Москва, 15 сентября 2022 г.
В соответствии с методологией выражения независимого заключения о соответствии облигаций принципам социальных облигаций (second party opinion) агентство «Эксперт РА» подтверждает, что выпуски облигаций Общества с ограниченной ответственностью «Специализированное общество проектного финансирования «Инфраструктурные облигации» (далее - Облигации) от 23.09.2021 и 23.12.2021 продолжают соответствовать принципам социальных облигаций (SBP) Международной ассоциации рынков капитала (ICMA).
Выпуски Облигаций полностью соответствует четырем базовым критериям Принципов социальных облигаций, а именно:
- Использование средств;
- Процесс оценки и отбора проектов;
- Управление средствами;
- Отчетность.
Для формирования независимого заключения ООО «СОПФ «Инфраструктурные облигации» (далее – Компания, Эмитент, СОПФ) предоставило всю необходимую информацию. В ходе работы Агентство не выявило признаков недостоверности в представленных материалах.
Компанией представлены документы, устанавливающие подходы АО «ДОМ.РФ» к оценке и отбору проектов, одобрению финансирования, управлению средствами, подготовке отчетности в рамках «социального» финансирования.
АО «ДОМ.РФ» учредил ООО «СОПФ «Инфраструктурные облигации», которое выступает эмитентом облигаций на рынке долгового капитала. Привлеченные средства от размещения Облигаций направляются на финансирование строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры. Механизмы и правила отбора проектов раскрыты в опубликованной Концепции социальных облигаций на сайте Эмитента.
Параметры выпусков:
Тип ценной бумаги | облигации процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав |
Регистрационный номер выпуска и дата его регистрации | 4-01-00598-R-001P от 03.06.2021 |
ISIN | RU000A103RD6 |
Объем эмиссии | 10 млрд руб. |
Дата начала размещения | 23.09.2021 |
Дата погашения | 15.11.2024 |
Тип ценной бумаги | облигации процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав |
Регистрационный номер выпуска и дата его регистрации | 4-02-00598-R-001P от 02.12.2021 |
ISIN | RU000A104AQ2 |
Объем эмиссии | 10 млрд руб. |
Дата начала размещения | 23.12.2021 |
Дата погашения | 15.11.2023 |
Обоснование мнения
Использование средств. Правительство Российской Федерации (далее – Правительство) постановлением Правительства от 31.12.2020 № 2459 утвердило правила финансирования проектов с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования (далее – Программа). Для реализации этой Программы АО «ДОМ.РФ», который является единым институтом развития в жилищной сфере, учредил ООО «Специализированное общество проектного финансирования «Инфраструктурные облигации». Основным предметом деятельности последнего является выпуск облигаций, средства от размещения которых будут направляться на финансирование строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры (далее – Проекты) или наёмных домов через предоставление займов застройщикам, дочерним обществам субъектов Российской Федерации, в т.ч. с последующей выдачей займов региональным застройщикам, концессионерам и частным партнерам. Подразумевается участие в Проектах региональных властей, в том числе путем предоставления государственной гарантии. Единственным участником СОПФ является АО «ДОМ.РФ», 100% акций которого, в свою очередь, принадлежит Российской Федерации в лице Росимущества. Цели финансируемых Проектов - строительство социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в рамках жилищного строительства или развития общегородской инфраструктуры.
СОПФ не имеет штата сотрудников, а функции единоличного исполнительного органа (генерального директора) выполняет управляющая организация - Общество с ограниченной ответственностью «ДОМ.РФ Управление активами», 100% участником которого является АО «ДОМ.РФ».
Основными задачами Программы являются:
- Доступность. Достижение целевых показателей государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»
- Развитие. Обеспечение экономического роста региона и привлечение средств широкого круга частных инвесторов
- Поддержка. Увеличение темпов строительства жилья
Виды объектов инфраструктуры, которые могут финансироваться в рамках утвержденной Программы:
- Учреждения среднего и дошкольного образования;
- Медицинские учреждения;
- Объекты дорожно-транспортной инфраструктуры, в т.ч. с приобретением транспортных средств общего пользования;
- Объекты культуры, спорта и иные объекты социально-культурного назначения или социального обслуживания населения;
- Сети инженерно-технического обеспечения, включая водоснабжение и водоотведение, водопроводно-канализационное хозяйство;
- Общегородские объекты жилищно-коммунального хозяйства, гидротехнические сооружения;
- Объекты газо-, тепло- и электроснабжения;
- Объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений;
- Общественные пространства (включая городские парковки);
- Объекты информационных технологий.
