Рейтинговые действия, 26.04.2024

«Эксперт РА» выразил независимое мнение о продолжении соответствия облигаций 74 выпуска Городского облигационного (внутреннего) займа Москвы принципам зеленых облигаций и критериям зеленого финансового инструмента.

Москва, 26 апреля 2024 г.

Следуя методологии выражения независимого заключения о соответствии облигаций принципам зеленых облигаций (second party opinion) агентство «Эксперт РА» подтверждает, что 74 выпуск облигаций  Городского облигационного (внутреннего) займа Москвы (далее – Облигации) и проекты, финансируемые за счет средств от размещения Облигаций, продолжают соответствовать принципам зеленых облигаций (GBP) Международной ассоциации рынков капитала (ICMA) и критериям зеленого финансового инструмента в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 1587 от 21.09.2021 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации» (далее – ПП №1587 от 21.09.2021).

Облигации полностью соответствуют базовым критериям принципов зеленых инвестиций, а именно:

  • использование средств;
  • процедура отбора проектов и транспарентность эмитента на предварительном этапе;
  • обособленность учета;
  • раскрытие информации.

Также выпуск Облигаций соответствует критериям ПП №1587 от 21.09.2021, а именно:

  • соответствие таксономии зеленых проектов;
  • выполнение критериев зеленого финансового инструмента.

Для формирования независимого заключения Правительство Москвы (далее – Правительство Москвы, Эмитент, Город) представило всю необходимую информацию. В ходе работы Агентство не выявило признаков недостоверности в представленных материалах.

Правительство Москвы выпустило Облигации с целью финансирования зеленых проектов, к которым относятся замена автобусного парка на электробусы, а также развитие линий метро. Указанные проекты раскрыты в опубликованной Концепции зеленых облигаций на сайте Эмитента.

Параметры выпуска:

Тип ценной бумаги Документарные ценные бумаги с обязательным централизованным хранением; облигации являются именными государственными ценными бумагами города Москвы; размещение облигаций осуществлялось на организованных торгах; по облигациям предусмотрена выплата купонного дохода
Регистрационный номер выпуска RU26074MOS0 от 27.04.2021
Объем эмиссии 70 млрд руб.
Дата начала размещения 27.05.2021
Дата погашения 18.05.2028

Обоснование мнения

Использование средств. С 2019 по 2021 год Москва являлась единственным городом в Восточной Европе - участником пилотного проекта Организации экономического сотрудничества и развития «Территориальный подход по достижению целей устойчивого развития» (далее –ЦУР), который направлен на мониторинг достижения 17 целей устойчивого развития на уровне городов и регионов, и анализ соответствия городской политики Повестке дня в области устойчивого развития ООН. Помимо этого, Город является участником реализации Национального проекта «Экология». В городе Москве реализуются два региональных проекта, направленных на достижение национальных целей РФ - региональные проекты «Оздоровление реки Волги» и «Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами». Экологические приоритеты Москвы закреплены постановлением Правительства Москвы от 10 июля 2014 г. № 394-ПП «Об основных положениях новой экологической политики города Москвы на период до 2030 года», а основные показатели развития установлены в системе государственных программ города Москвы. Одним из 8 направлений экологической политики Города являются качественные преобразования транспортной системы, направленные на обеспечение чистоты воздуха, снижение уровня шума и значительное сокращение антропогенных выбросов. С 2012 года Городом проводится новая транспортная политика с приоритетом развития экологически чистых видов общественного транспорта. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автомобильного транспорта в городе Москве снизились до 318,5 тыс. тонн в 2022 году (в 2,9 раз от уровня 2012 года).

В 2021 году Эмитент подтвердил целевое использование эквивалента привлеченных средств от размещения Облигаций. В 2021 году Эмитент израсходовал сумму облигационного займа в полном объеме – 70 000 000,0 тыс. руб. на реализацию проектов «Замена автобусного парка города Москвы на электробусы» в размере 10 167 783,8 тыс. руб. и на «Развитие линий метро» в размере 59 832 216,2 тыс. руб. В 2022 году, а также в отчетном периоде 2023 года расходование эквивалента привлеченных средств также не осуществлялось, неиспользованный (нераспределенный на реализацию проектов) остаток средств отсутствует. На конец отчетного периода 2023 года за счет эквивалента привлеченных от размещения Облигаций средств Город приобрел 400 электробусов, введено в эксплуатацию 21 станция Большой кольцевой линии метро (далее БКЛ) и 48,2 км линий БКЛ.

