение округа оценивается агентством сдержанно. Объем ВРП за 2022 год (далее – отчетный год), по оценке региона, составил 476,3 млрд рублей, что на 0,9% выше уровня 2021 года в сопоставимых ценах. По итогам 2023 года ВРП регионом ожидается ниже уровня отчетного года на 0,6% в сопоставимых ценах. В отчетном году в регионе наблюдался рост промышленного производства – индекс промышленного производства по итогам 2022 года составил 112,3%. За 5 месяцев текущего года индекс промышленного производства составил 94,2% к уровню января-мая 2022 года. Спад производства наблюдается в секторе добычи полезных ископаемых (-5,9%) и обрабатывающих производств (-11,0%). В добывающем секторе снижение производства связано с уменьшением добычи сырой нефти и природного газа, а также предоставлением услуг в области добычи полезных ископаемых. По итогам текущего года в соответствии с прогнозом социально-экономического развития региона на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов индекс промышленного производства ожидается на уровне 96,8%.
Регион характеризуется высоким уровнем ВРП на душу населения и по значению данного показателя находится на первом месте среди субъектов РФ, что обусловлено низкой численностью населения. По расчетам агентства, в 2022 году данный показатель составил 11,5 млн рублей, увеличившись на 25,7% относительно уровня 2021 года в действующих ценах. Численность населения за последний год снизилась на 0,1% и на 01.01.2023 (далее – отчетная дата) с учетом итогов переписи населения в 2020 году составила 41,4 тыс. человек. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние 3 года сложилось на высоком уровне и составило 4,0. Среднедушевые денежные доходы населения в 2022 году увеличились на 20,2% к уровню 2021 года и составили 103,9 тыс. рублей, величина прожиточного минимума была установлена в размере 25,4 тыс. рублей и превышала значение 2021 года на 14,4%. В 2023 году ожидается рост доходов населения на 11,4%, величина прожиточного минимума установлена в размере 26,8 тыс. рублей. Среднегодовой уровень безработицы по итогам отчетного года увеличился на 0,3 п. п. и составил 7,4%, что оказало давление на рейтинговую оценку. По итогам 2023 года регионом ожидается снижение безработицы до 6,7%.
Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2022 года составил 85,5 млрд рублей, что выше уровня 2021 года на 4,5% в сопоставимых ценах. Среднее отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года сложилось на умеренном уровне и составило 22,4%. В первом квартале текущего года положительная динамика инвестиционной активности сохранилась: инвестиции в основной капитал увеличились к аналогичному уровню 2022 года на 1,8% в сопоставимых ценах и составили 19,5 млрд рублей. Основной объем инвестиций в экономику округа стабильно направляется на освоение месторождений нефти. По итогам 2023 года объем инвестиций прогнозируется на уровне 95,8 млрд рублей.
Округ характеризуется высоким уровнем бюджетной обеспеченности, по итогам 2022 года доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов окружного бюджета увеличилась на 5,7 п. п. к уровню 2021 года и составила 76,7%, что позитивно отразилось на рейтинговой оценке. За отчетный год доходы регионального бюджета выросли на 14,9% по сравнению с 2021 годом, в том числе ННД приросли на 24,1% и превысили бюджетные назначения на 6,7%, трансферты сократились на 8,3%. Положительная динамика наблюдалась как по налоговым (+10,8%), так и по неналоговым (в 1,4 раза) доходам. Доходная часть бюджета округа характеризуется высокой зависимостью от крупнейшего налогоплательщика, по итогам 2022 года на его долю приходилось 19,6% налоговых доходов бюджета региона, на долю 10 крупнейших налогоплательщиков пришлось 81,2%. За первое полугодие текущего года поступления по ННД сократились на 32,1% к аналогичному периоду 2022 года. Отрицательная динамика наблюдалась как по налоговым (-13,4%), так и по неналоговым (в 2,1 раза) доходам. По налоговым доходам снижение в основном обусловлено уменьшением поступлений по налогу на прибыль организаций (в 1,5 раза) от крупных налогоплательщиков нефтяной отрасли в связи с волатильностью котировок на нефть и курса доллара. По неналоговым доходам – снижением доходов в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении соглашения о разделе продукции по проекту «Харьягинское месторождение» (в 2,3 раза) в связи со снижением цены на нефть, а также с увеличением объема возмещаемых затрат при выполнении соглашения о разделе продукции по данному проекту. По итогам 2023 года, в соответствии с законом о бюджете региона на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, прогнозируется уменьшение поступлений ННД до 19,9 млрд рублей или на 21,9% по сравнению с 2022 годом, что обусловлено снижением прогнозного объема добычи нефти и цены на нефть марки «Юралс» на фоне нестабильной геополитической и макроэкономической ситуации в стране.
