Москва, 30 декабря 2020 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Нижегородской области на уровне ruА. Прогноз по рейтингу - стабильный.
Нижегородская область (далее – область, регион) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Регион представляет собой крупный индустриальный центр, характеризующийся диверсифицированной экономикой с акцентом на обрабатывающие производства (около трети ВРП). В структуре обрабатывающих производств основное место занимают нефтепереработка, металлургия и производство автотранспортных средств. Кроме того, существенную долю в структуре экономики занимает оптовая и розничная торговля.
Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП, по оценке, за 2019 год составил 1,5 трлн рублей, что в сопоставимых ценах на 3,0% выше результатов предыдущего года. По итогам 2020 года ожидается снижение ВРП до 1,4 трлн рублей или на 3,7% в сопоставимых ценах к уровню 2019 года, что связано с негативными последствиями распространения коронавирусной инфекции. Снижение произошло в основном за счет обрабатывающих производств, торговли, строительства и др. В январе-ноябре 2020 года наблюдается снижение промышленного производства по сравнению с аналогичным периодом 2019 года (индекс промышленного производства в январе-ноябре 2020 года составил 91,9% к соответствующему периоду предыдущего года). Наряду с коронакризисом негативное влияние на развитие промышленности оказали такие факторы, как очередная дестабилизация на мировом нефтяном рынке и, как следствие, рост курса доллара, а также проблемы с поставками комплектующих и выполнением контрактов в связи с закрытием границ. Наибольшее снижение сложилось в отраслях по производству нефтепродуктов, автотранспортных средств и металлургического производства. По итогам 2020 года регион ожидает снижение промышленного производства на 5-7%.
Показатели благосостояния региона находятся также на высоком уровне: объем ВРП на душу населения в 2019 году, по оценке, составил 461,9 тыс. рублей, среднемесячная заработная плата – 35,2 тыс. рублей, что на 6,9% выше по сравнению с 2018 годом, среднегодовой уровень безработицы – 4,1%, что ниже на 0,1 п.п. уровня 2018 года и на 0,5 п.п. среднероссийского. По итогам 2020 года ожидается рост уровня безработицы на фоне кризисных явлений до 4,8%. Давление на рейтинговую оценку оказывает негативная динамика численности населения, высокая демографическая нагрузка и низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. Коэффициент демографической нагрузки на 01.01.2020 составил 0,803, что выше среднероссийского показателя. Численность населения региона на 01.01.2020 составила 3202,9 тыс. человек, что на 0,4% ниже, чем на 01.01.2019. За последние 5 лет численность региона сократилась более чем на 60 тыс. человек. Основной причиной является естественная и миграционная убыль. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) за 2019 год составил 257,3 млрд рублей и продемонстрировал рост на 14,6% по сравнению с предыдущим годом в действующих ценах, который обусловлен существенным ростом инвестиций в крупных обрабатывающих производствах, а также в сфере связи и информационных технологиях. По итогам 2020 года ожидаются инвестиции в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в размере 273,2 млрд рублей, что соответствует уровню 2019 года в сопоставимых ценах. Среднее отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года составило порядка 16,7%.
В 2019 году регион характеризовался высоким уровнем бюджетной обеспеченности: доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах областного бюджета составляла 81,4%. По итогам 2020 года ожидается снижение доли ННД в структуре доходов на 12,4 п.п. до 69,0%. Снижение обусловлено увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией, а также прогнозируемым снижением поступлений по ННД на 1,1% по сравнению с 2019 годом. Снижение прогнозируется по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, неналоговым доходам. По итогам 2020 года ожидается рост доходов на 16,7% к 2019 году, что обусловлено ростом трансфертов почти в 2 раза. Диверсификация налоговой базы региона оценивается на высоком уровне: доля крупнейшего налогоплательщика составила 5,0% в налоговых доходах. В структуре налоговых доходов наибольшую долю по итогам 2019 года занимали налог на прибыль организаций – 33,6%, налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) – 35,8%, акцизы – 13,1%, налог на имущество организаций – 7,8%. По итогам 2020 года существенных изменений в структуре налоговых доходов не ожидается.
