Рейтинговые действия, 26.05.2023

«Эксперт РА» выразил независимое мнение о соответствии первого выпуска облигаций для населения Правительства Москвы принципам зеленых облигаций и критериям зеленого финансового инструмента.

Москва, 26 мая 2023 г.

Следуя методологии выражения независимого заключения о соответствии облигаций принципам зеленых облигаций (second party opinion) агентство «Эксперт РА» подтверждает, что планируемый первый выпуск облигаций Городского облигационного займа Москвы для населения (далее Народные облигации) и проект, финансируемый за счет средств от размещения Облигаций, соответствуют принципам зеленых облигаций (GBP) Международной ассоциации рынков капитала (ICMA) и критериям зеленого финансового инструмента в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1587 от 21.09.2021 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации» (далее – ПП №1587 от 21.09.2021).

Народные облигации полностью соответствуют базовым критериям принципов зеленых инвестиций, а именно:

  • использование средств;
  • процедура отбора проектов и транспарентность эмитента на предварительном этапе;
  • обособленность учета;
  • раскрытие информации.

Также планируемый выпуск Народных облигаций соответствует критериям ПП №1587 от 21.09.2021, а именно:

  • соответствие таксономии зеленых проектов;
  • выполнение критериев зеленого финансового инструмента.

Для формирования независимого заключения Правительство Москвы (далее – Правительство Москвы, Эмитент, Город) представило всю необходимую информацию. В ходе работы Агентство не выявило признаков недостоверности в представленных материалах.

Правительство Москвы запланировало выпуск Народных облигаций с целью финансирования городского зеленого проекта по замене автобусного парка на электробусы. Указанный проект раскрыт в Концепции зеленых облигаций (далее Концепция), утвержденной распоряжением Правительства Москвы от 23.04.2021 № 269-РП (в редакции от 23.05.2023), подлежащей публикации на сайте Эмитента.

Облигации для населения – небиржевые облигации, которые могут купить у Эмитента только физические лица (совершеннолетние граждане РФ, являющиеся налоговыми резидентами РФ). Облигации для населения города Москвы не могут быть перепроданы, но по заявке владельца Эмитент обязуется их выкупить досрочно в любое время по цене продажи.

Параметры выпуска:

Тип ценной бумаги Документарные ценные бумаги с обязательным централизованным хранением; облигации являются именными государственными ценными бумагами города Москвы
Регистрационный номер выпуска RU36001MOS0
Объем эмиссии 2 млрд руб.
Дата начала размещения 30.05.2023
Дата погашения 27.05.2025

Обоснование мнения

Использование средств. С 2019 по 2021 год Москва являлась единственным городом в Восточной Европе - участником пилотного проекта Организации экономического сотрудничества и развития (далее ОЭСР) «Территориальный подход по достижению целей устойчивого развития» (далее –ЦУР), который направлен на мониторинг достижения 17 целей устойчивого развития на уровне городов и регионов, и анализ соответствия городской политики Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года ООН. Помимо этого, Город является участником реализации Национального проекта «Экология». В городе Москве реализуются два региональных проекта, направленных на достижение национальных целей РФ - региональные проекты «Оздоровление реки Волги» и «Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами». Экологические приоритеты Москвы закреплены постановлением Правительства Москвы от 10 июля 2014 г. № 394-ПП «Об основных положениях новой экологической политики города Москвы на период до 2030 года», а основные показатели развития установлены в системе государственных программ города Москвы. Одним из 8 направлений экологической политики Города являются качественные преобразования транспортной системы, направленные на обеспечение чистоты воздуха, снижение уровня шума и значительное сокращение антропогенных выбросов. С 2012 года Городом проводится новая транспортная политика с приоритетом развития экологически чистых видов общественного транспорта. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автомобильного транспорта в городе Москве снизились до 318,5 тыс. тонн в 2022 году (в 2,9 раз от уровня 2012 года).

Эмитентом заявлено, что средства от размещения Народных облигаций будут направлены на финансирование приобретения не менее 40 электробусов. Приобретаемые электробусы характеризуются меньшим объемом косвенных выбросов загрязняющих веществ в результате подзарядки. Расходы на указанный проект в течение периода их реализации будут соответствовать или превышать поступления от выпуска Народных облигаций.

