Москва, 5 февраля 2021 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Адыгея на уровне ruBBB. Прогноз по рейтингу – стабильный.
Республика Адыгея (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Южного федерального округа. Площадь территории региона составляет 7,8 тыс. кв. км, административный центр – г. Майкоп. Адыгея не имеет границ с другими субъектами Российской Федерации и находится в пределах территории Краснодарского края. Экономика региона имеет диверсифицированную структуру с упором на обрабатывающие производства, оптовую и розничную торговлю, а также сельское хозяйство, основными составляющими которого являются растениеводство (60%) и животноводство (40%). Около 37% территории республики занимают леса, а лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность относятся к крупнейшим отраслям промышленности региона. Помимо этого, территория республики богата углеводородным сырьем (природный газ, нефть и газовый конденсат), значительными запасами минерально-сырьевых ресурсов.
Субъект характеризуется низкими размерными характеристиками: объем ВРП за 2020 год (далее – отчетный год), по оценке региона, составил 113,9 млрд рублей, что на 1 млрд рублей меньше, чем годом ранее. Социально-экономическое положение региона оценивается агентством консервативно. Агентство отмечает низкий уровень показателя ВРП на душу населения, который, по оценке региона, по итогам 2020 года составил 242 тыс. рублей. Рейтинговую оценку ограничивает демографическая ситуация: коэффициент демографической нагрузки на 01.01.2021 составил по предварительным данным 0,795. Динамика численности населения в течение последних 3 лет носит положительный характер и составила 2,9%, но тем не менее остается на низком уровне. Численность населения республики по состоянию на 01.01.2021 достигла по предварительным данным 466,3 тыс. чел. Ситуация на рынке труда отличается высоким уровнем безработицы, что оказывает негативное влияние на рейтинговую оценку. Безработица снизилась с 9,0% в 2016 году до 8,2% в 2019 году, однако по итогам отчетного года возросла по предварительным данным до 8,5%
Давление на рейтинг оказывает низкая доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в структуре доходов региона. В результате возросшего объема безвозмездных поступлений в 1,5 раза и снижения налоговых и неналоговых поступлений на 2% год к году, доля ННД снизилась с 46% по итогам 2019 года до 35% по итогам 2020 года. Налоговые и неналоговые доходы республики преимущественно формируются за счет налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), налога на прибыль организаций и акцизов, в частности, на алкогольную продукцию и доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты (топливо). В результате негативного влияния коронакризиса снизились поступления по налогу на прибыль организаций на 18,3%. В то же время поступления по акцизам по подакцизным товарам выросли на 11,1%, по НДФЛ – на 1%. Расходные обязательства увеличились на 29,7%. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность. Бюджет региона по итогам года был исполнен с дефицитом в 6,4% ННД или 700 млн рублей. Источниками покрытия дефицита стали бюджетные кредиты, привлеченные в конце года на полугодовой срок.
Для региона характерна низкая долговая нагрузка, что оказывает положительное влияние на уровень рейтинга. Отношение долга к ННД на 01.01.2021 за предшествующие 12 месяцев составило 37,6%, совокупные обязательства региона на отчетную дату составили 4,1 млрд рублей. В конце отчетного года республика воспользовалась рефинансированием кредитов УФК бюджетными кредитами и получила кредит на сумму 656 млн рублей срочностью на полгода. Таким образом по итогам года долговой портфель на 57,5% представлен бюджетными кредитами, остальная часть – это кредиты от ПАО «Сбербанк России». Такая структура долга определяет низкие расходы на обслуживание долга – по итогам 2020 года отношение расходов на обслуживание долга к ННД составило всего 1,2%. График погашения обязательств оценивается как умеренно комфортный. Пик рефинансирования придется на июль 2021 года, когда будет необходимо погашать бюджетный кредит. Коммерческие кредиты подлежат погашению в 2022-2023 гг.
Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2020 года составил 31,2 млрд рублей, объем расходов – 31,9 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Республики Адыгея был впервые опубликован 24.05.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 14.08.2020.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Адыгея, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Адыгея принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Адыгея дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.