Москва, 31 октября 2024 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности Республике Узбекистан на уровне BB по международной шкале, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности Республики Узбекистан (далее – страна, республика, Узбекистан) обусловлен быстрыми темпами роста экономики при текущем уровне экономического развития ниже среднего, высокой инфляцией и умеренно развитым банковским сектором, высокими темпами роста населения и ограниченным уровнем развития рынка труда, комфортным уровнем долговой нагрузки, ограниченной сбалансированностью бюджета, приемлемой позицией по счету текущих операций, слабой диверсификацией экспорта и умеренно высокой внешнедолговой устойчивостью, а также ограниченным уровнем развитости институтов. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывает высокий уровень золотовалютных резервов. Давление оказывает низкая эффективность монетарной политики.
Республика Узбекистан – государство, расположенное в центральной части Средней Азии. Площадь территории страны составляет 448,9 тыс. кв. км, столица – г. Ташкент. Ключевыми секторами экономики страны являются сельское, лесное и рыбное хозяйство, обрабатывающая промышленность, оптовая и розничная торговля; ремонт моторных транспортных средств и мотоциклов.
Обоснование рейтинга
Быстрорастущая экономика с уровнем развития ниже среднего. По итогам 2023 года ВВП республики в реальных значениях вырос на 6,3%. Размер ВВП на душу населения по ППС достиг уровня 9,7 тыс. долларов. В первом полугодии экономика страны выросла на 6,4% относительно аналогичного периода. В сфере услуг прирост выпуска составил 12,9%, в промышленности – 7,8%, строительстве – 10,1%, сельском хозяйстве – 3,8%. Обрабатывающая промышленность показывает более быструю динамику (+9,4%): прирост в металлургии в первом полугодии – 8%, в производстве автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов – 15%, в текстильной промышленности – 10,1%.
Высокая инфляция и умеренно развитый банковский сектор. Инфляция в стране остается повышенной. С июня 2016 года годовые темпы прироста потребительских цен ни разу не опускались ниже 8%. В сентябре 2024 года инфляция составляла 10,5% (8,6% в начале года). Несмотря на отсутствие с августа 2023 года устойчивого дефляционного тренда, монетарный регулятор 26 июля 2024 года снизил ставку на 50 базисных пунктов до 13,5%. На фоне стремительного расширения банковского кредитования денежный агрегат M2 в период с 1 сентября 2023 года по 1 сентября 2024 года вырос на 21,7%. К июлю 2024 года активы банковской системы страны достигли уровня 53,7% от ВВП. Доля просроченных кредитов в стране находится на приемлемом уровне – 4,25% в среднем за 8 месяцев 2024 года.
Высокие темпы роста населения и ограниченный уровень развития рынка труда. За 2023 год население увеличилось на 2,2% г/г. Демографическая нагрузка умеренно низкая (35,5%). Уровень безработицы в стране постепенно снижается – по итогам 2023 года он составил 6,8%, против 8,9% годом ранее. Негативное воздействие на оценку фактора оказывает высокая численность работающих за рубежом трудовых мигрантов. Уровень развития человеческого капитала в стране находится на умеренно высоком уровне – индекс человеческого развития в 2023 году составил 0,727.
Комфортный уровень долговой нагрузки. По состоянию на 01.01.2024 отношение государственного долга к доходам консолидированного бюджета составило 186%. Отношение процентных расходов по государственному долгу к доходам бюджета по итогам 2023 года составило 3,8%. В 2024 году ожидается увеличение данного показателя до 6,1%, что связано с ростом ставок на международных долговых рынках. Низкий уровень рисков по госдолгу подтверждается также и тем, что на заимствования от международных институтов развития и иностранных государственных институтов приходится 86,4% от долговых обязательств Узбекистана (по состоянию на конец 2 квартала 2024 года). Помимо этого, позитивно оценивается и структура долга по срокам погашения – по 73,8% госдолга погашение предусмотрено более чем через 10 лет.
Ограниченная сбалансированность бюджета. С 2021 года у страны наблюдалась устойчивая тенденция по росту дефицита бюджета. По сравнению с 2020 годом расходы бюджета увеличились к 2023 году на 95%, а доходы – только на 74%. В 2024 году, по данным планового бюджета начала года, ожидалось незначительное улучшение балансировки: доходы в этом году должны были вырасти на 17%, а расходы на 11%. Пока по итогам первого полугодия доходы бюджета выросли на 18,3% г/г, а расходы – на 16% г/г. С учетом проциклического характера бюджета при наличии затяжного инфляционного перегрева факторы согласованности и эффективности фискальной и денежно-кредитной политики оцениваются негативно.
Приемлемая позиция по счету текущих операций, слабая диверсификация экспорта и умеренно высокая внешнедолговая устойчивость. В 2023 году дефицит торгового баланса страны увеличился с 14,7 млрд долларов до 17,6 млрд долларов (рост экспорта с 21 млрд долларов только до 25 млрд долларов, рост импорта – с 35,6 млрд долларов до 42,6 млрд долларов). Экспорт страны характеризуется низкой степенью диверсификации, а также малым уровнем переработки – с сентября 2023 года по август 2024 года 43,9% всего товарного экспорта (в стоимостном выражении FOB) пришлось на драгоценные металлы (в основном золото), 7,7% – хлопок (не сырец, а пряжа и прочее – с 2020 года страна прекратила экспортировать сырец), 4,6% – минеральное топливо, нефть и продукты её перегонки (в основном просто газ), 5,7% – овощи и корне/клубнеплоды вместе с фруктами и орехами, 5,7% – медь и изделия из неё, 4,3% – предметы одежды и принадлежности к ней трикотажные. Одновременно с падением сальдо торгового баланса сократился чистый объем полученных трансфертов – баланс вторичных доходов в 2023 году упал с 10,8 млрд долларов до 8,8 млрд долларов – на вторичных доходах негативно сказывается геополитическая неопределенность в России – главном направлении трудовой миграции жителей Узбекистана. Дефицит счета текущих операций по итогам года составил 7,8 млрд долларов или 7,6% от ВВП.
