Москва, 21 декабря 2022 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «Евросиб -ТЛБ» на уровне ruBBB+. Прогноз по рейтингу - стабильный
ООО «Евросиб -ТЛБ» (далее – «Евросиб-ТЛБ», Группа/Компания) - материнская структура железнодорожного дивизиона группы компаний «Евросиб». Компания оперирует преимущественно на территории РФ, владеет и управляет собственными терминально-логистическими комплексами по обработке контейнерных грузов в Новосибирске и Московской области, она также оказывает услуги по организации ремонта подвижного состава, услуги логистического оператора и таможенного брокера.
Сложившаяся в течение 11 месяцев 2022 года конъюнктура на основных рынках присутствия оказала значительное давление на объем грузоперевозок. Однако, восстановление ставок на оперирование полувагонами, низкий уровень порожнего пробега, соразмерный с лидерами отрасли, смена логистики с части Европейских направлений на Сибирь и Дальний Восток, и значительное наращивание парка в докризисные период способствовало повышенной устойчивости к ухудшению макроэкономических условий. Агентство продолжает оценивать устойчивость компании к внешним шокам как умеренную. Агентство также оценивает барьеры входа в отрасль как повышенные по причине высоких требуемых капитальных затрат и компетенций для демонстрации операционных результатов на уровне рейтингуемого лица.
Риск-профиль отрасли оценивается Агентством как умеренный. По итогам 9 месяцев 2022 года, компания продолжает входить в ТОП-20 крупнейших операторов РФ, по объему грузооборота и по количеству парка в собственности среди железнодорожных операторов, ТОП-4 операторов фитинговых платформ, и среди операторов по перевозке лесных грузов (сырье и продукты переработки) и продукции целлюлозно-бумажной промышленности (в совокупности на два этих сегмента приходится около 40% погрузки за 1 полугодие 2022 года). По состоянию на 30.06.2022 парк подвижного состава в управлении компанией сократился до 13.4 тыс. вагонов (с 14 тыс. вагонов) и был представлен: крытыми вагонами (29%), фитинговыми платформами (27%), полувагонами (23%) и лесными платформами (19%). Компания полностью вышла из владения минераловозов с 2020 года и нарастила свое присутствие в достаточно универсальном в оперировании и прибыльном сегменте - фитинговых платформах. Однако, агентство отмечает конкуренцию со стороны двух лидирующих игроков в секторе как ПАО «Трансконтейнер» (ruAA-, стаб.) и FESCO, что может оказать давление на способность компании поддерживать и наращивать свою рыночную долю в этом сегменте в условиях дефицита парка и ограничений в поставках контейнеров и платформ в РФ в среднесрочной перспективе.
Несмотря на значительное снижение объемов погрузки по итогам 6 месяцев 2022 года до 4.2 млн тонн с 5.4 млн тонн годом ранее, Агентство отмечает способность компании удерживать свои рыночные и конкурентные позиции. Снижение объемов, в большей степени было обусловлено сокращением транзитных перевозок через территорию РФ, сокращения экспортных и импортных перевозок в Европейском направлении из-за санкционных ограничений, ухода ряда импортеров. В ходе 2021 года и 1 полугодия 2022 года Группа продолжала развитие своего контейнерного бизнеса, в ходе которого были запущены ряд совместных предприятий с целью обеспечения мультимодального экспедирования «дверь-в-дверь» из Китая в центральную часть РФ и Сибирь и обратно, а так же произведены инвестиции в наращивание собственных терминальных мощностей.
Клиентская база компании диверсифицирована – по итогам 1 полугодия 2022г. крупнейшим грузоотправителем группы были Beijing Junchi International Freight Forwarders Co., Ltd. (9%), ряд ритейлеров (Леруа Мерлен Восток ООО, Лента ООО, КАРИ ООО и т. д.) не превышающих 3%, что оценивается как очень низкая концентрация заказчиков. Несмотря на диверсифицированную структуру грузоотправителей и продолжительную историю отношений со многими из них, компания потенциально подвержена риску изменения объема грузоперевозки из-за недостаточно высокого уровня долгосрочной контрактации: доля заключенных сервисных или фиксирующих минимальное количество вагоноотправок контрактов невелика. Однако, компания продолжает демонстрировать хорошие показатели загрузки парка: средневзвешенный уровень порожнего пробега по общему парку полувагонов в управлении по итогам 11 месяцев 2022 оценивается ниже 40%. Степень износа парка подвижного состава составляет 46%, что оценивается нейтрально по методологии Агентства.
В период 2021-1П2022 гг. профиль финансовых рисков компании укрепился в связи с восстановлением ставок оперирования полувагонами, что привело к росту LTM EBITDA на 30.06.2022 (далее – отчетная дата) до 4.5 млрд. руб. (рост более 30% год к году) и снижению долговой нагрузки до 2.8х Долг/EBITDA (с 4.1х годом ранее). Однако, Агентство ожидает, что в следующие 12 месяцев после отчетной даты ставки оперирования снизятся, что приведет к незначительному увеличению показателя долга к EBITDA LTM. Рентабельность компании оценивается умеренно-положительно Агентством. По нашим расчётам LTM EBITDA рентабельность составила 21% (с 17% прошлого года) на отчетную дату, что оценивается на умеренном уровне по бенчмаркам агентства. Вместе с тем, ожидаемое снижение рентабельности по FCF (EBITDA за вычетом поддерживающих капитальных затрат и процентных расходов) с 2023гг. оказывает сдерживающее влияние на фактор рентабельности. В 2023 Агентство ожидает снижение уровней ставок, продолжающееся удорожание и рост расходов на ремонт, рост инвестиций на поддержание текущего парка, что вкупе со слабой рыночной конъюнктурой грузооборота может оказать давление на финансовый профиль компании в 2023 году. Общий уровень процентной нагрузки оценивается Агентством как удовлетворительный. В отчетную дату EBITDA/Процентные расходы укрепился до 3.1х (2.5х годом ранее), в дальнейшем агентство ожидает незначительное ослабление процентного покрытия по причине общего роста процентных ставок и наличия существенного объема обязательств с плавающей процентной ставкой (около 60% кредитного портфеля). Оценка ликвидности компании ограничивается отсутствием дивидендной политики, что сужает возможности прогнозирования свободных денежных потоков.
Блок корпоративных рисков оценивается Агентством на умеренном уровне. Качество корпоративного управления сдерживает отсутствие совета директоров, правление не сформировано, последнее, при этом, фактически функционирует в нерегламентированном формате. Дивидендная политика не закреплена. В группе действует проработанная стратегия развития, для анализа была предоставлена детализированная финансовая модель. Однако, степень транспарентности компании ограничивается отсутствием раскрытия финансовых и операционных данных в открытом доступе.
По данным аудированной МСФО отчетности ООО «Евросиб-ТЛБ» активы компании на 31.12.2021 составляли 23.9 млрд руб., капитал – 8.0 млрд руб. Выручка по итогам 2021 года составила 21.6 млрд руб., чистая прибыль – 1.0 млрд руб.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг ООО «Евросиб-ТЛБ» был впервые опубликован 12.01.2022.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты присвоения или последнего пересмотра.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 01.08.2022) и методология оценки внешнего влияния на кредитный рейтинг (вступила в силу 06.05.2022) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ООО «Евросиб-ТЛБ», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ООО «Евросиб-ТЛБ» принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ООО «Евросиб-ТЛБ» дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.