Реализуемый проект позволит снизить негативное воздействие на окружающую среду. Эксплуатация электробусов с электрическим отоплением салона, поставляемых начиная с 2022 года, не приводит к прямым выбросам парниковых газов, что соответствует критериям зеленых проектов, утвержденным ПП №1587 от 21.09.2021 (в части выброса менее 50 г CO2e/пассажиро-километр).

Таким образом, целью проектов Эмитента является смягчение последствий изменения климата и снижение загрязнения атмосферного воздуха, что соответствует международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и зеленого финансирования (GBP) Международной ассоциации рынков капитала (ICMA) (далее - Принципы зеленых облигаций).

Агентство также подтверждает, что заявленные Проекты соответствуют российской таксономии зеленых проектов, что позволяет признать Народные облигации в качестве зеленого финансового инструмента в соответствии с ПП № 1587 от 21.09.2021.

Процедура отбора проектов и транспарентность эмитента на предварительном этапе. Соблюдение и реализация заявленных целей к использованию средств от выпуска Народных облигаций обеспечивалось созданной по распоряжению Мэра Москвы Рабочей группой по организации и сопровождению размещения облигационных займов города Москвы под председательством заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений, и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы – руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы. В обязанности Рабочей группы входит сопровождение выпуска зеленых облигаций, представление рекомендаций по перечню финансируемых за счет зеленых облигаций проектов, по подготовке требующихся для выпуска документов, по подготовке отчетности о расходовании привлеченных от выпуска зеленых облигаций средств. Предварительный перечень проектов был оценен ответственными за реализацию проектов ответственными органами исполнительной власти города Москвы. Оценка проектов осуществлялась на основе значимости для достижения экологических приоритетов, соответствия принципам зеленого финансирования ICMA, рекомендациям ВЭБ.РФ и иным критериям. Включение проекта по замене автобусного парка на электробусы к финансированию за счет зеленых облигаций было одобрено на заседании Рабочей группы 28 января 2021 г. Таким образом, процедура отбора проектов и транспарентность Эмитента отвечает Принципам зеленых облигаций и ПП № 1587 от 21.09.2021.

Обособленность учета. Соблюдение и реализация заявленных целей к использованию средств от выпуска Народных облигаций обеспечивается созданной по распоряжению Мэра Москвы Рабочей группой по организации и сопровождению размещения облигационных займов города Москвы. В обязанности Рабочей группы входит сопровождение выпуска зеленых облигаций, представление рекомендаций по перечню финансируемых за счет зеленых облигаций проектов, по подготовке требующихся для выпуска документов, по подготовке отчетности о расходовании привлеченных от размещения зеленых облигаций средств. Эмитент заявил, что будет направлять эквивалент привлеченных от размещения зеленых Народных облигаций средств на финансирование заявленного проекта в полном объеме и формировать соответствующую отчетность об использовании средств. Дополнительно Москва будет вести учет понесенных расходов в рамках заявленных проектов и мониторинг соответствия данных расходов денежным поступлениям по облигациям на ежегодной основе. При отсутствии возможности расходования 100 % эквивалента указанных средств в течение года их привлечения Город обязуется разместить на банковских депозитах в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 21 декабря 2011 г. № 594-ПП «Об утверждении Порядка размещения временно свободных средств бюджета города Москвы на банковские депозиты» эквивалент не израсходованного на зеленые проекты остатка средств до момента расходования. Расходование полученных от размещения Народных облигаций средств будет осуществляться в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и города Москвы, а также законодательством, обеспечивающим конкурентный отбор поставщиков товаров, работ, услуг, используемых в процессе реализации проектов.

Вышеперечисленные процедуры указывают на соответствие Принципам зеленых облигаций в части обособленности учета и ПП № 1587 от 21.09.2021.