Приобретаемые электробусы характеризуются меньшим объемом косвенных выбросов загрязняющих веществ в результате подзарядки, а косвенные выбросы загрязняющих веществ при выработке электроэнергии, затрачиваемой на эксплуатацию метро, более чем в 100 раз меньше выбросов загрязняющих веществ автотранспорта в расчете на одного пассажира (соотношение выбросов актуализировано исходя из фактических показателей пассажиропотока в Москве по итогам 2023 года).

Результатом развития общественного транспорта является отказ жителей от ежедневных поездок на личных автомобилях, который сокращает выбросы парниковых газов и загрязняющих веществ. На конец отчетного периода 2023 года суммарный пассажиропоток БКЛ в рабочий день составляет более 1,1 млн пассажиров в сутки, в том числе 716 тыс. пассажиров в сутки на открытых в рамках проекта станциях.

Реализуемые проекты позволяют снизить негативное воздействие на окружающую среду. Замена 400 дизельных автобусов электробусами обеспечивает ежегодное сокращение выбросов загрязняющих веществ на территории города Москвы на 93,6 тонны, сокращение выбросов парниковых газов на 18,5 тыс. тонн. В расчете на один пассажиро-километр прямые выбросы парниковых газов от эксплуатации электробусов составляют 7,4 грамм CO2e, что соответствует критериям зеленых проектов, утвержденным ПП №1587 от 21.09.2021. Ввод в эксплуатацию 21 станции и 48,2 км линий БКЛ (включая тупики и соединительные ветки) обеспечивает снижение выбросов загрязняющих веществ на 885,5 тонн в год и снижение выбросов парниковых газов – на 20,9 тыс. тонн в год.

Таким образом, целью проектов Эмитента является смягчение последствий изменения климата и снижение загрязнения атмосферного воздуха, что соответствует международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и «зеленого» финансирования (GBP) Международной ассоциации рынков капитала (ICMA) (далее - Принципы зеленых облигаций).

Агентство также подтверждает, что заявленные Проекты соответствуют российской таксономии зеленых проектов, что позволяет признать Облигации в качестве зеленого финансового инструмента в соответствии с ПП № 1587 от 21.09.2021.

Процедура отбора проектов и транспарентность эмитента на предварительном этапе. Соблюдение и реализация заявленных целей к использованию средств от выпуска облигаций обеспечивалось созданной по распоряжению Мэра Москвы Рабочей группой по организации и сопровождению размещения облигационных займов города Москвы под председательством заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений, и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы – руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы. В обязанности утвержденной Рабочей группы входит сопровождение выпуска зеленых облигаций, представление рекомендаций по перечню финансируемых за счет зеленых облигаций проектов, по подготовке требующихся для выпуска документов, по подготовке отчетности о расходовании полученных от выпуска зеленых облигаций средств. Предварительный перечень проектов был оценен ответственными органами исполнительной власти города Москвы. Включение заявленных проектов к финансированию за счет зеленых облигаций было одобрено на заседании Рабочей группы 28 января 2021 г. Оценка проектов осуществлялась на основе значимости для достижения экологических приоритетов, соответствия принципам зеленого финансирования ICMA, рекомендациям ВЭБ.РФ и иным критериям. Таким образом, процедура отбора проектов и транспарентность Эмитента отвечает Принципам зеленых облигаций и ПП № 1587 от 21.09.2021.

