Рейтинговые действия, 11.04.2024

«Эксперт РА» понизил кредитный рейтинг МКАО «ГЛОБАЛ ПОРТС ИНВЕСТМЕНТС» до уровня ruAA-

Москва, 11 апреля 2024 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» понизило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании МКАО «ГЛОБАЛ ПОРТС ИНВЕСТМЕНТС» до уровня ruAA-. Прогноз по рейтингу – стабильный. Ранее у компании действовал рейтинг на уровне ruAA со стабильным прогнозом.

Понижение рейтинга обусловлено изменением подхода агентства к оценке компании и переходом на оценку внешнего влияния. Кредитный рейтинг МКАО «ГЛОБАЛ ПОРТС ИНВЕСТМЕНТС» присвоен в соответствии с методологией оценки внешнего влияния на основе консолидированной отчетности по МСФО ООО «УК «Дело» (далее вместе с дочерними компаниями – «группа»), в состав которого входит объект рейтинга. Применение нового подхода обусловлено завершением редомициляции компании, и получением группой достаточного контроля над финансовыми потоками компании.

МКАО «ГЛОБАЛ ПОРТС ИНВЕСТМЕНТС» (ГПИ) контролирует ряд стивидорных активов по перевалке контейнерных и других видов грузов в Балтийском и Дальневосточном бассейнах. Ключевые активы группы – «Восточная стивидорная компания» (ВСК) с пропускной способностью по контейнерным грузам в 700 тыс. TEU в год (здесь и далее пропускная способность терминалов указана исходя из пропускной способности площадок по хранению) на территории порта Восточный, «Первый Контейнерный Терминал» (915 тыс. TEU) в год  и «Петролеспорт» (350 тыс. TEU в год) на территории Большого порта Санкт-Петербург. Также группа осуществляет контроль над «Усть-Лужским Контейнерным Терминалом» (235 тыс. TEU в год) на территории порта Усть-Луга. Группа управляет многофункциональным терминалом «Моби Дик» (275 тыс. TEU в год) в г. Кронштадт и логистическим парком «Янино» в Ленинградской области. По итогам 2023 года ГПИ на индивидуальной основе отчиталась о достаточно сильных финансовых и операционных показателях, соответствующих предыдущим ожиданиям агентства.

ООО «УК «Дело» - головная компания Группы компаний «Дело», крупного транспортно-логистического холдинга, управляющего морскими терминалами в Азово-Черноморском, Балтийском и Дальневосточном бассейнах, сетью железнодорожных контейнерных терминалов, парком контейнеров и фитинговых платформ. В группе контейнерными перевозками, экспедированием и перевозкой негабаритных грузов занимаются ПАО «ТрансКонтейнер» и ООО «Рускон». Стивидорное направление группы представлено ООО «ДелоПортс» и МКАО «ГПИ» (ранее - Global Ports Investments Plc). ООО «ДелоПортс» владеет контейнерным терминалом «НУТЭП», зерновым терминалом «КСК» и Сервисной Компанией «Дело», оперирующими в порту Новороссийска.

Рейтинг кредитоспособности обусловлен умеренно высокой оценкой риск-профиля отрасли, сильными рыночными и конкурентными позициями, высокой рентабельностью, комфортной долговой нагрузкой, удовлетворительной оценкой ликвидности и низкими корпоративными рисками. Агентство выделяет по рейтингу умеренный фактор поддержки со стороны контролирующего акционера компании на основании оценки условного рейтингового класса акционера, которая соответствует наивысшему уровню кредитоспособности по национальной шкале РФ, а также мнения агентства о стратегической значимости группы для акционера.

Оценка внешнего влияния

Кредитный рейтинг МКАО «ГЛОБАЛ ПОРТС ИНВЕСТМЕНТС» присвоен на основе консолидированной отчетности по МСФО Группы по совокупности следующих критериев:

  • МКАО «ГЛОБАЛ ПОРТС ИНВЕСТМЕНТС» является дочерней компанией ООО «УК «Дело» с высокой степень контроля и входит в периметр консолидации Группы;
  • На уровне материнской компании Группы действует система координации казначейских функций, позволяющая оптимизировать управление внутригрупповыми денежными потоками.

