Москва, 18 апреля 2025 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Киргизской Республики на уровне B+ по международной шкале, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности Киргизской Республики (далее – страна, республика, Киргизия) обусловлен высокими темпами роста экономики страны при текущем низком уровне экономического развития, волатильной динамикой цен и сдержанным уровнем развития банковского сектора, высокими темпами роста населения и ограниченным уровнем развития рынка труда, сильной сбалансированностью бюджета, высоким дефицитом счета текущих операций, слабой диверсификацией экспорта и умеренно высокой внешнедолговой устойчивостью. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывает низкий уровень долговой нагрузки. Рейтинговая оценка сдерживается высокой степенью зависимости от крупнейших государств-партнеров.
Киргизская Республика – государство, расположенное в центральной части Средней Азии. Площадь территории страны составляет 199,95 тыс. кв. км, столица – г. Бишкек. Ключевыми секторами экономики страны являются оптовая и розничная торговля, ремонт моторных транспортных средств и мотоциклов; обрабатывающая промышленность; сельское, лесное и рыбное хозяйство.
Обоснование рейтинга
Быстрорастущая экономика с низким уровнем развития. По итогам 2024 года ВВП Киргизии вырос на 9,0% в реальных значениях. Ускоренные темпы роста наблюдались в строительстве (+18%), деятельности гостиниц и ресторанов (+28,3%), а также в оптовой и розничной торговле, ремонте автомобилей и мотоциклов (+16,3%). Импульс строительной отрасли придает расширяющаяся программа государственной ипотеки. Прирост промышленного производства по итогам года составил 5,6%. В обрабатывающей промышленности выпуск увеличился на 4,4%, в добывающей – на 4,0%. В 2024 году объем добычи золота на крупнейшем в стране золотодобывающем предприятии «Кумтор Голд Компани» (около 20% промпроизводства страны) снизился на 9,7%, годом ранее спад составил 17,5%. По результатам 2025 года компания планирует нарастить производство золота на 2,1%. Доля косвенных налогов в ВВП снизилась с 15,6% годом ранее до 14,5%, что связано с замедлением процессов трансформации торговых потоков в регионе. В 2023 году ВВП республики по ППС составлял 7,1 тыс. долларов.
Волатильная динамика цен и сдержанный уровень развития банковского сектора. С сентября 2024 года по март 2025 года в Киргизии наблюдалось усиление проинфляционной динамики. К концу марта 2025 года темпы роста цен увеличились на 3,2 п.п. относительно конца августа 2024 года и достигли уровня 7,0% г/г. Ускорение инфляции связано с сильным потребительским спросом, ростом издержек организаций на рабочую силу (прирост реальных зарплат +7,3% в 2024 году), импортированием инфляции из России и Казахстана и повышением регулируемых государством тарифов (в октябре 2024 года тарифы на электроэнергию выросли на 18,5%). Центральный банк в условиях взросшего инфляционного давления с июня 2024 года приостановил процесс снижения ставок. По состоянию на 1 апреля 2025 года учетная ставка составила 9%. Активы банков к концу 2024 года достигли 53,5% ВВП, годом ранее данный показатель составлял 50,0%. Доля просроченных кредитов в портфеле банков в конце 2024 года составила 2,5%.
Относительно высокие темпы роста населения и ограниченный уровень развития рынка труда. За 2024 год население страны увеличилось на 1,7%, составив на начало 2024 года 7,3 млн человек. У страны умеренно высокая демографическая нагрузка – доля населения вне возрастной группы 15-64 лет в 2023 году составила 38%. Уровень общей безработицы по состоянию на конец 2024 года составил 4,1%. Низкая безработица обусловлена высокой численностью работающих за рубежом трудовых мигрантов. Уровень развития человеческого капитала в стране находится на умеренно высоком уровне – индекс человеческого развития в 2022 году составил 0,701.