Обособленность учета. В целях соблюдения и реализации заявленных целей к использованию средств от выпуска облигаций по распоряжению Мэра Москвы была создана Рабочая группа по организации и сопровождению размещения облигационных займов города Москвы. В обязанности утвержденной Рабочей группы входит сопровождение выпуска зеленых облигаций, представление рекомендаций по перечню финансируемых за счет зеленых облигаций проектов, по подготовке требующихся для выпуска документов, по подготовке отчетности о расходовании полученных от выпуска зеленых облигаций средств. Эмитент заявил, что будет направлять эквивалент полученных от размещения зеленых облигаций средств на финансирование заявленных проектов в полном объеме и формировать соответствующую отчетность об использовании средств. Дополнительно Москва будет вести учет понесенных расходов в рамках заявленных проектов и мониторинг соответствия данных расходов денежным поступлениям по облигациям на ежегодной основе. При отсутствии возможности расходования 100 % эквивалента указанных средств в течение года их привлечения Город обязуется разместить на банковских депозитах в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 21 декабря 2011 г. № 594-ПП эквивалент не израсходованного на зеленые проекты остатка средств до момента расходования.

Город Москва направил эквивалент привлеченных от размещения Облигаций средств на финансирование заявленных проектов в полном объеме в 2021 году и составил соответствующий Отчет об использовании эквивалента привлеченных от размещения «зеленых» облигаций города Москвы средств за 2021 год, который утвержден распоряжением Правительства Москвы от 27.05.2022 № 365-РП. В 2022 году расходование эквивалента привлеченных от размещения «зеленых» облигаций города Москвы средств не осуществлялось, неиспользованный (нераспределенный на реализацию проектов) остаток средств отсутствовал, был подготовлен соответствующий Отчет об использовании эквивалента привлеченных от размещения «зеленых» облигаций города Москвы средств за 2022 год, который утвержден распоряжением Правительства Москвы от 02.05.2023 № 272-РП. В отчетном периоде 2023 года расходование эквивалента привлеченных средств не осуществлялось, неиспользованный остаток средств отсутствовал. Город Москва подготовил Отчет об использовании эквивалента привлеченных от размещения «зеленых» облигаций города Москвы средств за 2023 год, который утвержден распоряжением Правительства Москвы от 17.04.2024 № 293-РП

В целях обновления подвижного состава наземного городского пассажирского транспорта общего пользования, в том числе путем приобретения электробусов, ГУП «Мосгортранс» в 2021 году за счет средств, предусмотренных Законом города Москвы от 10 декабря 2020 г. № 28 «О бюджете города Москвы на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» осуществлена закупка 400 электробусов (в том числе 350 электробусов - по договору с ПАО «КАМАЗ», 50 электробусов - по договору с ООО «Русские Автобусы – Группа ГАЗ») с оказанием услуг по их последующему сервисному обслуживанию и ремонту в течение 15 лет.

Строительство станций и линий БКЛ включено в Адресную инвестиционную программу города Москвы на 2021-2024 годы. В рамках реализации указанной Адресной инвестиционной программы города Москвы ГУП «Московский метрополитен» в 2021 году за счет бюджетных инвестиций, предусмотренных законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период, осуществляется проектирование и строительство отдельных объектов БКЛ с заключением соответствующих государственных контрактов.

Расходование привлеченных от выпуска зеленых облигаций города Москвы средств осуществлялось в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и города Москвы, а также законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Вышеперечисленные процедуры указывают на соответствие Принципам зеленых облигаций в части обособленности учета и ПП № 1587 от 21.09.2021.

Раскрытие информации. Эмитент направил эквивалент полученных от размещения Облигаций средств на финансирование заявленных проектов в полном объеме в 2021 году и сформировал соответствующую отчетность об использовании средств. В 2022 году Город подготовил Отчет об использовании эквивалента привлеченных от размещения «зеленых» облигаций города Москвы средств за 2022 год, утвержденный распоряжением Правительства Москвы от 02.05.2023 № 272-РП. В 2023 году Эмитент также подготовил Отчет об использовании эквивалента привлеченных от размещения «зеленых» облигаций города Москвы средств за 2023 год, который был утвержден распоряжением Правительства Москвы от 17.04.2024 № 293-РП. Соответствующие ежегодные отчеты по «зеленым» облигациям размещаются на портале «Открытый бюджет города Москвы» (https://budget.mos.ru/budget/debt/govbonds). Отчет об использовании эквивалента привлеченных от размещения «зеленых» облигаций города Москвы средств за 2023 год утвержден распоряжением Правительства Москвы от 17.04.2024 № 293-РП и соответствует международно признанным принципам и стандартам, в том числе принципам зеленых облигаций. Эмитент продолжит готовить ежегодные отчеты о выполнении заявленных экологических показателях до их полного достижения.