Отношение внешнего долга к экспорту в конце 2023 года составило 118,3% (внешний долг к экспорту и трансфертам – 85,3%). Позитивно на оценке устойчивости сказываются высокие показатели золотовалютных резервов Узбекистана. В июле-сентябре 2024 года на фоне роста цен на золото на мировых рынках стоимость резервов страны после длительной стагнации увеличилась на 13,2%, составив к началу октября 41,2 млрд долларов, что в 1,3 раза превышало совокупную стоимость государственного внешнего долга (определенного по состоянию на 2 квартал).
Ограниченный уровень развитости институтов. Система защиты гражданских и экономических прав и свобод, несмотря на предпринимаемые органами власти меры, пока еще ограничено развита. Разделение властей пока реализовано в недостаточной степени. Негативно на оценке социальных рисков сказываются сохраняющаяся напряженность на фоне споров о правовом статусе Каракалпакстана, а также низкий уровень жизни в ряде регионов страны.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Республике Узбекистан был впервые опубликован 21.06.2013. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 04.07.2016.
Кредитный рейтинг присвоен по международной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась Методология присвоения рейтингов кредитоспособности суверенным правительствам (вступила в силу 24.11.2023).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись статистические данные государственных органов страны, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Присвоенный кредитный рейтинг является незапрошенным, Кабинет Министров Республики Узбекистан и иные органы государственной власти не принимали участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Узбекистан дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
Краткая информация о стране:
Название | Республика Узбекистан |
Глава государства | Шавкат Миромонович Мирзиёев |
Основные отрасли экономики страны | Сельское, лесное и рыбное хозяйство, обрабатывающая промышленность, оптовая и розничная торговля; ремонт моторных транспортных средств и мотоциклов |
Площадь | 448 900 кв. км. |
Численность населения | 36,8 млн человек (на 01.01.2024) |
Ключевые финансовые показатели:
Показатель | 2021 | 2022 | 2023 |
Доходы бюджета, трлн сум | 164,8 | 201,9 | 231,7 |
темпы прироста, % | 24,0 | 22,5 | 14,8 |
Расходы бюджета, трлн сум | 188,3 | 236,7 | 281,1 |
темпы прироста, % | 30,6 | 25,7 | 18,8 |
Дефицит/профицит бюджета к ВВП, % | -2,9 | -3,5 | -4,1 |
Процентные расходы по госдолгу к доходам бюджета, % | 1,5 | 2,1 | 3,8 |
01.01.22 | 01.01.23 | 01.01.24 | |
Долг, трлн сум | 284,84 | 328,12 | 430,99 |
Отношение госдолга к ВВП, % | 33,42 | 31,88 | 34,95 |
Отношение госдолга к доходам бюджета за прошедшие 12 месяцев, % | 172,8 | 162,6 | 186,0 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по открытым данным
Ключевые экономические показатели:
Показатель | 2021 | 2022 | 2023 |
Валовый внутренний продукт, трлн сум | 820,5 | 995,6 | 1192,2 |
Темпы прироста реального ВВП, % | 8,0 | 6,0 | 6,3 |
Темпы потребинфляции на конец года, % | 10,0 | 12,3 | 8,8 |
Уровень безработицы, % | 9,6 | 8,9 | 6,8 |
01.01.22 | 01.01.23 | 01.01.24 | |
Численность населения, млн чел. | 35,27 | 36,02 | 36,80 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по открытым данным
Ключевые показатели внешнего сектора:
Показатель | 2021 | 2022 | 2023 |
Экспорт, млрд $ | 16,44 | 20,97 | 25,05 |
темпы прироста, % | 13,11 | 27,51 | 19,48 |
Импорт, млрд $ | 27,94 | 35,64 | 42,65 |
темпы прироста, % | 23,40 | 27,59 | 19,65 |
Сальдо торгового баланса к ВВП, % | -14,87 | -16,29 | -17,20 |
Чистые первичные + вторичные доходы, млрд $ | 6,60 | 11,83 | 9,80 |
Сальдо СТО, млрд $ | -4,90 | -2,85 | -7,80 |
Сальдо СТО к ВВП, % | -6,33 | -3,16 | -7,62 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по открытым данным
Связанные отчеты
Обзор банковского рынка Республики УзбекистанРост экономик Центральной Азии: удачно сошлись все звездыТранспорт и логистика: переориентация направлений и изменения в структуре
Контакты
По вопросам получения рейтинга
+7 (495) 231-70-84
sale@raexpert.ru
Служба внутреннего контроля
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru
Контакты для СМИ
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1706, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1706, 1650)
pr@raexpert.ru
Руководитель отдела по связям с общественностью
Сергей Михеев
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1650)
mikheev@raexpert.ru