Обоснование рейтинга

Умеренно высокая оценка риск-профиля отрасли. Агентство оценивает устойчивость к внешним шокам транспортно-логистического сегмента группы как умеренно высокую. По мнению агентства, рынок контейнерных перевозок характеризуется меньшей волатильностью объемов, чем прочие сегменты транспортной отрасли. Это обусловлено высоким потенциалом роста контейнеризации грузов в России, которая отстает от показателей развитых стран, а также высокой диверсификацией грузов, которые перевозятся контейнерами. Объем доходных перевозок ПАО «ТрансКонтейнер» оставался относительно стабильным по итогам 2022 года и по оперативной статистике за 2023 год. При этом компания существенно нарастила объем EBITDA за счет роста средней ставки операторских услуг, благодаря гибкому планированию перевозок с учетом локального дефицита подвижного состава и наращиванию операций в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Кроме того, компания добилась роста финансовых результатов за счет повышения показателей эффективности использования вагонов и контейнеров и оптимизации операционных расходов. Группа планирует наращивать объемы деятельности ПАО «ТрансКонтейнер», реализуя ряд инвестиционных проектов по строительству новых железнодорожных контейнерных терминалов, а также увеличивая парк контейнеров и фитинговых платформ.       

Устойчивость к внешним шокам стивидорного сегмента группы также оценивается как умеренно высокая. В оценке заложены риски колебаний объемов перевалки контейнеров и зерна. Финансовые показатели ГПИ превышали ожидания агентства. EBITDA компании продемонстрировала рост по итогам 2022 и 2023 года, несмотря на значительное сокращение объемов перевалки в Северо-Западном бассейне в 2022 году. В 2022 году поддержку объему выручки компании оказывали разовые операции по хранению контейнеров ушедших из России крупнейших международных контейнерных линий. В 2023 году компании удалось привлечь на терминалы новых клиентов, адаптировать структуру переваливаемых грузов и нарастить удельную выручку. Объем перевалки контейнеров на терминалах компании на Северо-Западе начал активно восстанавливаться. На терминалах были запущены новые контейнерные сервисы в Китай, Индию, Бразилию, прочие страны Южной Америки и Африки, вырос объем перевалки генеральных грузов, контейнеризированных минеральных удобрений и угля. Контейнерооборот на Дальнем Востоке в 2023 году продолжает оставаться высоким, компания поэтапно реализует инвестиционный проект по увеличению пропускной способности «Восточной стивидорной компании». В Азово-Черноморском бассейне ООО «ДелоПортс» демонстрирует выраженную позитивную динамику как по перевалке контейнеров, так и в зерновом сегменте. EBITDA компании выросла по итогам 2022 года и продолжает значительно расти в текущем году на фоне привлечения новых контейнерных линий, рекордного урожая зерновых, высоких переходящих запасов зерна, использования двух глубоководных причалов на зерновом терминале и роста средних тарифных ставок. Группа продолжает реализовывать инвестиционные проекты по расширению мощностей терминалов «ДелоПортс», которые в настоящий момент функционируют на пределе пропускной способности.  

Барьеры для входа в отрасль группы оцениваются агентством как очень высокие. Повышенные барьеры для входа на рынке контейнерных перевозок объясняются значимостью эффекта масштаба и преимуществами интегрированной бизнес-модели ПАО «ТрансКонтейнер», способной удовлетворить спрос разных категорий клиентов, а также наличием развитой терминальной сети. Барьеры для входа в стивидорной отрасли обусловлены очень высокими требованиями по капитальным затратам для строительства новых портовых мощностей и физическими ограничениями по расширению мощностей действующих игроков.

Сильные рыночные и конкурентные позиции. ПАО «ТрансКонтейнер» является лидером на российском рынке контейнерных перевозок, кратно опережая по объемам доходных перевозок ближайшего конкурента. Контейнерный парк группы характеризуется умеренно низкой степенью износа. Доля крупнейшей категории товаров в структуре контейнерных грузов, химической продукции, не превышает 18%. Стивидорные активы группы также являются лидирующими на российском рынке: контейнерный и зерновой терминалы «ДелоПортс» - крупнейшие по объемам перевалки в Азово-Черноморском бассейне, терминалы ГПИ в Северо-Западном бассейне и на Дальнем Востоке занимают вторые места по объемам перевалки. В целом на компании группы «Дело» приходится около 30% портовой перевалки контейнеров и 13% портовой перевалки зерновых в России. Уникальным преимуществом группы является наличие инфраструктурных активов в трех ключевых бассейнах. Позитивное влияние на оценку оказывает умеренно низкая степень износа инфраструктурных активов, высокий уровень географической диверсификации и продуктовой диверсификация по переваливаемым грузам.

