Москва, 28 января 2020 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Нижегородской области на уровне ruА. По рейтингу установлен стабильный прогноз.
Нижегородская область (далее – область, регион) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Площадь территории региона составляет 76,6 тыс. кв. км, административный центр – г. Нижний Новгород. Регион представляет собой крупный индустриальный центр, характеризующийся высокодиверсифицированной экономикой с акцентом на обрабатывающие производства (около трети ВРП) и развитым ОПК. В структуре обрабатывающих производств основное место занимают нефтепереработка, металлургия и производство автотранспортных средств. Кроме того, существенную долю в структуре экономики занимают оптовая и розничная торговля, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг. Доля добывающего сектора в промышленности региона незначительна, но при этом на территории области расположено неосвоенное Лукояновское месторождение, которое входит в пятерку крупнейших россыпных месторождений титана и циркония в России, наибольший потенциал месторождения несет в себе Итмановская россыпь. Объем ВРП области за 2018 год по оценке региона составил 1 380 млрд руб., а ожидаемый прирост ВРП в действующих ценах за 2019 год (далее – отчетный год) составит около 7%. По объему ВРП область занимает 14 место среди РФ (по данным за 2017 год).
Регион развивает свой инвестиционный потенциал, выделяя в качестве одной из основных задач создание и развитие кластеров в отраслях промышленности. К действующим кластерам относится индустриальный инновационный кластер в области автомобилестроения и нефтехимии, созданный в 2015 году. В области функционируют такие ТОСЭР, как «Володарск», «Решетиха» и «Саров». В небольшой удаленности от ТОСЭР «Саров» (за пределами ЗАТО Саров) расположен государственно-частный технопарк, являющийся совместным проектом ГК «Росатом» и ФИОП «Роснано». Наряду с этим область относится к числу ведущих российских регионов по уровню развития государственно-частного партнерства. С 2014 по 2016 годы в области наблюдалось сокращение инвестиций, с 2017 года тенденция поменялась на положительную. По итогам 2018 года объем инвестиций в основной капитал за исключением бюджетных средств составил 224,8 млрд руб., что на 10,3% выше уровня 2017 года в действующих ценах. Отношение показателя к ВРП в сумме за 2016-2018 гг. в среднем составило 16,4%. По мнению агентства, у региона имеются возможности для дальнейшего восстановления инвестиционной активности бизнеса и привлечения новых инвестиций, увеличение объема которых в основной капитал (за исключением бюджетных средств) по итогам 2019 года, а также в 2020 году ожидается в размере не менее 5% в действующих ценах.
Социально-экономическое положение региона оценивается агентством сдержанно. Рейтинговую оценку ограничивает демографическая ситуация: коэффициент демографической нагрузки на 01.01.2019 (далее – отчетная дата) составил 0,836, что превышает среднее значение по РФ. Помимо этого, наблюдается отрицательная динамика численности населения – за последние 5 лет численность населения сократилась более, чем на 60 тыс. чел, по состоянию на 01.01.2019 численность населения составила 3,2 млн чел. Средняя заработная плата в области за период с января по октябрь 2019 года составила 34,4 тыс. руб., что на 7,1% выше, чем за аналогичный период 2018 года. Также агентство отмечает высокий уровень показателя ВРП на душу населения в области, который по оценке региона по итогам 2018 года составлял 427,9 тыс. руб. (годовой прирост – 10%), а по итогам 2019 года ожидается его увеличение в размере около 8%. Ситуация на рынке труда отличается низким уровнем безработицы, который стабильно поддерживается в регионе на уровне 4,2% (по МОТ) на протяжении 2017-2018 гг., что оказывает положительное влияние на рейтинговую оценку.
Нижегородская область характеризуется высоким уровнем бюджетной обеспеченности: доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД, собственные доходы) в доходах бюджета региона на протяжении 2015-2018 гг. превышает 80%, а по итогам 2019 года прогнозируется на уровне 82%. В структуре налоговых поступлений области в отчетном году преобладающее место сохраняют за собой налог на прибыль организаций (31,9%), налог на доходы физических лиц (34,9%) и акцизы (12,5%). Агентство отмечает низкие риски доходной части бюджета области и диверсифицированную налоговой базу – поступления от крупнейшего налогоплательщика не превышают 10% в налоговых доходах бюджета.