Эмитент подтвердил целевое использование привлеченных средств от размещения Облигаций за отчетные периоды – 2021 год и 6 месяцев 2022 года. За указанный период Компания, согласно установленному порядку, отобрала следующие Проекты:
- Загородный квартал «Белый хутор», Челябинская область, с объемом финансирования 1,8 млрд руб., в том числе 1,4 млрд руб. на социальную инфраструктуру и 0,4 млрд руб. на инженерную инфраструктуру. Проектом предусматривается строительство школы на 1 100 мест, детского сада на 278 мест, инженерной инфраструктуры и внутриквартальных дорог протяженностью 0,4 км. Сроки реализации проекта 2021 - 2027 гг., находится на стадии строительства.
- Микрорайон «Новая Тула», Тульская область, с объемом финансирования 3,7 млрд руб., в том числе 1,7 млрд руб. на социальную инфраструктуру и 2,0 млрд руб. на инженерную инфраструктуру. Проект предполагает строительство школы на 1 100 мест, 2 детских сада на 480 мест, инженерной инфраструктуры и внутриквартальных дорог протяженностью 25,7 км. Сроки реализации проекта 2021 - 2032 гг., социальная инфраструктура находится на стадии проектирования, инженерная инфраструктура - на стадии строительства.
- ЖК в районе аэропорта Плеханово, Тюменская область, с объемом финансирования 0,7 млрд руб. Проектом предусматривается строительство инженерной инфраструктуры и транспортной инфраструктуры (внутриквартальные дороги 1,2 км; магистральные дороги 1,4 км). Сроки реализации проекта 2021 - 2026 гг., находится на стадии строительства.
- Проект в районе проспекта Надежды Плевицкой, Курская область, с объемом финансирования 0,4 млрд руб. Проектом предусматривается строительство детского сада на 280 мест. Сроки реализации проекта 2022 - 2023 гг., на стадии проектирования.
- ЖК «УЮН-ПАРК», Сахалинская область, с объемом финансирования 5,4 млрд руб., в том числе 3,8 млрд руб. на дорожную инфраструктуру и 1,6 млрд руб. на инженерную инфраструктуру. Проект включает в себя строительство объектов электроснабжения и дорожной инфраструктуры (улицы и дороги местного значения в жилой застройке II категории, протяженностью не менее 3400 м и не более 6320 м). Сроки строительства инженерной инфраструктуры 2021 - 2028 гг., дорожной инфраструктуры - 2022 - 2028 гг.
- МКД «Микрорайон № 17», Ямало-Ненецкий автономный округ, с объемом финансирования 2,4 млрд руб. Проектом предусматривается строительство школы на 400 мест и детского сада на 240 мест. Сроки реализации проекта 2021 - 2024 гг., в настоящее время на стадии проектирования.
- Строительство централизованной системы водоснабжения и водоотведения г. Магадана с объемом финансирования 3,0 млрд руб. Проектом предполагается строительство магистрального трубопровода, квартальной распределительной и внутриплощадочной сети, водопроводных вводов, канализационного коллектора, внутриплощадочной сети, участков канализационной сети, канализационной насосной станции. Срок строительства объектов - 2022 - 2023 гг.
- Строительство социальной инфраструктуры в рамках ЖК «Квартал Звездный» в г. Якутске с объемом финансирования 2,7 млрд руб. Проектом предусматривается возведение школы на 990 мест и поликлиники на 600 посещений в смену. Сроки реализации проекта 2022 - 2025 гг., в настоящее время на стадии проектирования.
- Строительство объектов спорта в рамках ЖК «Гороховое поле» в г. Магадане с объемом финансирования 2,1 млрд руб. Проектом запланировано строительство спортивно - оздоровительного комплекса с плавательным бассейном с общей вместимостью около 750 чел. и лыжного стадиона с общей вместимостью около 600 чел. Срок строительства объектов - 2022 - 2024 гг.
- Строительство объекта социального обслуживания граждан в рамках ЖК «Гороховое поле» в г. Магадане с объемом финансирования 1,2 млрд руб. Проектом предусмотрено строительство многопрофильного центра реабилитации на 50 мест. Срок строительства объекта - 2022 - 2025 гг.