Высокая рентабельность. Маржиналность группы оценивается позитивно. Агентство предполагает возможность снижения рентабельности по EBITDA в прогнозных периодах при сохранении максимальной оценки фактора по причине изменения структуры переваливаемых грузов на ГПИ и корректировки соответствующих тарифов.   

Комфортная долговая нагрузка. Фактор долговой нагрузки оказывает позитивное влияние на уровень рейтинга при нейтральной оценке уровня процентной нагрузки. На 31.12.2022 (далее – «отчетная дата») отношение чистого долга к EBITDA группы (с учетом ретроспективной консолидации ГПИ) составило 2,4х, покрытие процентных затрат EBITDA – 3,0x. Агентство ожидает сохранения отношения чистого долга к EBITDA группы в ближайшие два года на том же уровне, предполагая, что дальнейший рост EBITDA группы за счет улучшения операционных показателей будет компенсироваться ростом объема долга, направленного на реализацию инвестиционной программы и выплату дивидендов. Будущие значения коэффициента покрытия процентных платежей EBITDA будут во многом определяться динамикой изменения ключевой ставки Банка России, так как значительная часть долгового портфеля группы имеет плавающую ставку, что несколько сдерживает оценку рыночных рисков. При этом валютные риски группы оцениваются как низкие.  

Удовлетворительная ликвидность: на горизонте года от отчетной даты операционный денежный поток с учетом остатка денежных средств на счетах и невыбранных лимитов полностью покрывают все направления использования ликвидности. Качественная оценка ликвидности группы была понижена с позитивной до нейтральной, принимая во внимание неопределенность относительно будущих распределений дивидендов в условиях отсутствия формализованной дивидендной политики. В связи с этим агентство отмечает риск роста отношения чистого долга к EBITDA группы до уровня 3-3,5х, однако не закладывает это в базовый сценарий. Вместе с тем агентство по-прежнему отмечает комфортный график погашения по долгу группы и высокий уровень диверсификации источников финансирования.

Низкие корпоративные риски. Позитивное влияние на рейтинг оказывает высокий уровень стратегического обеспечения и умеренно высокое качество корпоративного управления. В группе действует долгосрочная стратегия развития, для анализа была предоставлена детализированная долгосрочная финансовая модель. При этом в совете директоров группы отсутствуют независимые члены, в структуре управления отсутствует коллегиальный исполнительный орган. Оценка фактора качества риск-менеджмента сдерживается отсутствием коллегиального органа по управлению рисками на уровне компании и неполным страхованием подвижного состава. Оценка степени транспарентности сдерживается непубличным статусом группы, отсутствием публикаций финансовой отчетности в открытом доступе.   

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг МКАО «ГПИ» был впервые опубликован 09.06.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 10.05.2023.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты последнего рейтингового действия.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 01.08.2023) и методология оценки внешнего влияния (вступила в силу 05.02.2024) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, МКАО «ГПИ», ООО «УК «Дело», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Присвоенный кредитный рейтинг является незапрошенным, МКАО «ГПИ» принимало участие в присвоении рейтинга, лица, осуществляющие над ним контроль или оказывающие на него значительное влияние, не принимали участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало МКАО «ГПИ» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Мировая торговля алмазами упала до минимума с ковида и глобального кризиса

АЭИ Прайм

МОСКВА, 3 июл - РИА Новости. Мировая торговля алмазами в прошлом году сократилась до 72,2 миллиарда долларов - более низкие показатели в последние годы были только в разгар коронавируса и глобального финансового кризиса, следует из данных Кимберлийского процесса, которые изучило РИА Новости.
03.07.2024

Елизавета Уткина о продуктовой инфляции на Западе

Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Елизавета Уткина прокомментировала причины снижения продуктовой инфляции на Западе в программе «Рынки» на РБК ТВ 10.04.2024

Интервью Cbonds: Артем Тараканов, Softline

Представляем вашему вниманию интервью с глобальным финансовым директором компании Softline Артемом Таракановым. 03.04.2024

Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023