Рейтинговые действия, 27.07.2023

«Эксперт РА» повысил кредитный рейтинг АО «ХК «Новотранс» до уровня ruAA-

Москва, 27 июля 2023 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании АО «ХК «Новотранс» до уровня ruAА-, прогноз по рейтингу стабильный. Ранее у компании действовал рейтинг на уровне ruA+ со стабильным прогнозом.

АО «Холдинговая компания «Новотранс» – головная компания Группы Новотранс, включающей в себя, помимо прочих, ООО «ГК «Новотранс» – частного оператора железнодорожного подвижного состава, оперирующего на территории РФ, СНГ и стран Балтии. Компания также контролирует ряд стивидорных активов в порту Усть-Луга, и пять действующих вагоноремонтных заводов в Московской, Ленинградской, Иркутской, Кемеровской областях и в Алтайском крае. Стивидорные активы Группы «Новотранс» представлены терминалом LUGAPORT в составе Морского торгового порта Усть-Луга с мощностью грузооборота до 24,3 млн т (выход на полную проектную мощность запланирован к концу 2024г.), длиной причального фронта 1.5 тыс. м. и осадкой принимаемых судов до 17.5 м. По итогам 2022г. парк под управлением компании составлял 24.7 тыс. единиц (95% в собственности АО ХК «Новотранс») и полностью состоял из полувагонов, грузооборот компании составил 76 млрд т-км. По оценкам компании, АО ХК «Новотранс» занимает третье место на рынке ремонта вагонов среди частных компаний в РФ с общерыночной долей около 14%, а на дорогах присутствия совокупная доля составляет 42%. По итогам 2022 г. доля услуг по ремонту подвижного состава в структуре консолидированной выручки составила около 20%.

Повышение рейтинга обусловлено сильными финансовыми результатами компании в 2022 году, которые способствовали сохранению динамики снижения долговой нагрузки в условиях спада в отрасли и общего ухудшения макроэкономической ситуации. Выручка и EBITDA компании по итогам 2022г. увеличились на 43% и 70% г/г, рентабельность по EBITDA достигла 53% (44% годом ранее). Агентство ожидает, что компания также сохранит устойчивый финансовый профиль в среднесрочной перспективе несмотря на высокие капвложения, ожидаемую коррекцию рыночных ставок в 2023г.и выплаты акционерам.

Сложившаяся в течение 2022 года конъюнктура на основных рынках присутствия оказала значительное давление на объем грузоперевозок. Однако, благоприятный уровень ставок на оперирование полувагонами, изменения в логистике, наращивание присутствия в стивидорном и вагоноремонтном бизнесе способствовало повышенной устойчивости к ухудшению макроэкономических условий.

Агентство умеренно позитивно оценивает профиль бизнес-рисков компании, оценивая устойчивость компании к внешним шокам как умеренную. Агентство также оценивает барьеры входа в отрасль как повышенные по причине высоких требуемых капитальных затрат и компетенций для демонстрации операционных результатов на уровне рейтингуемого лица. В ходе 2022 гг. компания по-прежнему находилась в активной стадии строительства терминала LUGAPORT несмотря на ухудшение геополитических условий. Проект включен в различные государственные программы развития транспортной инфраструктуры РФ. К 2023г. построены первоочередные объекты терминала LUGAPORT и завершается ввод в эксплуатацию первого этапа мощностью 8 млн тонн в год. Терминал спроектирован в универсальной конфигурации с пятью причалами, с возможностью обработки навалочных грузов (руда, уголь), генеральных грузов (трубы, металлопрокат, тарно-штучные грузы), зерновых и пищевых грузов (с двумя группами силосов объемом единовременного хранения до 300 тыс. т и складами до 100 тыс. т). Агентство положительно оценивает перспективы диверсификации бизнеса с учетом синергии с операторским и вагоноремонтным бизнесом на фоне возможностей конкуренции за грузовую базу с портами Балтийского и Азово-Черноморского бассейнов. В условиях обострения геополитических рисков и закрытия портов Литвы, Латвии и Эстонии для транзита российских экспортных грузов, проект создаёт экспортёрам дополнительные возможности по вывозу грузов, что может обусловить большую востребованность в проекте со стороны грузоотправителей. Общий объем инвестиций составляет 75 млрд руб. (63% из которых уже профинансированы компанией), что окажет дополнительную нагрузку на долговые метрики компании в рамках 2023г., при этом запланированный поэтапный ввод в эксплуатацию объектов терминала позволит Группе Новотранс снижать долговую нагрузку с учетом поступающей выручки от перевалки грузов.

Грузовая база ООО «ГК «Новотранс» по итогам 1 полугодия 2023г. состояла на 54% из углей (энергетического и коксующегося) и 37% - металлургические грузы. Клиентская база умеренно диверсифицирована, по итогам 1 полугодия 2023 г., доля группы ММК составила 14% (10% по итогам 2022г.), Металлоинвест – 14% (18%). С крупнейшими клиентами компания работает на условиях сервисных контрактов, фиксирующих минимальное количество вагоноотправок и подразумевающих обоюдную финансовую ответственность за невыполнение контрактных условий. По итогам 1 полугодия 2023 г. не менее 65% выручки от операторской деятельности приходилось на сервисные контракты и агентство учитывает сохранение такого соотношения в дальнейшем: контрактная база с подобной структурой обеспечивает достаточно высокую прогнозируемость объемов перевозок и, в несколько меньшей степени, денежных потоков, так как предусматривает регулярный пересмотр ценовых условий. Загрузка универсального парка примерно соответствует среднерыночным значениям – порожний пробег по итогам первого полугодия 2023 г. находился на уровне 40%. Средний возраст парка находится на уровне 13,5 лет и не накладывает на компанию требований по обновлению парка или повышенных затрат на его ремонт.