Расходы региона в 2022 году увеличились на 7,2% по сравнению с 2021 годом и составили 28,6 млрд рублей. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в отчетном году было направлено 14,1 млрд рублей, что сформировало 49,5% всех расходов бюджета. Доля капитальных расходов по итогам 2022 года снизилась на 6,3 п. п. и составила 22,0%, несмотря на это гибкость расходов бюджета остается на высоком уровне и оказывает положительное влияние на рейтинговую оценку. В абсолютном выражении капитальные расходы по итогам отчетного года сложились в размере 6,3 млрд рублей, что на 16,8% ниже предыдущего года. За январь-июнь текущего года расходы окружного бюджета сократились на 4,2%, что в основном обусловлено снижением расходов на национальную экономику на 30,0% или на 1,9 млрд рублей в связи с завершением строительства автомобильной дороги Нарьян-Мар – Усинск. Социальные расходы по итогам первого полугодия текущего года увеличились на 7,6% и составили 7,2 млрд рублей. Положительная динамика наблюдается по всем видам расходов социального блока, наибольшая сложилась по образованию (+6,1%). По итогам текущего года регионом ожидаются расходы на уровне 29,0 млрд рублей, что выше уровня 2022 года на 1,6%, при этом капитальные расходы прогнозируются со снижением на 24,8%, что также связано с завершением строительства автомобильной дороги Нарьян-Мар – Усинск.
Исполнение бюджета по итогам 2022 года оценивается положительно, региональный бюджет был исполнен с профицитом, который составил 4,7 млрд рублей или 18,5% ННД. В соответствии с законом о бюджете региона на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, исполнение бюджета в текущем году ожидается с дефицитом в размере 5,5 млрд рублей или 27,5% ННД. За вычетом остатков денежных средств на счетах на начало года, дефицит бюджета ожидается на уровне 9,5% ННД, источниками покрытия которого будут являться банковские кредиты.
По состоянию на 01.01.2023 долговой портфель региона характеризовался низким уровнем долговой нагрузки. Объем совокупных долговых обязательств на отчетную дату увеличился на 8,1% и составил 0,9 млрд рублей, при этом долговая нагрузка снизилась на 0,5 п. п и составила 3,4%, что обусловлено ростом ННД. Увеличение долга связано с привлечением бюджетного кредита из федерального бюджета на замещение рыночных заимствований региона и муниципальных образований. По предоставленным данным, в 2023 году ожидается рост долга в 3,2 раза до 2,8 млрд рублей, долговая нагрузка увеличится до 13,9% ННД, при этом будет находиться на комфортном уровне и не будет оказывать давления на рейтинговую оценку. Увеличение долга обусловлено необходимостью финансирования прогнозируемого дефицита бюджета. На 01.01.2023 в структуре долгового портфеля наибольшую долю занимали бюджетные кредиты – 53,8%, облигационные обязательства формировали 46,2%. По итогам 2023 года ожидается изменение в структуре долгового портфеля: доля банковских кредитов составит 76,0%, бюджетные кредиты будут формировать 16,8% от общего объема долгового портфеля и облигационные займы – 7,2%. Небольшой объем долга в отчетном году способствовал низким расходам на его обслуживание: отношение расходов на обслуживание долга к ННД в 2022 году составило 0,2% ННД, что оказало поддержку рейтинговой оценке. Регион имеет остатки денежных средств на счетах, открытые кредитные линии, а также доступ к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.
Объем доходов бюджета по итогам 2022 года составил 33,3 млрд рублей, объем расходов – 28,6 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Ненецкого автономного округа был впервые опубликован 25.09.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 03.02.2023.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов и экономики Ненецкого автономного округа, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация Ненецкого автономного округа принимала участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Ненецкому автономному округу дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.