Рейтинговые действия, 16.09.2025

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг ООО «РегионСпецТранс» на уровне ruBBB-

Москва, 16 сентября 2025 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании ООО «РегионСпецТранс» на уровне ruBBB-, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности ООО «РегионСпецТранс» характеризуется умеренно слабой оценкой блока бизнес-рисков, комфортным уровнем долговой нагрузки, удовлетворительной оценкой ликвидности, высокими показателями рентабельности, умеренно низким уровнем корпоративных рисков и приемлемой транспарентностью.

ООО «РегионСпецТранс» (далее – РСТ, компания) с 2013 года осуществляет автомобильные перевозки грузов, преимущественно нефти и нефтесодержащих жидкостей, а также занимается обслуживанием месторождений на специализированных автотранспортных средствах, большая часть которых находится в собственности компании. Центральный офис компании располагается в г. Ноябрьск (Ямало-ненецкий Автономный Округ). 

Рейтинговая оценка основывается на РСБУ отчётности ООО «РегионСпецТранс».

Обоснование рейтинга

Умеренно слабая оценка блока бизнес-рисков. Агентство оценивает подверженность отрасли грузовых автоперевозок к внешним шокам как повышенную, что оказывает давление на рейтинговую оценку. Однако компания, оперируя на рынке на протяжении последних десяти лет, демонстрировала рост доходов благодаря наращиванию объемов перевозок и увеличению тарифов по ним. Преобладающая часть автопарка под управлением компании находится в собственности, что в случае корректировок ставок на перевозки, позволит комфортнее справляться с нагрузкой в рамках имеющихся лизинговых обязательств. На конец первого полугодия 2025 года из 534 транспортных средств (далее – ТС) в собственности компании находилось 353 ТС, остальные ТС были в лизинге. Наличие собственного автопарка, а также контрактная база, представленная средне- и долгосрочными договорами с крупными контрагентами, такими, как ПАО «Газпром Нефть» (ruAAA, стаб.), ПАО «НК «Роснефть» (ruAAA, стаб.) и прочими нефтегазодобывающим предприятиями, обеспечивают стабильность денежных потоков компании и оказывают поддержку рейтинговой оценке.

Отрасль грузовых автоперевозок также характеризуется невысокой капиталоемкостью и, как следствие, высокой степенью конкуренции, которую составляют в основном локальные игроки в каждом регионе. Вследствие этого агентство оценивает барьеры для входа в отрасль как низкие, что оказывает давление на рейтинговую оценку. Также в силу средних масштабов деятельности компании агентство отмечает ограниченные рыночные и конкурентные позиции. Продуктовая диверсификация оценивается удовлетворительно – подавляющая часть выручки компании формируется за счёт перевозки грузов, существенная доля приходится на перевозки нефти и нефтесодержащих жидкостей. В меньшем объеме осуществляется обслуживание месторождений и дорог, а также предоставление собственного транспорта в аренду. Наряду с этим отмечается средний уровень изношенности автопарка, состав которого ежегодно пополняется на 20-25 единиц ТС. Конкурентным преимуществом компании является тот факт, что законтрактованный гарантированный объем выручки по договорам с заказчиками более чем в 3 раза превышает выручку за 12 месяцев, закончившихся 30.06.2025 (далее – отчетный период).

Комфортный уровень долговой нагрузки. По состоянию на 30.06.2025 (далее – отчетная дата), долговой портфель компании составил 806 млн руб., уменьшившись на 17% по сравнению со значением на конец первого полугодия 2024 года. В сентябре 2024 года компания полностью погасила свои обязательства по кредитной линии в Банке ВТБ (ПАО) и впоследствии запустила дебютное размещение облигаций, которое завершилось в январе 2025 года, на сумму 237,4 млн руб. Привлечённый облигационный заём был использован для приобретения новых транспортных средств и специальной техники под заключенные договоры с заказчиками. Компания не планирует существенного увеличения долгового портфеля в среднесрочной перспективе, а использование лизинга происходит в соответствии с текущими потребностями в рамках работы по действующим договорам на оказание услуг.

Отношение долга компании к EBITDA за отчетный период составило около 1,0х, покрытие процентных платежей показателем EBITDA – 6,3х, что оказывает позитивное влияние на рейтинговую оценку. При этом более двух третей долга компании на отчетную дату было представлено краткосрочными лизинговыми обязательствами, своевременное погашение которых осуществляется за счёт собственных средств компании. Исполнение обязательств компанией по облигационному займу серии БО-01 сопровождалось единственным случаем нарушения срока выплаты купона 09.01.2025, которое было вызвано техническим сбоем в обслуживающем банке. В настоящее время компания осуществляет платежи на 1-2 дня раньше установленного срока в целях минимизации рисков несвоевременного поступления денежных средств на счета НКО АО «НРД».

При оценке подверженности компании рыночным рискам агентство принимало во внимание, что по всем новым автомобилям, приобретаемым компанией в лизинг по параллельному импорту, рублёвая стоимость растёт быстрее, чем по транспортным средствам от официальных поставщиков в РФ. Негативное изменение курса национальной валюты оказывает прямое влияние на стоимость закупаемых транспортных средств и на стоимость их обслуживания.

