Москва, 2 августа 2018 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании ФГУП «Росморпорт» на уровне ruAAA. Прогноз по рейтингу – стабильный.
ФГУП «Росморпорт» (далее – компания) – стратегическое, системообразующее предприятие, учрежденное в целях эффективного развития и эксплуатации объектов федеральной собственности в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним. Компания находится в ведении Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот), которое координирует ее деятельность от согласования стратегии развития до утверждения инвестиционной программы и бюджетов. Значительная часть капитальных затрат исторически финансируется из федерального бюджета в рамках федеральных целевых программ (ФЦП). Агентство оценивает вероятность поддержки компании со стороны государства как высокую и учитывает в уровне рейтинга сильный фактор поддержки в соответствии с методологией.
В хозяйственном ведении ФГУП «Росморпорт» на федеральном уровне находится ряд уникальных объектов, что обуславливает для компании статус естественной монополии: наземные гидротехнические сооружения (причалы, пирсы, волноломы), подводные гидротехнические сооружения (каналы, фарватеры, акватории), системы обеспечения безопасности мореплавания. Кроме того, компания управляет флотом дизель-электрических ледоколов, буксиров, лоцманских и дноуглубительных судов. Стратегия развития компании предполагает реализацию инвестиционных проектов, направленных на увеличение транзитного грузопотока через отечественные порты, в том числе путем наращивания портовых мощностей и повышения качества лоцманских услуг.
Основной объем выручки компания получает за счет портовых сборов, тарифы по которым, за исключением лоцманского сбора, устанавливаются ФАС и номинированы в рублях. На три крупнейших портовых сбора, навигационный, ледокольный и канальный, приходится 58% выручки за 2017 год. Агентство отмечает, что последние годы портовые тарифы индексировались на уровень значительно ниже инфляции или не индексировались вовсе, что может оказать давление на операционный денежный поток компании в среднесрочной перспективе. При этом на текущий момент это компенсируется ростом объема оказываемых услуг в натуральном выражении за счет увеличения грузооборота: по итогам 2017 года прирост грузооборота в морских портах на 9% привел к соответствующему приросту выручки от портовых сборов. Рентабельность по EBITDA, по расчетам агентства, выросла за последний год до 26% с 24% в 2016 году, а рентабельность капитала по скорректированной чистой прибыли – до 3,6% с 1,2%. Агентство ожидает, что поступления от портовых сборов продолжат расти на горизонте ближайших трех лет с замедлением темпов прироста до 3-4% ежегодно.
Часть доходов компании предполагает обязательную ежегодную индексацию. Так, около 8% выручки по итогам 2017 года приходилось на поступления от сдачи в аренду объектов портовой инфраструктуры. Стоимость аренды не регулируется ФАС, однако законодательно определяется в зависимости от рыночной стоимости причалов, которая зависит от грузооборота в порту. Типовые условия договоров предусматривают как ежегодную индексацию стоимости аренды на уровень инфляции, так и возможность изменения ставки раз в три года в результате актуализации рыночной стоимости причала. Также компания на коммерчески выгодных для себя условиях использует ледокольный флот, на услуги которого по итогам 2017 года приходилось 4% выручки. Уникальная роль ФГУП «Росморпорт» в транспортной отрасли Российской Федерации и позитивные тенденции на рынке услуг стивидоров обуславливают высокую оценку агентством рыночных позиций компании. Кроме того, бизнес-профиль компании поддерживается отсутствием в силу специфики деятельности зависимости от ключевых клиентов и контрагентов. Поддержку рейтингу также оказывает отсутствие в деятельности компании материального валютного риска.