Низкий уровень долговой нагрузки. Государственный долг Киргизии представлен преимущественно внешними обязательствами – по состоянию на 1 января 2025 года на них пришлось 68,8% всего долга. На льготные кредиты приходится 98,6% внешних заимствований. В отношении к доходам бюджета совокупный размер госдолга на 1 января 2025 года составил 123,5% (в отношении к ВВП – 37,6%). Отношение процентных расходов к доходам бюджета в 2024 году было на уровне 3,9%.
Сильная сбалансированность бюджета. Доходы бюджета в 2024 году увеличились на 18,3% до 464,0 млрд сомов (налоговые доходы – на 18,5% до 348,9 млрд сомов), расходы – на 12,6% до 427,1 млрд сомов. В 2024 году сильный рост наблюдался по налогам на международную торговлю и операции (+48,1% г/г до 42,0 млрд сомов), что связано с введением в июле 2024 года сборов за таможенный транзит товаров. В то же самое время доходы от НДС на товары, ввозимые на территорию республики в связи с падением объемов товарного импорта показали снижение на 1,9% до 114,8 млрд сомов (прирост на 34,2% годом ранее). Поступления от НДС на производимые на территории республики товары возросли на 33,7% до 31,2 млрд. В 2,3 раза до 22,4 млрд сомов увеличились доходы от налогов по специальным режимам – сказалось сочетание активизации потребительского спроса и отмена с 1 января 2024 года патентной системы на торговую деятельность. Опережающий рост доходов позволил стране повысить бюджетное сальдо. В 2024 году профицит составил 2,4% от ВВП против 1,0% в 2023 году. Негативное воздействие на рейтинговую оценку оказывает существенная зависимость бюджета от торговой и логистической активности в регионе.
Высокий дефицит счета текущих операций, слабая диверсификация экспорта. За 9 месяцев 2024 года дефицит торгового баланса республики сократился с 6,2 млрд долларов до 5,9 млрд долларов годом ранее (увеличение экспорта с 3,6 млрд долларов до 5,4 млрд долларов, импорта – с 9,8 млрд долларов до 11,4 млрд долларов). Экспорт страны слабо диверсифицирован. В структуре экспорта преобладает продукция низкой степени переработки. В 2024 году из 3,8 млрд долларов товарного экспорта около 36,7% пришлось на золото, 9% экспорта было представлено сырьём непродовольственным, кроме топлива; 10,3% – пищевыми продуктами и живыми животными; 7,2% – минеральным топливом, смазочными маслами и аналогичными материалами. Чистые вторичные доходы за 9 месяцев 2024 года не смотря на отток трудовых мигрантов из России (350 тыс. зарегистрированных мигрантов в конце 2024 года против 650 тыс. годом ранее) выросли с 1,63 млрд долларов до 2,06 млрд долларов. Отношение скользящего годового показателя дефицита счета текущих операций к ВВП по состоянию на конец 3 квартала 2024 года снизилось на 6 п. п. г/г., и составило 37,7%, оставшись на крайне высоких уровнях.
Умеренно высокая внешнедолговая устойчивость. По состоянию на конец 2023 года совокупный внешний долг за вычетом межфирменной задолженности по прямому инвестированию составлял 8,5 млрд долларов, к концу 3 квартала 2024 года объем обязательств данного типа возрос до 9,8 млрд долларов. В отношении к годовому экспорту внешний долг в начале 2024 года составлял 153,4%, к концу 3 квартала 2024 года этот показатель снизился до 133,2%. По состоянию на середину 2024 года отношение предстоящих в течение 12 месяцев выплат процентов к экспорту за прошедшие 12 месяцев было на уровне 1,8%. На тот момент отношение золотовалютных резервов к внешнему долгу к погашению и процентам по внешнему долгу в течение 12 месяцев составляло 172,3%. Золотовалютные резервы страны быстро растут: по итогам февраля 2025 года они сложились в размере 5,3 млрд долларов, увеличившись на 2,0 млрд г/г.