- Строительство объектов образования в рамках ЖК «Гороховое поле» в г. Магадане с объемом финансирования 4,4 млрд руб. Проектом предполагается строительство общеобразовательной школы на 1 000 мест; образовательного центра на 657 мест для учащихся дошкольного и школьного возраста, а также людей с ограниченными возможностями; образовательного центра для одаренных детей и молодёжи на 200 мест. Срок строительства объектов - 2022 - 2024 гг.
- Строительство детского сада на 340 мест на территории микрорайона «Гороховое поле» в г. Магадане с объемом финансирования 1 млрд руб. Срок строительства объекта - 2022 - 2024 гг.
- Строительство объекта спорта в рамках ЖК «Гороховое поле» в г. Магадане с объемом финансирования 1,1 млрд руб. Проектом предусмотрено строительство всесезонного трамплинного комплекса для подготовки спортивного резерва, предназначенного для оказания услуг тренировочного процесса, а также межрегиональных соревнований (общее количество зрителей – 250 человек; общее количество спортсменов – 60 человек). Срок строительства объекта - 2022 - 2024 гг.
- Строительство сетей и сооружений объектов водоснабжения и водоотведения на территории «Забелье» в г. Уфе с объемом финансирования 8,4 млрд руб. Сроки реализации проекта 2022 - 2026 гг., в настоящее время проводятся инженерные изыскания, ведутся подготовительные работы к проектированию.
- Строительство обхода г. Тольятти с мостовым переходом через р. Волгу в составе международного транспортного маршрута «Европа Западный Китай» с объемом финансирования 24,2 млрд руб. Проектом предусматривается строительство автомобильной дороги категория IБ, полос движения - 4 шт., протяженность -99,3 км (в том числе мост через реку Волга -3,7 км). Сроки реализации проекта 4 кв. 2019 г. – 3 кв. 2039 г., на стадии строительства.
- Строительство инженерной инфраструктуры на ул. Украинская в г. Нижний Новгород с объемом финансирования 1,44 млрд руб. Проектом планируется строительство магистральных коллекторов ливневой и дренажной канализации диаметром до 1000 мм, а также локальных очистных сооружений. Сроки реализации проекта 2022 - 2025 гг., в настоящее время на стадии проектирования.
Общий объем финансирования указанных Проектов составляет 199 млрд рублей, сумма одобренных займов, в т.ч. за счет эквивалента привлеченных от размещения Облигаций средств на отчетный период составляет 63,94 млрд рублей. За отчетный период Компания заключила 9 договоров займа на финансирование Проектов в 7 регионах РФ. В рамках исполнения обязательств по договорам займа Эмитент направил денежные средства, привлеченные от размещения Облигаций, на отчетную дату 30.06.2022 в объеме 176,77 млн руб. Остальные привлеченные средства от эмиссии Облигаций размещены на залоговом счете Эмитента и направляются на исполнение обязательств Эмитента по договорам займа.
Строительство объектов социальной инфраструктуры, в том числе медицинских и образовательных учреждений более чем на 5,6 тыс. мест, спортивных объектов, повышение качества и доступности инженерных сетей, развитие транспортной инфраструктуры со строительством дорог протяженностью более 130 км, повышение привлекательности регионов и их экономический рост имеют положительный социальный эффект и улучшают качество жизни всех категорий граждан. За счет реализации запланированных Проектов более 450 тыс. семей улучшат свои условия проживания, механизм обеспечит инфраструктурой 22,6 млн кв. м. вводимого жилья.
Таким образом, утвержденная Программа основана на принципах партнерства государства и бизнеса в области устойчивого развития и подразумевает создание доступной базовой инфраструктуры, новых рабочих мест, обеспечение доступа к социально значимым услугам, а также общественно-экономическое развитие и расширение социально-экономических возможностей населения. Такое использование средств соответствует Принципам социальных облигаций.
