Москва, 29 августа 2017 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности проектной компании «Управление отходами» на уровне ruBBB-. Прогноз по рейтингу - стабильный. Ранее у компании действовал рейтинг А, первый подуровень с позитивным прогнозом, присвоенный по методологии присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовых компаний, утратившей силу 23.01.2017. Пересмотр рейтинга не может трактоваться как его снижение.
«Управление отходами» занимается реализацией проектов создания и эксплуатации систем по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на основе концессионных соглашений в семи регионах России.
Основное положительное влияние на уровень рейтинга оказывает поддержка со стороны государства в рамках заключенных концессионных соглашений с регионами. Выручка компании представляет собой доходы, полученные в результате обработки и захоронения твердых коммунальных отходов (ТКО), которые поступают в результате участия компании в программах государственно-частного партнерства в качестве концессионера. Основные положения заключаемых концессионных соглашений предполагают монопольный статус объектов компании в отдельных муниципалитетах и субъектам РФ, с которыми смогут заключить договоры местные управляющие компании. Согласно уже заключенным концессионным соглашениям в течение всего срока их действия компания получает доход по тарифу, действующему на обработку и захоронение ТКО. Тариф назначается с учетом инвестиционной надбавки, включающей затраты на возведение и эксплуатацию объекта, и предполагает компенсацию инвестиций с доходностью, превышающей инфляцию. В каждом регионе РФ тариф устанавливается региональными органами государственной власти и является обязательным для собственников ТКО, а после выбора в конкретном регионе РФ регионального оператора по обращению с ТКО тариф будет относиться к коммунальной, а не к жилищной услуге.
Также компания получает субсидии из ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ». В ноябре 2016 года была получена субсидия по проекту в Республике Чувашия в размере 135 млн руб. и по проекту в Нижегородской области в размере 40,5 млн руб. В феврале 2017 года правление Фонда ЖКХ приняло решение о выделении субсидии и по проекту ТКО в Саратовской области в размере 300 млн руб. Наряду с небольшим объёмом выручки, обусловленным инвестиционной фазой развития проектов (740 млн рублей по данным консолидированной МСФО отчетности за 2016 год), субсидии оказывают ощутимую поддержку денежному потоку компании.
Помимо этого, деятельность в рамках концессионных соглашений подразумевает дополнительную защиту концессионеру (компании) в рамках механизма гарантии возврата инвестированных средств со стороны концедента (субъекта РФ) согласно двустороннему соглашению.
Положительно также отмечаются значительные перспективы развития компании. Потенциал компании по расширению значителен - при позитивном сценарии охват может составить до 20 субъектов РФ. Сейчас компания работает в 8 субъектах с заключенными десятью концессионными соглашениями, введены в эксплуатацию объекты в 4 регионах. Наличие опыта реализации проектов в рамках концессионных соглашений по обращению с ТКО позитивно отмечается аналитиками агентства.
В качестве сдерживающих факторов отмечаются невысокий уровень прогнозной ликвидности. По оценке агентства, прогнозный операционный денежный поток в 2017 году (798 млн рублей) покрывает планируемые проценты к получению (789 млн рублей) при необходимости осуществления инвестиционных расходов (1.1 млрд рублей), которые будут профинансированы за счет выпуска облигационных займов. В 2018 году предполагается значительное увеличение операционного денежного потока за счет сдачи в эксплуатацию новых проектов и дозагрузки уже сданных проектов, его объёма должно хватить на покрытие процентов и тела долга. При этом агентство отмечает, что в 2019 году значительно увеличатся плановые выплаты по телу долга, что может потребовать привлечения дополнительных займов для рефинансирования обязательств.
По существующим проектам отсутствие необходимости привлечения долга и финансирование деятельности за счет собственных денежных потоков предусмотрено с 2020 года. До этого времени (выхода на положительный поток и до получения чистой прибыли) собственного акционерного финансирования не предусмотрено: весь проект осуществляется, опираясь исключительно на заёмное финансирование - через выпуск облигаций. Такая структура финансирования оказывает сдерживающее влияние на рейтинг.
Также давление на рейтинг оказывает инвестиционная стадия развития проектов. Компания находится в стадии значительных капитальных затрат, что усиливает риски невыполнения обязательств по строительству объектов по концессионным соглашениям, оказывает давление на показатели денежного потока, в том числе в связи с неполной загрузкой имеющихся мощностей на начальном этапе перехода проектов в эксплуатационную фазу.
Агентство отмечает невозможность высоко оценить надежность некоторых подрядчиков компании и отсутствие банковских гарантий, покрывающих ответственность подрядчиков. Подрядчиками выступают региональные строительные компании, по некоторым из подрядчиков заказы от АО «Управление отходами» обеспечили основной объём выручки.
По данным консолидированной отчетности АО «Управление отходами» по стандартам МСФО, выручка компании за 2016 год составила 740 млн руб., чистый убыток - 85 млн руб. Активы компании на 31.12.2016 составили 9,9 млрд руб.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 617-0777.
Применяемые рейтинговые методологии: методология присвоения рейтингов кредитоспособности проектных компаний http://raexpert.ru/ratings/credits_project/method/ (применяемая версия методологии вступила в силу 02.05.2017). Ключевые источники информации: данные АО «Управление отходами», «Эксперт РА», Банка России.
Рейтинг кредитоспособности впервые был присвоен рейтингуемому лицу (объекту рейтингования) 23.11.2016. Предыдущий релиз о рейтинговом действии в отношении рейтингуемого лица (объекта рейтингования) был опубликован 23.11.2016. Рейтинговый комитет в отношении публикуемого рейтингового действия был проведен 22.08.2017. Пересмотр прогноза по рейтингу ожидается не позднее, чем через 12 месяцев. Рейтинг кредитоспособности был инициирован объектом рейтинга (с рейтингуемым лицом заключен договор об осуществлении рейтинговых действий), объект рейтинга принимал участие в присвоении рейтинга. Агентство в течение последних 12 месяцев не оказывало рейтингуемому лицу дополнительные (отличные от присвоения и мониторинга (поддержания) присвоенного рейтинга) услуги. Рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию, включая информацию, полученную от третьих лиц и из публичных (общедоступных) источников, относящуюся к объекту рейтинга, которая находится в распоряжении Агентства, достоверность и качество которой, по мнению Агентства, являются надлежащими. Информация, используемая Агентством, является достаточной для применения методологии.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
Рейтинги выражают мнение АО «Эксперт РА» и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения. Агентство не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными Агентством рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных Агентством, или отсутствием всего перечисленного. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт Агентства www.raexpert.ru.