Низкий уровень институционального развития. Система защиты гражданских и экономических прав и свобод, несмотря на предпринимаемые органами власти меры, пока еще ограничено развита. Разделение властей реализовано в недостаточной степени. Присутствуют отдельные общественные проблемы, способные приводить к нарастанию социальной напряженности.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Киргизской Республики был впервые опубликован 26.08.2013. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 31.10.2024.
Кредитный рейтинг присвоен по международной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась Методология присвоения рейтингов кредитоспособности суверенным правительствам https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 21.11.2024).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись статистические данные государственных органов страны, а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Присвоенный кредитный рейтинг является незапрошенным, Кабинет Министров Киргизской Республики и иные органы государственной власти не принимали участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Киргизской Республике дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
Краткая информация о стране:
Название | Киргизская Республика |
Глава государства | Садыр Нургожоевич Жапаров |
Основные отрасли экономики страны | Оптовая и розничная торговля, ремонт моторных транспортных средств и мотоциклов; сельское, лесное и рыбное хозяйство; обрабатывающая промышленность |
Площадь | 199 951 кв. км. |
Численность населения | 7,3 млн человек (на 01.01.2025) |
Ключевые финансовые показатели:
Показатель | 2022 | 2023 | 2024 |
Доходы бюджета, млрд сомов | 300,7 | 392,1 | 464,0 |
темпы прироста, % | 43,3 | 30,4 | 18,3 |
Расходы бюджета, млрд сомов | 311,1 | 379,5 | 427,1 |
темпы прироста, % | 47,0 | 22,0 | 12,6 |
Дефицит/профицит бюджета к ВВП, % | -1,0 | 1,0 | 2,4 |
Процентные расходы по госдолгу к доходам бюджета, % | 3,6 | 3,5 | 3,9 |
01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | |
Долг, млрд сомов | 448,0 | 559,5 | 573,3 |
Отношение госдолга к ВВП, % | 46.8 | 42,0 | 37,6 |
Отношение госдолга к доходам бюджета за прошедшие 12 месяцев, % | 158,9 | 142,7 | 123,6 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по открытым данным
Ключевые экономические показатели:
Показатель | 2022 | 2023 | 2024 |
Валовый внутренний продукт, млрд сомов | 1 021 | 1 334 | 1 523 |
Темпы прироста реального ВВП, % | 9,0 | 9,0 | 9,0 |
Темпы потребинфляции на конец года, % | 14,7 | 7,3 | 6,3 |
Уровень безработицы, % | 4,9 | 4,9 | 4,1 |
01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | |
Численность населения, млн чел. | 7,0 | 7,2 | 7,3 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по открытым данным
Ключевые показатели внешнего сектора:
Показатель | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
Экспорт, млрд $ | 3,13 | 2,44 | 3,29 | 5,52 |
темпы прироста, % | -21,8 | 34,68 | 10,22 | 52,04 |
Импорт, млрд $ | 4,06 | 5,93 | 10,66 | 14,45 |
темпы прироста, % | -28,65 | 46,02 | 79,75 | 35,64 |
Сальдо торгового баланса к ВВП, % | -19,53 | -28,50 | -57,91 | -63,89 |
Чистые первичные + вторичные доходы, млрд $ | 1,99 | 1,90 | 1,85 | 2,12 |
Сальдо СТО, млрд $ | 0,37 | -0,74 | -5,18 | -6,82 |
Сальдо СТО к ВВП, % | 4,52 | -7,99 | -42,69 | -48,76 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по открытым данным
Связанные отчеты
Мировая инфляция: «мягкая посадка» состояласьРынки труда в эпоху изменений: глобальные вызовы и пути их преодоленияРост экономик Центральной Азии: удачно сошлись все звезды
Контакты
По вопросам получения рейтинга
+7 (499) 418-00-39
sale@raexpert.ru
Служба внутреннего контроля
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru
Контакты для СМИ
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1856, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1856, 1650)
pr@raexpert.ru