По итогам 2019 года доходы областного бюджета увеличились на 11,2% к уровню 2018 года, прирост налоговых и неналоговых доходов составил 8,7%, налога на прибыль организаций – 14,3%, НДФЛ – 6,3%, акцизов – 18,8%. Основными факторами роста собственных доходов являются как налоговое стимулирование и легализация «теневой» заработной платы, так и увеличение налоговых ставок на автомобильный бензин, дизельное топливо, средние дистилляты, и нормативов отчислений в бюджеты субъектов РФ по акцизам на «крепкий» алкоголь. Увеличение объема трансфертов из других бюджетов в отчетном году прогнозируется в размере около 32%, однако в 2019-2020 гг. в составе трансфертов будет наблюдаться тенденция к снижению доли дотаций, что связано с высокой базой 2018 года в связи с получением регионом дополнительного объема дотаций на сбалансированность из федерального бюджета.
По итогам 2019 года областной бюджет исполнен с профицитом в сумме 518,1 млн. рублей, что составило 0,3% ННД. В соответствии с законом об областном бюджете на 2019-2021 годы областной бюджет на 2019 год прогнозировался с дефицитом, который носил технический характер и был связан с направлением в течение года на увеличение расходов областного бюджета остатков средств, сложившихся по состоянию на 01.01.2019 (по итогам 2018 года профицит областного бюджета составил 7,2% ННД). Параметры областного бюджета на 2020 год предполагают бездефицитное исполнение и рост расходов на 3% в то время, как в отчетном году наблюдался значительный рост расходов региона в размере 24%. Увеличение расходов было обусловлено выполнением регионом обязательств в части реализации национальных (региональных) проектов. В структуре расходов областного бюджета традиционно преобладают расходы на социальную сферу, в числе которых в отчетном году наибольшие доли были предусмотрены законом о бюджете на социальную политику и образование в размере 25% и 24% соответственно, а также на национальную экономику – 19% всех расходов. Агентство умеренно позитивно оценивает гибкость расходной части бюджета региона – доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2017-2019 гг. составляла в среднем 6%.
Регион обладает умеренно низким уровнем долговой нагрузки, что оказывается положительное влияние на уровень рейтинга. Отношение долга на 01.01.2019 года к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 55,9%, совокупные обязательства региона на отчетную дату составили 75,1 млрд руб. В течение 2019 года объем долга региона и его структура не претерпели существенных изменений. По состоянию на 01.01.2020 долг составил 75 млрд руб. или 51,4% к ННД, что не превышает максимального значения, установленного для региона Минфином РФ в размере 58% ННД. Агентство выделяет высоко концентрированную структуру долгового портфеля области – по состоянию на 01.01.2020 наибольшая доля в размере 60% приходилась на облигации. Бюджетные и банковские кредиты на конец 2019 года составили 25% и 14% долга соответственно. Наряду с этим регионом в бюджетной и налоговой политике области был обозначен минимальный уровень долга по государственным ценным бумагам в структуре долга, равный 50% (на 2019 год и на плановый период 2020-2021 гг.).
По оценке агентства, по состоянию на 01.01.2020 на горизонте ближайших 12 месяцев к погашению приходится 34,8% долга региона, преимущественная часть которого приходится на платежи по погашению облигационных займов в сумме 13,8 млрд руб. (18,4% долга), кредитов коммерческих банков в сумме 10,3 млрд руб. (13,7% долга), а также федеральных бюджетных кредитов в сумме 2,0 млрд руб. (2,7%). Одной из приоритетных задач региона является увеличение объема долгосрочных заимствований. В 2020 году область планирует размещение облигационного займа на сумму 10 млрд руб. со сроком обращения более 5 лет. Расходы на обслуживание государственного долга региона в 2019 году оцениваются агентством в размере 2,5% (в 2018 году – 3,3%). В 2020 году регион планирует сокращать расходы на обслуживание долга за счет разового замещения кредитов коммерческих банков бюджетными кредитами на пополнение остатков средств на счете в первом квартале. Ликвидность бюджета региона оценивается агентством умеренно позитивно.
Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2019 года согласно предварительным сведениям региона об исполнении бюджета составил 179,6 млрд руб., объем расходов – 179,1 млрд руб.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Нижегородской области был впервые опубликован 05.02.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 30.07.2019.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 15.11.2019).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Нижегородской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Нижегородской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Нижегородской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.