Москва, 13 апреля 2021 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Калининградской области на уровне ruА-. Прогноз по рейтингу – стабильный.
Калининградская область (далее – область, регион) – субъект Российской Федерации, расположенный в Северо-Западном федеральном округе, граничащий с Польшей и Литвой и не имеющий сухопутных границ с остальной частью страны. Площадь территории региона составляет 15,1 тыс. кв. км, административный центр – г. Калининград. Экономика региона является высокодиверсифицированной с упором на обрабатывающую промышленность, доля которой в ВРП за 2019 год составила около 20,7%. Особенностью экономики области является то, что в ней действуют различные производства, связанные с географическим положением региона: янтарные производства, рыбная ловля, добыча полезных ископаемых, а также сфера услуг для иностранцев из соседних регионов.
Регион характеризуется невысокими размерными характеристиками: объем ВРП в 2020 году составил, по оценке региона, 518,5 млрд рублей, что в сопоставимых ценах ниже уровня 2019 года на 4,3%. По итогам 2021 года ожидается рост ВРП до 556,3 млрд рублей. Кризисные явления негативно отразились на промышленном производстве региона, являющегося его ведущей сферой экономики. Индекс промышленного производства по итогам 2020 года составил 93,5%. На снижение индекса наибольшее влияние оказало снижением объемов производства обрабатывающих производств (-6,2% к уровню 2019 года), т. к. их удельный вес в структуре отгрузки составляет около 90%. Кроме того, в структуре промышленного производства произошло снижение по всем основным отраслям: добыча полезных ископаемых сократилась на 9,1%, обеспечение электрической энергией, газом и паром – на 7,7%, водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений, кондиционирование воздуха – на 1,0%.
По итогам 2020 года, ВРП на душу населения, по расчетам агентства, составил 510,3 тыс. рублей, что на 1,1% ниже уровня 2019 года в действующих ценах. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает выросший в 2020 году на 1,5 п. п. до 5,9% среднегодовой уровень безработицы, умеренно высокий коэффициент демографической нагрузки – 0,748, невысокая динамика роста численности населения. За последние три года численность населения увеличилась на 2,5% и на 01.01.2021 составила 1019,6 тыс. человек. Кроме того, давление на рейтинговую оценку оказывает низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП по итогам 2020 года сложился в абсолютном выражении почти на уровне 2019 года и составил 78,5 млрд рублей. Отсутствие роста обусловлено изменением планов инвесторов, реализующих крупные проекты. Отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года составило порядка 19,3%. На территории области действует особая экономическая зона, промышленные площадки.
Агентство отмечает умеренно высокую зависимость областного бюджета от трансфертов по итогам 2020 года. Для целей анализа кредитоспособности региона из расчета всех показателей были элиминированы трансферты на обеспечение поддержки юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области, и резидентов особой экономической зоны. В 2020 году объем указанных трансфертов составил 51,2 млрд рублей или 41,1% совокупных доходов региона. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах регионального бюджета составила 60,9%, что на 6,8 п. п. ниже уровня 2019 года, в связи с увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку областного бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией. В структуре налоговых доходов по итогам 2020 года наибольшую долю занимали налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) – 36,4%, налог на прибыль организаций – 25,4%, налог, взимаемый в связи с применением упрощённой системы налогообложения – 12,6%. Диверсификация налоговой базы региона оценивается положительно: доля крупнейшего налогоплательщика составила 2,8% в налоговых доходах, а на долю двадцати крупнейших налогоплательщиков приходится 25,8% налоговых доходов. За 2020 год доходы бюджета региона выросли на 21,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе ННД на 9,6%, трансферты в 1,5 раза. Положительную динамику по ННД поддержали все бюджетообразующие налоги. Наибольший рост сложился по акцизам (+20,2%) и НДФЛ (13,9%). Увеличение поступлений по акцизам связано с введением дополнительных нормативов по акцизам на нефтепродукты, в соответствии с федеральным законодательством. На рост поступлений НДФЛ повлияло увеличение поступлений от дивидендов и иных, не связанных с трудовой деятельностью, доходов, а также увеличение минимального размера оплаты труда в рамках трехстороннего соглашения. По итогам 2021 года регион ожидает рост доходов на 7,7%, в том числе по ННД на 4,0%, который в первую очередь связан с изменением нормативов зачисления в бюджеты субъектов РФ по акцизам на нефтепродукты, а также с изменением на федеральном уровне принципа распределения акцизов на средние дистилляты. В структуре безвозмездных поступлений наибольший рост наблюдался по субвенциям (в 1,9 раза) и субсидиям (в 1,5 раза), в результате увеличения финансовой помощи региону на устранение последствий пандемии и поддержку экономики.
Расходы региона в 2020 году выросли на 24,6% по сравнению с 2019 годом. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в течение 2020 года было направлено 44,2 млрд рублей, что выше 2019 года на 29,4%. В структуре расходов по итогам 2020 года произошли некоторые изменения, связанные с реализацией мер по борьбе с пандемией коронавируса и ее последствиями. Так, в связи со значительным увеличением расходов по социальной политике (в 1,5 раза) произошло увеличение их удельного веса в общем объеме расходов на 3,4 п. п. Наибольшее снижение произошло по национальной экономике, ее удельный вес сократился на 1,1 п. п. Гибкость расходов бюджета оценивается агентством положительно: доля капитальных расходов в общем объеме расходов составила 12,6%.
В 2018-2019 годах бюджет региона исполнялся с профицитом. В 2020 году бюджет был исполнен с дефицитом 1,0 млрд рублей или 2,2% ННД. По итогам 2021 года регион прогнозирует исполнение бюджета с дефицитом в размере 5,6 млрд рублей или 12,0% ННД. Источниками финансирования дефицита регионального бюджета будут остатки средств на счетах, а также кредитные средства кредитных организаций. Без учета финансирования дефицита регионального бюджета за счет остатков средств на счетах дефицит прогнозируется на уровне 4,4% ННД.
Регион, по-прежнему, характеризуется умеренной долговой нагрузкой. В течение 2020 года объем государственного долга вырос на 6,8% и составил 23,3 млрд рублей, долговая нагрузка составила 52,1%, что на 1,4 п. п. ниже, чем на 01.01.2020, что связано с опережающим ростом ННД по сравнению с долгом. По итогам 2021 года ожидается рост долга до 25,2 млрд рублей, долговой нагрузки до 54,2%. Долговой портфель на начало 2021 года был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла 56,9%, банковских кредитов – 16,3%, облигационных займов – 16,8%, государственных гарантий – 10,0%. Регион демонстрирует эффективное управление долговым портфелем, внутри года погашаются банковские кредиты. Эффективное управление долгом, а также преобладание в долговом портфеле бюджетного долга способствует низким расходам на его обслуживание: отношение расходов на обслуживание долга к ННД на 01.01.2021 составило 0,6%. Регион имеет остатки денежных средств на счетах и доступ к банковским и казначейским кредитам (после погашения полугодового бюджетного кредита, полученного в конце 2020 года) для покрытия кассовых разрывов.
Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2020 года составил 124,5 млрд рублей, объем расходов – 125,5 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Калининградской области был впервые опубликован 17.11.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 20.10.2020.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Калининградской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Калининградской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Калининградской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.