Раскрытие информации. Эмитент заявил, что будет направлять эквивалент привлеченных от размещения зеленых Народных облигаций средств на финансирование заявленного проекта в полном объеме и формировать соответствующую отчетность об использовании средств. Город будет готовить и размещать ежегодные отчеты по зеленым облигациям на сайте публикации бюджетной информации города Москвы до момента погашения облигаций и/или до момента завершения финансируемого проекта, включая расходование всего объема привлеченных средств и достижение целевых показателей соответствующего проекта.

Таким образом, раскрытие информации отвечает Принципам зеленых облигаций и ПП №1587 от 21.09.2021.

Отчет доступен по ссылке.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

При выражении независимого заключения о соответствии облигаций принципам зеленых облигаций применялась Методология выражения независимого заключения о соответствии облигаций принципам зеленых облигаций (second party opinion) https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 14.10.2022).

Ключевыми источниками информации, использованными в рамках анализа, являлись данные ГБУ города Москвы «Аналитический центр», Банка России, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Настоящее заключение выражает мнение АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций Компании принципам зеленых облигаций (second party opinion) исключительно на дату публикации заключения на официальном интернет-сайте АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

АО «Эксперт РА» не несет ответственности за действия Клиента в отношении выпусков облигаций, которые были признаны АО «Эксперт РА» соответствующими принципам зеленых облигаций (second party opinion) на дату публикации настоящего заключения. Настоящее заключение не является оценкой способности Компании исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать те или иные ценные бумаги, принимать инвестиционные решения.

Заключение было подготовлено на основании находящейся в распоряжении АО «Эксперт РА» информации, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной Компанией отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту.

АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с заключением АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций Компании принципам зеленых облигаций (second party opinion).

Публикации по тематике


"Эксперт РА": банки РФ в I полугодии выдали ESG-кредитов на 5,5 трлн рублей

ТАСС

Наибольшая доля приходится на кредиты, привязанные к ключевым показателям эффективности устойчивого развития, и зеленые кредиты, говорится в обзоре рейтингового агентства
15.11.2024

Доля крупных банков в ESG-кредитовании опустилась ниже 50%

Российская газета

Доля системно значимых банков (СЗКО) в ESG-кредитовании, целью которого является финансирование экологических и социальных проектов, опустилась ниже 50%. Она снижается не первый год, говорится в обзоре рейтингового агентства "Эксперт РА", с которым ознакомилась "Российская газета".
11.11.2024

"Эксперт РА": объем портфеля ESG-кредитов вырос вдвое

Ведомости

Рейтинговое агентство "Эксперт РА" оценило ESG-кредитование в первом полугодии 2024 г. в России. В исследовании приняли участие почти 70 кредитных организаций. По оценке агентства, с 1 июля 2023 г. по 1 июля 2024 г. объем портфеля ESG-кредитов вырос вдвое и достиг 5,5 трлн руб. При этом 48% составили системно значимые кредитные организации (СЗКО). Это меньше, чем годом ранее: тогда крупные банки обеспечили 70% портфеля ESG-кредитов. Аналитики отмечают, что в этом году развивается ESG-кредитование у средних и небольших по масштабу банков.
11.11.2024

IV Ежегодная конференция ESG-day, 10 октября 2024 года

10 октября 2024 года в Москве состоялась IV Ежегодная конференция ESG-day, организованная рейтинговым агентством «Эксперт РА» и аналитической компанией «Эксперт Бизнес-Решения». В мероприятии приняли участие более 200 человек. Ключевыми темами для обсуждения стали тренды развития национальной ESG-повестки 2024 году, углеродное регулирование, раскрытие нефинансовой отчетности и другие актуальные вопросы. 10.10.2024

"Эксперт РА" презентовало ежегодный рэнкинг ESG-прозрачности

Ведомости

Лидерами рэнкинга ESG-прозрачности за 2024 г., представленного 10 октября рейтинговым агентством "Эксперт РА" на IV ежегодной конференции ESG-day, остаются крупнейшие экспортеры. Это "Эн+ Групп", "Норильский Никель", "ФосАгро". Каждая из этих компаний получила максимальные два балла прозрачности по всем основным блокам: окружающая среда, общество, качество управления и стандарты нефинансовой отчетности. В топ-5 также вошли "Сбер" и МКБ с 1,98 балла каждый.
10.10.2024