Таким образом, раскрытие информации отвечает Принципам зеленых облигаций и ПП №1587 от 21.09.2021.

Отчет доступен по ссылке.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Регуляторное раскрытие

При выражении независимого заключения о соответствии облигаций принципам зеленых облигаций применялась Методология выражения независимого заключения о соответствии облигаций принципам зеленых облигаций (second party opinion) https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 12.10.2023).

Ключевыми источниками информации, использованными в рамках анализа, являлись данные ГБУ города Москвы «Аналитический центр», Банка России, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Настоящее заключение выражает мнение АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций Компании принципам зеленых облигаций (second party opinion) исключительно на дату публикации заключения на официальном интернет-сайте АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

АО «Эксперт РА» не несет ответственности за действия Клиента в отношении выпусков облигаций, которые были признаны АО «Эксперт РА» соответствующими принципам зеленых облигаций (second party opinion) на дату публикации настоящего заключения. Настоящее заключение не является оценкой способности Компании исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать те или иные ценные бумаги, принимать инвестиционные решения.

Заключение было подготовлено на основании находящейся в распоряжении АО «Эксперт РА» информации, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной Компанией отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту.

АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с заключением АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций Компании принципам зеленых облигаций (second party opinion).

Публикации по тематике


"Эксперт РА": банки РФ в I полугодии выдали ESG-кредитов на 5,5 трлн рублей

ТАСС

Наибольшая доля приходится на кредиты, привязанные к ключевым показателям эффективности устойчивого развития, и зеленые кредиты, говорится в обзоре рейтингового агентства
15.11.2024

Доля крупных банков в ESG-кредитовании опустилась ниже 50%

Российская газета

Доля системно значимых банков (СЗКО) в ESG-кредитовании, целью которого является финансирование экологических и социальных проектов, опустилась ниже 50%. Она снижается не первый год, говорится в обзоре рейтингового агентства "Эксперт РА", с которым ознакомилась "Российская газета".
11.11.2024

"Эксперт РА": объем портфеля ESG-кредитов вырос вдвое

Ведомости

Рейтинговое агентство "Эксперт РА" оценило ESG-кредитование в первом полугодии 2024 г. в России. В исследовании приняли участие почти 70 кредитных организаций. По оценке агентства, с 1 июля 2023 г. по 1 июля 2024 г. объем портфеля ESG-кредитов вырос вдвое и достиг 5,5 трлн руб. При этом 48% составили системно значимые кредитные организации (СЗКО). Это меньше, чем годом ранее: тогда крупные банки обеспечили 70% портфеля ESG-кредитов. Аналитики отмечают, что в этом году развивается ESG-кредитование у средних и небольших по масштабу банков.
11.11.2024

IV Ежегодная конференция ESG-day, 10 октября 2024 года

10 октября 2024 года в Москве состоялась IV Ежегодная конференция ESG-day, организованная рейтинговым агентством «Эксперт РА» и аналитической компанией «Эксперт Бизнес-Решения». В мероприятии приняли участие более 200 человек. Ключевыми темами для обсуждения стали тренды развития национальной ESG-повестки 2024 году, углеродное регулирование, раскрытие нефинансовой отчетности и другие актуальные вопросы. 10.10.2024

"Эксперт РА" презентовало ежегодный рэнкинг ESG-прозрачности

Ведомости

Лидерами рэнкинга ESG-прозрачности за 2024 г., представленного 10 октября рейтинговым агентством "Эксперт РА" на IV ежегодной конференции ESG-day, остаются крупнейшие экспортеры. Это "Эн+ Групп", "Норильский Никель", "ФосАгро". Каждая из этих компаний получила максимальные два балла прозрачности по всем основным блокам: окружающая среда, общество, качество управления и стандарты нефинансовой отчетности. В топ-5 также вошли "Сбер" и МКБ с 1,98 балла каждый.
10.10.2024