Агентство наблюдает перелом тренда ставок оперирования в сторону снижения: в 1 полугодии 2023 г. агрегированные спотовые ставки на рынке сократились, после роста в 2021-2022гг. В 2022 году уровень цен на уголь находился на высоком уровне из-за резкого роста спроса со стороны мировых производств, стремительно развивающихся после снятия карантинных ограничений и требующих дополнительных объёмов электроэнергии и сырья. В 2023 году произошла естественная коррекция мировых цен на уголь после установления баланса спроса и предложения. Избыток предложения российского угля на азиатских рынках, возникший после введения эмбарго на российский уголь со стороны стран Европы, оказал влияние на уровень стоимости угля, но носил временный характер и был связан с периодом перенастройки логистических цепочек и международных торговых связей. Также, в настоящее время на уровень цен влияет сезонное снижение спроса, который будет расти в преддверии начала отопительного сезона. Совокупность этих факторов создаёт неопределённость для дальнейшей динамики ставок оперирования и риск ухудшения финансовых результатов группы в 2023 году, что должно быть снивелировано вводом на полную мощность терминального комплекса компании с 2024-2025гг.

Профиль финансовых рисков Новотранса определяется низкой долговой нагрузкой по итогу 2022 г. На 31.12.2022 отношение чистого долга к EBITDA составило 1.3х, в соответствии с ожиданиями агентства (1,3х в 2021г.). Однако в перспективе 2023г. агентство допускает риск увеличения показателя до уровня в пределах 3х при сценарии изменения ставок оперирования на фоне дальнейшего наращивания долга в абсолютном выражении для финансирования инвестиционного проекта. За 2022 г. АО ХК «Новотранс» досрочно выкупило по договорам лизинга около 7 тыс. полувагонов. Изменение структуры долга положительно повлияло на кредитный портфель ввиду высвобождения залоговой базы и смягчения пиков погашения долга.  Процентная нагрузка комфортная, отношение EBITDA по итогам 2022г. к процентам к уплате за аналогичный период составило 11,3х (8.2х). Рентабельность по EBITDA по итогам 2022г. выросла до 53% (44% в 2021г.). Агентство не ожидает падения показателя в перспективе 2023-2024 гг. ниже верхней границы бенчмарка по методологии в 20%. Компания по-прежнему не подвержена существенному валютному риску и осуществляет практически все операции в рублях. Прогнозная ликвидность оценивается умеренно позитивно на фоне высокого ожидаемого операционного денежного потока по итогу 2023 г. и наличие согласованного банковского финансирования, обеспечивающего возможность нести расходы на строительство портового терминала в текущем периоде. Качественная оценка ликвидности также положительна – кредитный портфель диверсифицирован, по состоянию на июль 2023 г. крупнейшим источником (более 80%) фондирования являются три выпуска биржевых облигаций. Агентство предполагает дивидендные выплаты, которые согласно принятой компанией дивидендной политике не выплачиваются в случае превышения показателя долга к EBITDA свыше 3х.

Оценка блока корпоративных рисков находится на умерено-высоком уровне. Агентство положительно оценивает существование отдельного подразделения по управлению рисками с высоким обеспечением регламентации его деятельности. Концентрированная структура собственности влияет на качество структуры собственности в силу отсутствия минимизации рисков корпоративных конфликтов. Однако, агентство отмечает концентрацию операционного и стратегического управления. Новотранс публично раскрывает финансовую отчетность.

По данным консолидированной отчётности АО «Холдинговая компания «Новотранс» по стандартам МСФО выручка по итогам 2022 года составила 52,3 млрд руб., чистая прибыль – 16,4 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг АО «ХК «Новотранс» был впервые опубликован 22.08.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 19.08.2022.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты присвоения или последнего пересмотра.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 03.07.2023) и методология оценки внешнего влияния на кредитный рейтинг (вступила в силу 25.04.2023) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, АО «ХК «Новотранс», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, АО «ХК «Новотранс» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало АО «ХК «Новотранс» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru

Публикации по тематике


Мировая торговля алмазами упала до минимума с ковида и глобального кризиса

АЭИ Прайм

МОСКВА, 3 июл - РИА Новости. Мировая торговля алмазами в прошлом году сократилась до 72,2 миллиарда долларов - более низкие показатели в последние годы были только в разгар коронавируса и глобального финансового кризиса, следует из данных Кимберлийского процесса, которые изучило РИА Новости.
03.07.2024

Елизавета Уткина о продуктовой инфляции на Западе

Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Елизавета Уткина прокомментировала причины снижения продуктовой инфляции на Западе в программе «Рынки» на РБК ТВ 10.04.2024

Интервью Cbonds: Артем Тараканов, Softline

Представляем вашему вниманию интервью с глобальным финансовым директором компании Softline Артемом Таракановым. 03.04.2024

Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023