На 31.12.2017 (далее – отчетная дата) у компании практически отсутствуют долговые обязательства. Долговой портфель в соответствии с отчетностью МСФО представлен лишь задолженностью перед стивидорными компаниями в объеме 1,1 млрд руб., которая образовалась в результате реализации программ государственно-частного партнёрства. Такие программы подразумевают строительство объектов инфраструктуры, которые законодательно должны находиться в федеральной собственности, за счет средств частного инвестора с последующей компенсацией затрат последнего за счет дополнительного дохода компании от эксплуатации этих объектов. Агентство трактует эту задолженность как квазикапитал, принимая во внимание отсутствие по ней обязанности компании по уплате процентов, а также привязанности графика погашения задолженности к факту наличия доходных поступлений, источника погашения задолженности. При этом в соответствии с действующей инвестиционной программой компании ряд крупнейших проектов планируется профинансировать за счет привлечения заемных средств. Эти проекты включают строительство автомобильно-железнодорожного парома для линии «Усть-Луга — Балтийск», строительство и модернизация ледоколов, буксиров и дноуглубительного судна. На эти цели до конца 2018 года компания планирует привлечь 4 млрд руб. в виде дебютного размещения облигаций. Это не окажет материального эффекта на долговые метрики компании: отношение долга к EBITDA за 2017 год составит около 0,6х, покрытие долга CFO за 2017 год – около 106%, что оценивается как низкий уровень долговой нагрузки. Агентство прогнозирует отрицательный свободный денежный поток компании на горизонте до конца 2020 года, однако не ожидает роста отношения долга к EBITDA выше 2х. Текущий уровень долговой нагрузки оценивается как низкий: покрытие выплат по долгу в 2018 году многократно покрывается EBITDA за 2017 год.
Давление на рейтинговую оценку оказывает лишь удовлетворительный уровень прогнозной ликвидности. По оценке агентства, на горизонте 18 месяцев от отчетной даты направления использования ликвидности будут покрыты источниками ликвидности не более, чем на 1х. Основная причина – наличие значительных капитальных затрат, на осуществление которых компании придется привлекать незаконтрактованное на текущий момент долговое финансирование. За счет собственных средств компания сможет профинансировать не более 70% инвестиционной программы на этом горизонте. Агентство отмечает, что существенным подспорьем в финансировании капитальных затрат может стать одобрение правительством введения инвестиционного портового сбора.
Блок корпоративных рисков компании оценивается агентством на высоком уровне. Позитивное влияние на уровень рейтинга оказывает концентрированная структура собственности и высокий уровень информационной прозрачности. В силу специфики организационно-правовой формы у компании отсутствует совет директоров, при этом риск конфликта интересов оценивается как минимальный, а уровень регламентации деятельности как высокий. Агентство отмечает, что обсуждаемое последние годы акционирование компании с преобразованием ее организационно-правовой формы в АО должно оказать позитивное влияние на деятельность, так как обеспечит более понятный инвесторам механизм управления, порядок реализации крупных сделок и облегчит привлечение финансирования. Деятельность компании подчинена официально утвержденной стратегии развития до конца 2019 года с прозрачными целями и критериями их реализации. Основное имущество компании застраховано у страховщика с высоким кредитным рейтингом. Компания осуществляет независимый контроль деятельности своих подрядчиков, в арендных договорах предусмотрены условия по минимальным объемам перевалки, при невыполнении которых стивидор уплачивает компании штраф. При этом недостатком управления кредитными рисками компании является отсутствие требований по минимальному уровню кредитоспособности к банкам-гаранторам по выдаваемым подрядчикам авансам.
По данным отчетности ФГУП «Росморпорт» за 2017 год по стандартам МСФО выручка составила 25,6 млрд руб., чистая прибыль – 6,1 млрд руб. Объем активов на 31.12.2017 составил 152,4 млрд руб., собственный капитал – 142 млрд руб.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг присвоен ФГУП «Росморпорт» впервые.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты выпуска настоящего пресс-релиза.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/credits/method (вступила в силу 02.10.2017).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ФГУП «Росморпорт», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ФГУП «Росморпорт» принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ФГУП «Росморпорт» дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.