Процесс оценки и отбора проектов. Отбор Проектов инфраструктурного финансирования осуществляется Правительственной комиссией по региональному развитию в Российской Федерации (далее – Правительственная комиссия). Одним из ключевых требований для отбора Проекта является целевое финансирование строительства транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры, а также наличие экспертного заключения АО «ДОМ.РФ» о целесообразности реализации Проекта. Экспертиза Проекта проводится АО «ДОМ РФ» по ходатайству субъекта РФ, на территории которого планируется реализация Проекта. Утвержден регламент проведения экспертиз проектов. Проводится полная экспертиза проекта в целях соблюдения соответствия Проектов критериям Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2459, в частности анализ правовых и финансовых рисков проектов, анализ финансовой модели, экономической эффективности. Компанией представлены документы – выписки из протоколов заседания Комитета по рискам АО «ДОМ.РФ» о рассмотрении экспертных заключений, протоколы Межведомственной и Правительственной комиссий, решения АО «ДОМ.РФ» о согласии на предоставление СОПФ займов. Представленные документы подтверждают оценку и отбор каждого из 16 проектов в рамках «социального» финансирования. Процесс оценки и отбора Проектов отвечает Принципам социальных облигаций.
Управление средствами. Учредитель Эмитента утвердил Концепцию социальных облигаций, в которой описывается процесс управления средствами, полученных при размещении выпуска Облигаций. Схема финансирования предполагает создание специального юридического лица, СОПФ, которое является Эмитентом Облигаций. Такая схема финансирования подразумевает обособленность учета. Согласно Программе, денежные средства, полученные от размещения Облигаций, зачислены на залоговый счет Эмитента. Помимо этого, АО «ДОМ.РФ» вместе с уполномоченным банком АО «Банк ДОМ.РФ» ведут сопровождение одобренных Проектов на всех стадиях строительства, а также контроль целевого использования денежных средств, кредитный мониторинг и строительный контроль. Привлеченные средства от эмиссии Облигаций для финансирования инфраструктурных Проектов размещены на залоговом счете в рамках программы Облигаций, регистрационный номер 4-00598-R-001P от 01.04.2021 (с учетом изменений, зарегистрированных от 02.08.2021). По состоянию на 30.06.2022 заключено 9 договоров займа на строительство инфраструктуры. В рамках исполнения обязательств по договорам займа Эмитент направил денежные средства, привлеченные от размещения Облигаций, в объеме 176,77 млн руб. Порядок выдачи и учета займов регламентирован внутренними документами, регулирующими проведение экспертиз, порядка выдачи и учета займов АО «ДОМ.РФ», Банка ДОМ.РФ и СОПФ. Информация о реализации Проектов раскрывается на официальном сайте Эмитента. Таким образом, управление средствами соответствует Принципам социальных облигаций.
Отчетность. Эмитент утвердил Концепцию социальных облигаций, в которой описывается процесс раскрытия информации об использовании денежных средств и ходе исполнения Проектов. Согласно принципам Концепции информация о Проектах и использовании денежных средств раскрывается на корпоративном сайте СОПФ, и содержит тип Проектов с информацией о возводимой инфраструктуре и социальном эффекте, срок и ход реализации, объем финансирования, в т.ч. за счет эквивалента привлеченных от размещения Облигаций средств, обеспечение выданных займов. Информация также направляется в расширенном формате в адрес Межведомственной комиссии и Правительственной комиссии на ежеквартальной основе. Дополнительно раскрывается информация в отношении достижения ДОМ.РФ национальных целей развития Российской Федерации в рамках национального проекта «Жилье и городская среда», закрепленные в паспорте федерального проекта «Инфраструктурное меню, по объему выпуска инфраструктурных облигаций. Таким образом, раскрытие информации отвечает Принципам социальных облигаций.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
При выражении независимого заключения о соответствии облигаций принципам социальных облигаций применялась Методология выражения независимого заключения о соответствии облигаций принципам социальных облигаций (second party opinion) https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 27.06.2022).
Ключевыми источниками информации, использованными в рамках анализа, являлись данные АО «ДОМ.РФ», ООО «СОПФ «Инфраструктурные облигации», Банка России, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Настоящее заключение выражает мнение АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций Компании принципам социальных облигаций (second party opinion) исключительно на дату публикации заключения на официальном интернет-сайте АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
АО «Эксперт РА» не несет ответственности за действия Клиента в отношении выпусков облигаций, которые были признаны АО «Эксперт РА» соответствующими принципам социальных облигаций (second party opinion) на дату публикации настоящего заключения. Настоящее заключение не является оценкой способности Компании исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать те или иные ценные бумаги, принимать инвестиционные решения.
Заключение было подготовлено на основании находящейся в распоряжении АО «Эксперт РА» информации, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной Компанией отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту.
АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с заключением АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций Компании принципам социальных облигаций (second party opinion).