За десять месяцев 2020 года доходы регионального бюджета выросли на 11,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года за счет роста трансфертов в 2,1 раза, а поступления по ННД снизились на 4,7%. Значительное снижение поступлений в структуре ННД наблюдается по налогу на прибыль организаций (-7,3%), налогу на имущество организаций (-13,2%), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (-19,5%) и неналоговым доходам (-37,2%). По налогу на прибыль падение поступлений связано с приостановлением деятельности компаний и предприятий на фоне пандемии коронавируса. Снижение поступлений по налогу на имущество организаций связано с пересмотром кадастровой стоимости объектов недвижимости по решениям комиссии при Росреестре и судебными решениям, а также предоставлением на федеральном уровне мер государственной поддержки наиболее пострадавшим отраслям от коронакризиса в виде отсрочек и освобождения от уплаты налога за период с 1 апреля по 30 июня 2020 года. По налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения снижение обусловлено изменением норматива зачисления налога в областной бюджет со 100% до 80% в соответствии с законодательством области. По неналоговым доходам – в результате предоставления мер государственной поддержки наиболее пострадавшим отраслям (предоставление отсрочек по уплате арендных платежей и освобождение государственных унитарных предприятий от перечисления части прибыли в бюджет), а также поступлением в меньшем объеме средств от возврата дебиторской задолженности и штрафов. В структуре безвозмездных поступлений наибольший рост наблюдается по иным межбюджетным дотациям (в 2,2 раза) и субсидиям (в 2,6 раза), в результате увеличения финансовой помощи региону на устранение последствий пандемии и поддержку экономики.
Расходы региона в январе-октябре 2020 года выросли на 18,7% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в течение десять месяцев 2020 года было направлено 109,4 млрд рублей, что выше аналогичного периода 2019 года на 19,9%. В структуре расходов по итогам десяти месяцев 2020 года произошли изменения, связанные с реализацией мер по борьбе с пандемией коронавируса и ее последствиями. Так, в связи со значительным увеличением расходов по здравоохранению (в 1,5 раза) в январе-октябре 2020 года произошло увеличение их удельного веса в общем объеме расходов на 2,7 п.п. Наибольшее снижение удельного веса произошло по расходам на образование (-1,5 п.п.). По оценке региона, расходы областного бюджета по итогам 2020 года увеличатся почти на 29,5% по сравнению с 2019 годом и составят 231,9 млрд рублей.
Региональный бюджет в 2017-2019 гг. исполнялся с профицитом. По итогам 2019 года профицит бюджета составил 0,5 млрд рублей или 0,4% ННД. Исполнение бюджета в 2020 году ожидается с дефицитом в размере 22,3 млрд рублей или 15,4% ННД. Покрытие прогнозного дефицита планируется за счет изменения остатков на едином счете бюджета, возврата бюджетных кредитов ранее предоставленных муниципальным образованиям и заимствований в виде кредитов коммерческих банков и выпуска ценных бумаг.
Долговая нагрузка региона на 01.01.2020 оценивалась как умеренно низкая: совокупный объем долгового портфеля составил 74,7 млрд рублей или 51,3% ННД. По итогам 2020 года, при исполнении бюджета с прогнозируемым дефицитом, ожидается рост долга до 85,2 млрд рублей, долговой нагрузки до 58,9% ННД. Долговой портфель на 01.01.2020 был сформирован преимущественно из облигационных займов, доля которых составляла 60,6%, бюджетных кредитов – 25,4%, банковских кредитов – 13,8%, государственных гарантий – 0,2%. Преобладание в долговом портфеле облигационных займов оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2020 года ожидается изменение структуры долгового портфеля в связи с планируемым привлечением банковских кредитов (доля облигационных займов снизится до 48,7%, а доля банковских кредитов вырастит до 28,8%). Доля долга, предстоящего к погашению в течение 12 месяцев с 01.11.2020 составляла 38,1% от совокупного долга. В результате рефинансирования она снизилась и с 26.11.2020 на горизонте 12 месяцев составила 15,0% от совокупного долга, что говорит о умеренно комфортном графике погашения обязательств. В регионе все еще отмечается умеренно высокая стоимость фондирования: отношение расходов по обслуживанию долга к ННД за 2019 год составило 2,9%, что оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку несмотря на то, что расходы региона на обслуживание долга в 2019 году снизились на 0,2 млрд рублей. По итогам 2020 года отношение расходов на обслуживание долга к ННД ожидается на уровне 2019 года. Регион имеет открытые банковские линии и доступ к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.
Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2019 года составил 179,6 млрд рублей, объем расходов – 179,1 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Нижегородской области был впервые опубликован 05.02.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 16.07.2020.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Нижегородской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Нижегородской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Нижегородской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.