Удовлетворительная оценка ликвидности. По расчетам агентства, на горизонте ближайших 12 месяцев к отчетной дате имеющийся потенциал накопленной ликвидности и операционный денежный поток компании покрывают расходы по финансовому и инвестиционному направлению более, чем на 85%. Потребность компании в капитальных затратах на развитие бизнеса, предполагающих приобретение дополнительных единиц техники будет определяться заявками по контрактам, заключаемым в ходе тендеров. При возникновении такой необходимости в качестве источников дополнительной ликвидности компания рассматривает лизинг и облигационное финансирование. Вероятность их использования будет выше при изменении прогнозных объемов денежного потока от операционной деятельности в меньшую сторону. Качественная оценка ликвидности характеризуется низким, по мнению агентства, риском рефинансирования задолженности и комфортным графиком погашения. Политика управления ликвидностью оценивается как осмотрительная и стабильная. Долговой портфель компании на отчетную дату был диверсифицирован и представлен облигационным займом серии БО-01 и лизинговыми обязательствами со средним сроком погашения около трех лет. Сдерживающее влияние на качественную оценку ликвидности компании на момент рейтинговой оценки оказывает отсутствие утвержденной дивидендной политики.

Высокие показатели рентабельности. За отчетный период выручка компании сократилась на 1,5% и составила 4 959 млн руб., при этом EBITDA сократилась на 8,8%, а её маржинальность была на уровне 19,8%, что практически соответствует верхней границе бенчмарка агентства для максимальной оценки. Сокращение EBITDA в отчетном периоде произошло ввиду роста более чем на треть расходов на оплату труда в связи с расширением штата, а также вследствие увеличения материальных расходов и лизинговых платежей ввиду расширения автопарка. Агентство отмечает, что маржа компании чувствительна к объему стартовых расходов по новым тендерным контрактам, предполагающим приобретение дополнительных единиц техники и найм персонала на начальном этапе работы по проекту. При этом выручка компании имеет две компоненты: доходы от осуществления работ, объем которых гарантирован заказчиком по контракту, а также негарантированный (дополнительный) объем, периодически возникающий в течение действия договора. Наряду с этим возможности компании по наращиванию доходов, получаемых от грузоперевозок, ограничиваются существенными условиями (в т.ч. тарифы и их индексация), предъявляемыми заказчиками в конкурсной документации в ходе тендера.

Умеренно низкий уровень корпоративных рисков и приемлемая транспарентность. Агентство отмечает прозрачную структуру собственности компании. Транспарентность оценивается сдержанно ввиду того, что компания не составляет отчетность по МСФО, а также не размещает в открытом доступе иную, помимо обязательной к раскрытию, значимую информацию о результатах своей деятельности, что ограничивает информационную прозрачность для внешних пользователей. В компании отсутствует совет директоров и коллегиальный исполнительный орган, что оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. Стратегические планы компании не формализованы, однако агентство отмечает наличие финансовой модели с горизонтом планирования, охватывающим три прогнозных года. Система риск-менеджмента компании находится в стадии развития – в третьем квартале 2025 года был запущен процесс формирования отдельного структурного подразделения и разработки локальных нормативных документов по управлению рисками. Страхование ключевых для компании рисков, в том числе имущественных, используется в достаточной степени, при этом финансовая надежность страховых компаний находится на приемлемом уровне.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruBBB-

Оценка внешнего влияния: –

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг ООО «РегионСпецТранс» был впервые опубликован 20.09.2024. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 09.04.2025.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты последнего рейтингового действия.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 30.06.2025) и методология оценки внешнего влияния на кредитный рейтинг (вступила в силу 25.07.2025) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные ООО «РегионСпецТранс», а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ООО «РегионСпецТранс» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ООО «РегионСпецТранс» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Краткая информация о Компании:

НазваниеООО "РегионСпецТранс"
ИНН8905055032
ОтрасльТранспорт
ОтчетностьРСБУ
АудиторАО "Екатеринбургский Аудит-Центр"

Ключевые финансовые показатели Компании:

Показатель30.06.2024 LTM30.06.2025 LTM
Активы, млн. руб.3 2383 449
Капитал, млн. руб.1 4131 728
Выручка, млн. руб.5 0354 959
Долговые обязательства (включая факторинг и лизинг), млн. руб.861806
Долг/EBITDA0,80,8
EBITDA/%%6,96,2
EBITDA margin, %22,119,8

Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным
ООО "РегионСпецТранс"

Оценка блоков анализа

Бизнес-риски
Финансовые риски
Корпоративные риски

Контакты

По вопросам получения рейтинга

+7 (499) 418-00-39
sale@raexpert.ru

Служба внутреннего контроля

+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru

Контакты для СМИ

+7 (495) 225-34-44 (доб. 1856, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1856, 1650)
pr@raexpert.ru

Публикации по тематике


Эксперт назвал последствия пошлин США против покупателей нефти из России

РИА Новости

Лысенко предупредил о разгоне инфляции из-за пошлин США против нефти из РФ
06.08.2025

Испытание нефтью: как обвал нефтегазовых доходов повлияет на бюджет

Известия

Доходы от углеводородов рухнули на треть за полугодие
08.07.2025

Снижение доли нефтегазовых доходов говорит о снятии бюджета РФ с нефтяной иглы - эксперт

ПРАЙМ

МОСКВА, 23 ноя - РИА Новости. Снижение доли нефтегазовых доходов говорит о снятии бюджета РФ с пресловутой нефтяной иглы, таким мнением с РИА Новости поделился главный экономист рейтингового агентства "Эксперт РА" Антон Табах.
23.11.2023

Эксперты указали на рост нефтегазовых доходов бюджета России

Прайм

Эксперты указали на рост нефтегазовых доходов бюджета России из-за перерасчета экспортных цен
08.07.2023

Газпромбанк создаст агентство для расчета российских индексов цен для экспорта сырья

Forbes

Газпромбанк создаст свое ценовое агентство, выяснили "Ведомости". В перспективе с помощью нового подразделения банка у России могут появиться бенчмарки на основные экспортные товары. Индексы цен, рассчитываемые международными ценовыми агентствами, потеряли свою актуальность из-за изменения географии поставок и ограничений в предоставлении информации, считают эксперты
20.03.2023